РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психолого-педагогические условия формирования гуманистической направленности личности специалиста по физической культуре и спорту

Физкультура

Любой педагогический процесс направлен на обучение, воспитание занимающихся. Преподаватель должен не просто передавать какую-то сумму знаний, а должен создать тот мотивационный фон, который обеспечит стремление студента к самостоятельному получению знаний. Психолого - педагогические условия для личностного саморазвития студента в образовательном процессе задаются методами и формами организации деятельности.

В том случае, когда методы обучения обращены к сознанию, востребуют личностный анализа и решения вопросов, интенсивнее воспроизводится ситуация, пробуждающая вопрошание, сомнение; удивление – все так называемые «точки личностного роста» человека.

Чем больше педагог личностно включен в изложение и обсуждение изучаемого материала, то есть, чем сильнее его сиюминутное, на глазах протекающее живое напряжение мыслей, чувств, нравственного оценивания, тем более глубокий контакт с учащимися происходит у него именно на личностном уровне, а значит, тем сильнее он влияет на личностное саморазвитие последних, активизируя его и корректирую направленность.

Анализ литературы, опыта работы позволяет утверждать, что достигнуть определенной цели воспитания возможно при создании определенных условий, в том числе и психолого-педагогических.

Таким образом, развитие гуманистической направленности личности в ходе педагогического процесса становится оптимальным при реализации следующих специально-организованных психолого-педагогических условий:

Повышение мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности.

Задачи формирования определённого поведения отдельного конкретного человека требуют специального внимания к вопросам мотивации. От силы и структуры мотивации зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. «При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков».

На определенном этапе в развитии мотивационно-потребностной сферы происходит новый качественный сдвиг, связанный с возникновением планов и намерений, поиском путей самореализации в различной деятельности. Такая дифференциация мотивов приводит к образованию в структуре мотивационно-потребностной сферы профессиональны намерений;

Гуманизация процесса обучения.

Гуманизация процесса обучения подразумевает отказ, прежде всего, от старой системы обучения, основанной на беспрекословном подчинении гласу учителя. Гуманизация педагогического обучения - это обучение, основанное на субъект-субъектных отношениях, где учащийся становится равноправным участником диалога с преподавателем, - демократизация учебного процесса, всего уклада жизнедеятельности вузов, широкое самоуправление;

Повышение уровня самосознания и ответственности субъектов обучения и воспитания позволяет студентам адекватно оценивать уровень своего развития и становления гуманистической направленности, контролировать свою деятельность в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.

Преподаватель является непосредственным примером учащимся и знает, что на нем лежит огромная ответственность за их здоровье, их моральное и нравственное состояние. Безответственный учитель недопустимое явление в образовательной сфере.

Студент же обязан, по мере пребывания в вузе, осознавать цели своего пребывания в учебном заведении и понимать, что эффективность его обучения напрямую зависит от степени самосознания и ответственности самого учащегося. Воспитание ответственности у растущего - человека актуальная задача современности;

Использование проблемных ситуаций нравственной смыслообразующей направленности в учебном процессе.

Создание и решение проблемных ситуаций в духе сотворчества, сотрудничества, сопереживания является неоспоримым фактором формирования гуманистической личности. Тем более что в спорте решения принимаются за доли секунд, поэтому использование проблемных и эвристических методов в учебно-воспитательном процессе позволяют учащимся выбирать оптимальные варианты выхода из сложных ситуаций;

Учёт индивидуальных особенностей студентов при восприятии ими учебного материала.

Под индивидуальными особенностями понимаются устойчивые и существенные особенности направленности личности, ее интересов, характера, умственной и двигательной деятельности, присущие тому или иному человеку и отличающие его от других.

Учет индивидуальных особенностей студентов позволяет осуществлять контроль и коррекцию в освоении знаний, развитии нравственной и интеллектуальной сфер.

Необходимость учёта психологических и физиологических особенностей учащихся - одно из современных требований учебно-воспитательного процесса, так как это условие позволяет педагогам давать, а студентам воспринимать весьма большой объём информации на занятиях.

Реализация выделенных психолого-педагогических условий позволит обеспечить эффективность формирования гуманистической направленности личности студентов в процессе их профессиональной подготовки.

Шустов Сергей Александрович22.11.2016 510 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar