РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование лексического навыка на основе мультисенсорного подхода в обучении младших школьников английскому языку

английский язык

Козьмина Ольга Владимировна
учитель английского языка

В соответствии с Примерной программой НОО обучения иностранным языкам у учащихся начальной школы должен быть сформирован минимальный уровень владения языком, достаточный для элементарного общения в типичных, повседневных ситуациях.

Согласно ФГОС начального общего образования второго поколения выпускник начальной школы научится:

  • узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на ступени начального общего образования;
  • восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
  • оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.

Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

  • узнавать простые словообразовательные элементы;
  • опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).

Уровень сформированности коммуникативных компетенций напрямую зависит от качества овладения, в том числе и лексической стороной речевой деятельности.

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, формирование и совершенствование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Лексические единицы языка, наряду с грамматическими, являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность. В результате возникшего противоречия предлагаем использовать мультисенсорный подход при формировании лексического навыка.

Все здоровые люди получают информацию из внешнего мира по трем каналам: визуальному, аудиальному, кинестетическому (чувственному). У каждого человека имеется свой предпочитаемый канал. Практически в любом классе есть дети с различными ведущими модальностями (предпочитаемый способ получения информации). Для того чтобы процесс обучения в таком полимодальном классе был успешным дети должны учебное содержание видеть, слышать, чувствовать.
При подборе учебных материалов к уроку, необходимо учитывать особенности восприятия детей с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Активизируя сенсорику ребёнка, мультисенсорное обучение развивает у детей способность концентрировать и удерживать внимание, сохранять языковой материал в долговременной памяти.
Использование мультисенсорной технологии помогает ученику воспринимать знания более чем одним способом. Большинство методик используют или зрение, или слух (визуальные или аудио методики). Иногда у ученика слабое визуальное восприятие, возможны и проблемы с аудио восприятием. Решением этих проблем является вовлечение мультисенсорного метода, позволяющего использовать все возможности, включая тактильные и кинетические. Это поможет мозгу ученика развить тактильную и кинетическую память в дополнении к визуальной и аудио.

Есть некоторые особенности мультисенсорного обучения.

  • Во-первых, необходимо использование как вербальных, так и невербальных форм общения. Именно постоянно декодируя невербальную информацию в вербальную, и наоборот, ученик быстрее запоминает и с интересом занимается английским языком.
  • Во-вторых, при мультисенсорном подходе для ученика всегда стоит надпредметная задача. Для него предлагается задание творческого характера, например, рассказать о поделке, показать движения. Используя мультисенсорный подход, учитель может вовлечь учащегося в общение, создать языковую среду на уроке иностранного языка, сделать обучение более доступным и эффективным.

Следует отметить, что мультисенсорный подход не имеет возрастных ограничений. Даже взрослому человеку, оказавшемуся в языковой среде гораздо легче усвоить и передать информацию, используя разные органы чувств. Поэтому мультисенсорный подход является актуальным не только в младшем, но и в среднем и старшем звене.

Хотелось бы отметить, что имеющиеся технические средства, плакаты, картинки в учебнике отнюдь не решают учебные проблемы сами по себе вне методики. Они играют лишь вспомогательную роль. Необходимо, чтобы картинка из внешней превратилась во внутреннюю, то есть перешла в сознание ребенка. А для этого требуется специально организованная учителем деятельность учащегося. В этой деятельности ключевым моментом является умение учителя подобрать подходящие учебные задания, которые должны находиться в зоне ближайшего развития ученика.

Использование на уроках и во внеурочной работе мультисенсорного подхода мы сегодня рассматриваем как органичная составная часть современных педагогических технологий, направленных на развитие полимодального восприятия у младших школьников как следствие устойчивой учебной мотивации.

Приоритетными являются творческие задания, которые ребята выполняют в игровой форме, что содействует становлению их способностей и создает благоприятный психологический климат. Играя, дети легко усваивают сложные понятия, и изучение иностранного языка превращается в яркое увлекательное занятие.Ребёнок в игре получает больше возможности испытывать эмоциональное переживание успеха, так как игра – такой вид деятельности, от которого ребёнок получает настоящее удовольствие

В школе дети кроме психологической, получают и большую умственную нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. На уроках английского языка на начальном этапе предупреждение переутомления учащихся возможно на основе песен и рифмовок. С их помощью мы проводим физкультминутки с целью профилактики нарушений осанки и зрения; активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка.

Главной проблемой является ограниченное время урока.При этом важно, чтобы задания не способствовали перевозбуждению нервной системы ребенка.
Истории (Actionstories, actionchants), игры, рифмовки и песни, поделки (craft-activities), различные упражнения, основанные на движении, способствуют развитию ассоциативной памяти учащихся. Совершая определенные движения, ребенок непроизвольно вспоминает связанные с ними слова и выражения.

Таким образом, мультисенсорный подход является эффективным средством для обучения младших школьников английскому языку, мультисенсорный подход помогает учащимся осваивать иностранный язык намного быстрее, легче и качественнее. И вот мы уже видим, что запоминание новых слов и текстов - это не мучение, а поистине интересное и увлекательное дело.

Каждый учитель знает, насколько важен систематический подход при изучении любого предмета. Нужно помнить, что мультисенсорный подход будет работать только в системе, необходимо тщательно продумывать все задания, определять задачи и планировать деятельность учителя и ученика на уроке.

Практическое использование мультисенсорного подхода в обучении младших школьников английскому языку предполагает появление нового вида познавательной активности учащихся, результатом которой является овладение лексическими единицами, развитие творческого потенциала обучающихся, а также повешение мотивации к изучению английского языка.

Козьмина Ольга Владимировна26.10.2016 1390 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar