РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Балльно-рейтинговая система оценок (БРС) на уроке литературы как эффективное средство привлечения старшеклассников к чтению

Балльно-рейтинговая система оценок (БРС)

Не секрет, что в современном обществе востребованы люди, которые умеют учиться и способны к саморазвитию. Давно известна величайшая формула обучения: знания становятся знаниями в полном смысле этого слова тогда, когда они приобретены самостоятельно.

Если выпускник не утратил интереса к знаниям, если он ищет и находит необходимую информацию для решения научных или прикладных проблем, то ему легче будет повысить свой профессиональный уровень. Он всегда будет востребован производством, сферой услуг или научным сообществом. Школа должна стать первой ступенью к социализации ребенка. Вопрос, как привлечь учащегося к обучению, как мотивировать на работу и построить урок таким образом, чтобы ребёнок захотел учиться? Не один год я пытаюсь найти такие формы работы на уроках литературы, чтобы мои ученики, проявляющие полное равнодушие к чтению, наконец сами, осознанно обратились к книге. Для многих моих коллег проблема отсутствия интереса учащихся к урокам литературы стала насущной проблемой, требующей решения. Как пытаюсь эту проблему решить я? На этом вопросе хотелось бы остановиться подробнее

Когда в нашем НОЦе была введена балльно-рейтинговая система оценки и учета успеваемости, я долгое время негодовала, более того, воспринялА такую систему в штыки. Мне было непонятно, зачем нужно было отказываться от традиционной системы оценивания. Откровенно говоря, поначалу я вообще смутно представляла, как буду использовать БРС в своей деятельности. Но, познакомившись с данной системой оценивания и применив её нынче на практике, я с удивлением обнаружила, что такая система позволила мне решить давно наболевшую проблему. В чём суть этой чуждой поначалу для меня системы оценивания?

Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся.

Это система оценки накопительного типа. Именно такая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся. Чем же не угодила традиционная система оценивания, спросите вы. Я наконец поняла её существенные недостатки: неполнота, ограниченность, а также несориентированность на психофизиологические возможности детей различных возрастных групп.

Итак, очень кратко остановлюсь на том, как я применяю БРС на своих уроках. (Приложение). Весь материал, который мы должны изучить, я разбиваю на модули. Перед изучением каждого модуля ребята получают, так называемую, карточку-напоминание, где указан максимальный балл, который они могут получить за модуль и все виды работ.
Задача ребенка – познакомиться с карточкой, осмыслить предложенную информацию, сформулировать для себя, чего он хочет добиться, изучая данный модуль. В итоге формируется позитивная установка на предполагаемую деятельность, возникает мотив достижения успеха, закладывается основа успешной учебной деятельности. Никто НИКОГО не заставляет. Конечно, нерадивый ребёнок может ничего не делать и сидеть сложа руки, но при этом он прекрасно должен понимать, что после изучения модуля он вряд ли справится с контрольным мероприятием и за все работы, идущие в зачёт, он получит ноль баллов.

Несложно догадаться, какой оценке будет равен балл ребёнка при переводе его в традиционную оценку.

  • более 40,1% - 3;
  • более 60,1 % - 4;
  • более 80,1% - 5;

Безусловно, БРС изменила привычные представления школьников об учебе. Наверняка всем известна поговорка: «От сессии до сессии живут студенты весело…», потом за 2-3 дня выучивают предмет (с разным успехом), сдают и благополучно забывают. Не все, конечно, так учатся, но то, что такая практика существует, никто отрицать не будет. И еще: все прекрасно знают, что традиционный сессионный экзамен – это во многом лотерея: можно время от времени готовиться в течение семестра, на экзамене вытянуть «хороший» билет и получить «отлично». А можно, наоборот, – весь семестр трудиться, готовиться, ходить на уроки, читать учебники, а на экзамене не повезет. А все потому, что привычная традиционная система почти совсем не учитывает то, что называется текущей учебной работой учащегося. В балльно-рейтинговой системе эти недостатки компенсируются. За определенные виды работ, выполняемые ребятами на протяжении всего модуля выставляются баллы, затем все эти баллы суммируются и получается итоговый рейтинговый балл по предмету. Этот балл переводится в традиционную систему оценок.

Замечу, что в процессе применения БРС происходит изменение качества (но не облегчение) труда педагога.

Конечно, перед учителем стоит нелёгкая задача – прежде всего, организовать процесс обучения таким образом, чтобы работа ребёнку доставляла удовольствие. На мой взгляд, рейтинговая система стимулирует старшеклассника, мотивирует на чтение, позволяет творчески подойти к изучению материала. Такая система позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Важно, что школьник САМ выбирает возможные варианты и формы овладения дисциплиной, а учитель получает возможность расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся.

Для меня важным является тот факт, что дети, не проявляющие интерес к чтению, вынуждены обратиться к книге. Каждому хочется улучшить свои показатели или, по крайней мере, не оказаться хуже всех.

Изменилось ли у меня отношение к БРС? Да, потому что я вижу результаты, понимаю, что помогаю ребёнку правильно распределять рабочее время. У него есть выбор! А домашнее задание, на мой взгляд, не вызывает негатива и отвращения.

Старшеклассник всегда знает, какая отметка в результате у него выйдет. Он сам определяет объём своей работы. Нет необходимости каждодневно заставлять его выполнять работы. Если ученику достаточно на выходе получить «3», никто его за это не осудит. Это выбор ребёнка.

В модульно-рейтинговой системе не существует “отличников”, “ударников” и т.д., а есть первый, второй, десятый учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.

Проанализировав результаты, я пришла к выводу, что данная система побуждает упорно трудиться. Ребята идут в библиотеку, открывают книгу, начинают читать. Я рада и надеюсь, что результаты нашей совместной деятельности не за горами.

Копытова Марина Александровна13.10.2016 1951 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Марина Александровна, благодарю Вас за статью!  Я уже  четыре года работаю по этой системе и  согласна с Вами. Дети читают, когда видят задания модуля.  Ваш опыт помог мне утвердиться в правильности выбранного пути.
avatar