РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Словарная работа в процессе анализа сказки

Неотъемлемым элементом анализа каждой части произведения устного народного творчества должна стать словарная работа. Уяснение лексического значения слов помогает прояснить содержание, включает воссоздающее воображение детей, помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям.

Словарная работа в ходе анализа текста предполагает и наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка произведения. Лексическое значение большинства слов должно уточняться в процессе анализа и сочетаться с работой над изобразительно-выразительными средствами языка произведения. Язык сказки характеризуется наличием в нем большого количества архаичных элементов, непонятных детям младшего школьного возраста, поэтому большую значимость приобретает работа по объяснению лексического значения устаревших слов. Неясные представления, понятия можно конкретизировать и с помощью словесных описаний, понятных учащимся слов, и путем выяснения содержания понятий или представлений, обозначенных словом. Этому способствует применение логических приемов (анализа, синтеза, обобщения и др.).

Содержание словарной работы на уроках чтения заключается в следующем:

  1. обогащение речи учащихся словами на основе развития представлений и понятий;
  2. уточнение значения известных слов путем непосредственных наблюдений за предметом и рассмотрения слова в контексте, установление основных, существенных признаков понятия, выраженного словом;
  3. расширение сферы употребления знакомых и новых слов, сопоставление употребления изученных слов в данном и каком-то другом (ранее или позднее изученном) контексте, включение слов в новый контекст;
  4. изучение путем наблюдений над словом в тексте его стилистической роли;
  5. работа над значением образных средств языка в тексте;
  6. употребление слова учащимися в связной речи, осознание его смысловых и грамматических связей.

Обогащение словаря учащихся связано с обогащением их мышления представлениями и понятиями путем непосредственных наблюдений за окружающей действительностью и за словесными образами читаемого текста. Поэтому важным вопросом в проблеме обогащения словаря ребенка является установление правильного соотношения книжного образа с реальным представлением о предмете. Чувственный опыт ребенка необходимо обогащать путем наблюдений, непосредственного изучения окружающей действительности.

Анализируя сказку, можно выделить группы слов, которые помогают раскрыть жанровые особенности текста, выявить характер героев, основную тему и идею произведения.

Сказка «Гуси-лебеди» дает возможность работать над такими группами слов:

  • над словами, обозначающими главных героев: гуси-лебеди, Баба-Яга, девочка, братец;
  • над словами, обозначающими лиц и имеющими эмоциональную окраску: доченька, сынок, батюшка;
  • над словами, обозначающими действия: позабыла, побежала, заигралась, загулялась; вернулась, ахнула, кинулась, кликала, заливалась (слезами), причитывала (дочка); налетели, подхватили, унесли; увидели, загоготали, налетают, крыльями машут (гуси-лебеди);
  • над устойчивыми словосочетаниями: покричали-покричали, полетели-полетали, слезами заливалась, ни жива ни мертва, на твоих костях покатается;
  • над изобразительными средствами: серебряные яблочки, кисельные берега, молочная речка.

 

Пример фрагмента урока анализа русской волшебной сказки «Гуси-лебеди» (3 класс).

Цель работы: уточнить значение некоторых слов, характеризующих основные события и героев; научить различать оттенки значений слов, выявить изобразительные средства языка и устойчивые выражения.

- Прочитай, как отвечала девочка печке, яблоньке и реке при первой встрече. Что в ее ответах было для них обидного? («Стану я ржаной пирожок есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся», «У моего батюшки и садовые не едятся», «У моего батюшки и сливочки не едятся»). Как можно было отказаться от угощения и не обидеть того, кто угощал? Предложи свои ответы.

- Как относилась девочка к своим помощникам после побега с братцем от Бабы-Яги? («Речка, матушка, спрячь меня! Поешь моего простого киселька. Девочка поела и спасибо сказала». «Яблоня, матушка, спрячь меня! Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала». «Печка, матушка, спрячь меня! Поешь моего ржаного пирожка. Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем – в печь»). Выделенные в тексте слова доказывают уважительное отношение девочки к свои помощникам.

- На какие две части можно разделить сказку по характеру поведения девочки?

- Девочка в этой сказке: смелая, умная, гордая, хитрая, невоспитанная, злая, беззаботная, добрая, упрямая, непослушная, грубая, бестактная, эгоистка, трусливая, любит брата, признает свои ошибки, исправляется, никого не любит?

- Выбери слова и выражения, которые характеризуют поведение девочки в первой половине сказки (до встречи с Бабой-Ягой). Выбери слова и выражения, которые характеризуют поведение девочки во второй части. Какие слова и выражения совсем не подходят для характеристики девочки?

- Найди определения, характеризующие необычных персонажей и волшебные предметы. («Старая Баба-Яга», «молочная река в кисельных берегах», «серебряные яблочки»). Какая избушка Бабы-Яги представлена в сказке? («Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается»). Таким образом, избушка Бабы-Яги помимо постоянного эпитета на курьих ножках получает в тексте дополнительную характеристику, что служит в сказке целям усиления впечатления таинственного и чудесного.

- Найди слова, обозначающие действие. Обрати внимание, как много таких слов в этой сказке. («Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь». Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут»). Именно поэтому мы как бы видим бегущую девочку и нападающих гусей-лебедей.

- Найди выражения, которые состоят из двух близких по значению слов, а также устойчивые выражения. («Гуси-лебеди, покричали-покричали, ни жива ни мертва, заигралась, загулялась»).

В волшебной сказке выразительный язык, встречаются слова и выражения, которых нет в повседневной речи. Образные определения, показывающие характер героев, слова, обозначающие действие, устойчивые выражения – все это отличает волшебную сказку от рассказа и сказок других типов. Синонимические и тавтологические сочетания широко употребляются в сказках и выражают предельную взволнованность, эмоциональность речи и служат исключительно целям усиления.

В 4 классе изучаются бытовые сказки «Дочь-семилетка», «Петр 1 и находчивый солдат» /учебник «Родное слово»/.

Сказка «Дочь-семилетка» дает возможность работать над такими группами слов:

  • над словами, обозначающими главных героев: брат, царь, дочь, мужик, отец;
  • над словами, обозначающими лиц и имеющими эмоциональную окраску: Иванушка, батюшка, внучек;
  • над словами, обозначающими действия: попекла, припрятала к обеду (дочка); пошел, купил (отец);
  • над устойчивыми словосочетаниями: подумал-подумал, залился горькими слезами;
  • над изобразительными средствами: шелковая ниточка, бедный , богатый брат, царское величество, дочь мудра.

 

Пример фрагмента урока анализа бытовой сказки «Дочь-семилетка» /4 класс/.

Цель работы: уточнить значение некоторых слов, характеризующих основные события и героев; научить различать оттенки значений слов, выявить изобразительные средства языка и устойчивые выражения.

- Как можно назвать загадки царя и ответы на них девочки-семилетки? Хитроумные, глупые, остроумные, легкие, замысловатые, сложные, трудные, простые? Выбери нужное.

- Какие задания дает царь семилетке? Можно ли их выполнить? Вспомни, какие задания получала от мачехи Крошечка-Хаврошечка. Сравни, как выходит из трудного положения героиня бытовой сказки волшебной?

- Найди выражения, которые состоят из двух близких по значению слов, а также устойчивые выражения. Как ты их понимаешь? Замени их близкими по значению.

- Вспомни, кто такие кум и кума. Где ты встречался с такими персонажами?

Найди и прочитай предложение со словом «кросна» («Поди к царю, скажи, чтоб нашел такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросна: было бы на чем полотенце ткать!»). Как ты думаешь, что оно может обозначать?

- Докажи, что это сказка бытовая. На примере сказки «Дочь-семилетка» расскажи, что русский народ осуждает в человеке, а какие качества ценит.

- Вспомни признаки волшебных сказок, назови героев. Сравни с бытовой сказкой «Дочь-семилетка».

Такие сказки, как «Дочь-семилетка», называются бытовыми. Быт – это повседневная обычная жизнь людей. В бытовых сказках действие происходит не в волшебном царстве, а на русской земле. Персонажи – обыкновенные люди: мужик, барин, солдат, поп и др. Но бытовая сказка - это сказка, а не быль, в ней происходят невероятные, сказочные события.

Мы будем читать в этом разделе бытовую сказку «Петр 1 и находчивый солдат».

Работа над выявленными группами слов в тексте сказки позволяет уточнить значение некоторых слов, характеризующих основные события и героев; научить различать оттенки значений слов, выявить изобразительные средства языка и устойчивые выражения.

Лексическую работу в процессе анализа сказки необходимо проводить, опираясь на понимание учащимися смысла и жанровой природы текста.

Вдовина Наталия Сергеевна06.10.2016 3470 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar