РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Как заинтересовать учеников в более успешной сдаче учебных нормативов

Жуков Владимир Семёнович

В процессе занятий физической культурой ученики сдают множество учебных нормативов. Учитель принимает норматив, объявляет результаты, выставляет оценки, а через непродолжительное время все это забывается. При повторной сдаче нормативов, ученик не может сравнить полученный результат с предыдущим и проанализировать уровень  своей физической готовности. Учителя физкультуры, как правило, где-то в своих книжках записывают результаты учеников и, по их запросу, могут  дать эту информацию,  прокомментировать ее, дать рекомендации, но массово это сделать, когда учитель ведет 200-300 учеников, крайне сложно.

Некоторые учителя, после сдачи учениками учебных нормативов, вывешивают протоколы на спортивные стенды. «Свежие» протоколы пользуются у учащихся большой популярностью. Но при постоянном тестировании регулярно вывешивать протоколы достаточно сложно, так  как это отнимает много времени. А если кто-то из учителей и делает это, то нет системного подхода в этом деле, анализа результатов, рекомендаций по подготовке к сдаче следующих нормативов.

В своей гимназии эту проблему мы (коллектив учителей физкультуры) постарались решить много лет назад, разработав систему наглядности при сдаче учебных нормативов в виде оригинального стендового протокола.

Из множества тестирований мы отобрали ключевые нормативы, которые характеризуют  уровень физического развития ученика.

Из раздела «Легкая атлетика»  – это  тест на скорость (60м или 100м); тест на выносливость (1, 2, 3 км – в зависимости от возраста); тест на развитие скоростно-силовой подготовки и овладения навыками метания (теннисного меча и гранаты – в зависимости от возраста).

Из раздела «Силовая подготовка" были отобраны: тест на развитие мышц верхнего плечевого пояса – это подтягивание на перекладине (в висе у мальчиков и в висе лежа у девочек); тест на развитие мышц туловища и брюшного пресса – это поднимание туловища из положения лежа (на наклонной доске в положении руки за голову за одну минуту); тест на развитие мышц ног – прыжок в длину с места.

Заключительный тест, включаемый нами в стендовые протоколы, из раздела «Лыжная подготовка» – прохождение на время дистанции 1, 2, 3 км (в зависимости от возраста).

Все вышесказанное в той или иной степени применяется учителями физкультуры при тестировании учащихся. Оригинальность нашей идеи заключается в специально разработанной таблице, которая позволяет за каждый спортивный результат начислять определённое количество очков и, главное, сравнивать «по стоимости» результаты из разных возрастных групп.

Ученик получает  одно очко, если он выполняет учебный норматив на оценку удовлетворительно, 10 очков – на хорошо, 15 очков –  за отличный результат, 25 очков дается за результат, который показывают в среднем сильнейшие ребята в своих возрастных группах.  Между контрольными цифрами результаты делятся на 5 и 10 равных частей. За каждую часть дается 1 очко. После 25 начисление  идет  по одному очку за улучшение результата на определенную величину во всех возрастных группах.

Затем, у каждого ученика суммируются очки в определённой группе упражнений. Подтягивание в висе, прыжок с  места и упражнение на пресс показывают развитие одного физического качества – силы, и таблица строится так, что за 3 эти норматива сумма очков у сильнейших ребят составляет примерно 25 очков. 

Заканчивается «Легкая атлетика», в протокол на стенде вписываются результаты на скорость, выносливость, метание с начислением очков. Очки суммируются, и каждый ученик получает место по легкоатлетическому троеборью в своей параллели.

Заканчиваются уроки раздела «Спортивные игры», в процессе которых ученики сдают тесты по ОФП, результаты тестов вписываются в единый протокол с начислением очков и выводом места по ОФП в своей возрастной группе.

Тоже самое делается и по окончании лыжной подготовки: результаты вписываются в протокол, начисляются очки, выводится место в своей возрастной группе по данному разделу.

Затем сумма всех очков ученика с начала учебного года суммируется, и определяется его место в школе по сдаче учебных нормативов среди 5-11 классов (мальчики и девочки отдельно).

Результаты вписываются в протоколы на стенде перед спортивным залом. Этот стенд так  и называется – «Смотри свое место в школе по физической подготовке».

В открытом доступе протоколы висят на стенде до конца текущего – начала следующего ученого года. Чтобы стенд привлекал к себе внимание, возле каждого протокола вывешиваются фотографии класса и сценки из спортивной жизни школы.

Ученикам, занявшим первые три места, присваиваются звания «Лучший спортсмен гимназии». Фотографии этих ребят выставляются на специальном стенде – «Лучшие спортсмены гимназии». Первые фотографии «Лучших спортсменов» дотируются 1989 годом. Эта традиция, спортивная история  школы, память. Попасть на этот стенд престижно. Положение на это звание предусматривает не только попадание в тройку призеров.  Ученик должен выступать в составе сборной школы на соревнованиях,  активно участвовать в спортивной жизни школы, быть примером на занятиях по физкультуре.

Что бы стенд «работал», нужно постоянно ученикам напоминать о нем. До или после сдачи  учебного норматива направить учеников к стенду, чтобы они сравнили свои результаты, периодически спрашивать их лучшие достижения, место, какое они занимают по видам тестирования, общее место в школе по физической подготовке.

По итогам сдачи учебных нормативов, на стенде даются рекомендации  ученикам. Тем, кто набрал в районе 100 очков и более – их физическое развитие высокое, и им рекомендуется серьезное занятия в спортивных секциях. Кто набрал в районе 50 и более очков – их физическое развитие нормальное, для поддержания физической готовности им рекомендуется  участие в  спортивных мероприятиях школы, дворовых играх, посещение спортивных центров. Тем, кто набрал 30 очков и меньше – их физическая способность недостаточна, для них, кроме регулярных занятий на уроках физкультуры, рекомендуются обязательные дополнительные занятия на развитие тех физических качеств, с которыми у них проблемы.  

Регулярно из года в год делать такой стенд достаточно трудоёмкое занятие. В прошлом учебном году в нашей гимназии по этой системе соревновались 220 мальчиков и 253 девочки. Результаты всех тестов каждого ученика нужно занести в протоколы, начислить очки, определить место каждого ученика, оформить протоколы и вывесить их. Но мы считаем, что это того стоит. Это поднимает значимость спортивного тестирования. Наглядно все ученики, их родители, учителя, видят, кто чего стоит по части физической подготовки. Для многих учеников наглядность результатов – это стимул добиться лучшего результата, занять более высокое место в этой таблице.

Жуков Владимир Семёнович19.09.2016 1690 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar