РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Информационная карта инновационного опыта "Формы организации коллективной познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы"

Информационная карта инновационного опыта

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес

Должность

Стаж работы в должности

Земскова Любовь Васильевна

МОУ Новодевиченская СОШ Ельниковского муниципального района Республики Мордовия

Учитель русского языка и литературы

7

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного опыта

 Формы организации коллективной познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

1.Аактуальность и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Актуальность этой темы вытекает из реалий сегодняшнего дня. Несмотря на внедрение в классно-урочную систему различных технологий развивающего обучения всё же присутствует некий "дефицит общения" детей. Как показывает практика, потребность в том, чтобы ребенка выслушали очень велика, поэтому в силу ряда причин: нехватки времени на уроке, индивидуальных особенностей некоторых детей (молчаливости, замкнутости, а порой неуверенности в правильности своего суждения) активность ребёнка гасится.

Целью моей педагогической деятельности является раскрытие внутреннего потенциала каждого ученика (будь то самый нерадивый ученик).

Основные задачи, которые я ставлю сегодня перед собой при организации обучения - это формирование у учащихся умения и желания учиться, работать в команде; способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Организация коллективной познавательной деятельности  важна для более эффективного проведения уроков русского языка и литературы. Данная форма работы сегодня особо актуальна, так как нам необходимо вооружить ученика теми универсальными учебными действиями, которыми он сможет воспользоваться при самостоятельном познании, при решении новых учебных задач.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Изучив особенности и методику организации групповой работы на уроке, я пришла к выводу, что в логике построения учебного процесса в форме групп возможно создание условия для формирования коммуникативного взаимодействия школьников.

Переход на новый образовательный стандарт требует определенной методической и психологической перестройки. Именно разнообразие организационных форм поможет росту творческого потенциала, познавательных мотивов детей. В познавательной деятельности ученик быстрее научится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Создание благоприятных условий для формирования коммуникативных действий учащихся, возможность проявить индивидуальность, каждому предоставить время выразить своё мнение, поделиться впечатлениями учебной деятельности-это и определило проблематику описания моего педагогического опыта.

Работа в паре, в группе, в команде развивает коммуникативные способности, формирует опыт коммуникативного взаимодействия, а именно: контактность, терпимость, партнёрство, диалогичность, умение защитить свою позицию, формирует навыки лидерства и подчинения , что весьма актуально в свете внедрения Стандартов второго поколения.

3. Теоретическая база опыта

  Теоретической базой явились следующие источники:

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. М.: Учитель, 2003..
  2. С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: Педагогический центр ''Эксперимент'', 1997г.
  3. Г.А.Цукерман. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993 г.
  4. Юркевич  В.С. К вопросу о познавательной потребности у школьников.М.:Просвещение,2001 г.
  5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.
  6. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред. И.Б. Первина. -М.: Педагогика, 1999 г.
  7. Юркевич  В.С. К вопросу о познавательной потребности у школьников.М.:
    Просвещение,2001.
  8. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1997.
  9. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности //Психологическая наука и образование. — 1996. — № 2.
  10. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988 г.

Интернет-ресурсы:

  • http://standart.edu.ru
  • www.moi-universitet.ru
  • http://bibliofond.ru        
  • http://www.philology.ru/
  •  http://metodsovet.su

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения  

Групповую работу можно организовать на любом этапе урока. Например, на этапе открытия новых знаний учащиеся формируют гипотезу и предоставляют доказательства, на этапе самостоятельной работы применяют знания. Использование групповой работы предполагает размещение рабочих мест так, чтобы дети видели лица друг друга.

Возможны несколько вариантов работы:

  • работа в малых группах(в паре, обычно с соседом по парте);
  • в четвёрках (объединяются учащиеся первой и второй парт);
  • работа в большой группе (объединяются учащиеся по 5-6 человек, не более).

Учебное взаимодействие выстраиваю по схеме: ученик-учитель, ученик-учитель- ученик, ученик-ученик. Такая схема работы помогает достигать необходимого качественного уровня личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

На своих уроках применяю различные  формы организации учебной деятельности, что позволяет каждому школьнику активно участвовать в обсуждении, контроле, оценке, планировании, рефлексии.

Применяя принцип деятельностного подхода, мы понимаем, что обучение- это совместная деятельность учителя и учащихся и основано на началах сотрудничества и взаимопонимания.

5. Анализ результативности

 

В результате совместной групповой работы у ребёнка формируются такие компетентностные умения как:

  • умение работать в группе, принимать совместное общее решение, улаживать разногласия, договариваться, выполнять взятые обязательства;
  • умение адаптироваться в новой группе;
  • умение не только войти в коллектив, но и внести свой вклад в работу группы;
  • умение проанализировать результат совместной групповой работы (что получилось, что не получилось и почему).

Групповая форме деятельности решает именно те задачи, которые требует от нас новый образовательный стандарт:

  • понимание каждым учащимся того, что он не сможет достичь успеха один, если успеха не достигнут остальные;
  • развитие коммуникативных способностей, умения помогать друг другу в выполнении задач как учебных, так и жизненных;
  • воспитание ответственности за персональный  вклад в коллективный результат;
  • формирование действия самооценки и взаимооценки при подведении итога результатов работы всего коллектива и своего собственного.

Главное, чтобы атмосфера в группе была доброжелательной, а между группами присутствовал дух здорового соперничества.

Организация такой работы положительно влияет на качество обучения учащихся и на развитие познавательной сферы в целом.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Стоит помнить, что организация групповой работы на уроке – процесс трудоемкий, порою не сразу дающий результаты, потому что на развитие умения работать в коллективе на первых этапах уходит не мало времени, поэтому педагогу, начинающему работать с этим методом организации учебной деятельности, необходимо запастись терпением.

Учителю следует знать и помнить ошибки, которые приведут к отрицательным результатам групповой работы:

  • недопустима группа из одинаковых по интеллектуальному развитию учеников;
  • нельзя принуждать к совместной работе учеников, если они не хотят;
  • нельзя надолго занимать детей совместной деятельностью (до 15 минут в 5 классе);
  • нельзя требовать абсолютной тишины во время работы в группе;
  • нельзя наказывать лишением права участвовать в работе группы.

Большое значение в результативности групповой работы имеет оценивание. На первом этапе рекомендуется давать оценку умению сотрудничать, позже добавить результативность, потом умение «придумывать»  аналитические вопросы.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта

Материалы из опыта работы опубликованы на сайте: http://www.proshkolu.ru

Данный опыт предъявлен  участникам  республиканской научно-практической конференции,  коллегам районного методического объединения учителей  русского языка и литературы и на педагогическом совете.

Данной информацией могут воспользоваться педагогические работники общеобразовательных учреждений, преподающие не только русский язык и литературу, но и другие предметы.

Опыт может быть использован как частично, с применением на отдельных этапах урока, так и комплексно – при изучении тем и разделов курса.

8. Наглядное приложение: конспект открытого урока / занятия, видеозапись урока

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с детьми.

Рабочие программы,  разработки занятий, дидактический материал, презентации к урокам.

 

Земскова Любовь Васильевна27.11.2016 290 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar