РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Программа по формированию ценностного отношения к познанию природы у младших школьников

Природа

Статью подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №25 г. Ставрополя
Лысенко Екатерина Владимировна

Программа построена на гуманистических принципах в соответствии с основными положениями Проекта Федерального образовательного стандарта общего образования второго поколения. В процессе реализации программы предполагается совершенствование процесса экологического воспитания и образования детей младшего школьного возраста, воспитание духовно-нравственной культуры, обогащение личностного опыта разумного и гуманного взаимодействия с природой младшего школьника. Программа построена таким образом, которая позволяет комплексно воздействовать на три сферы возрастного развития младшего школьника: чувственно-эмоциональную, интеллектуальную и операционально-деятельностную. Программа закладывает базу для развития творческих возможностей и наклонностей детей, их способности к эстетическому мировосприятию окружающего мира в процессе активной коллективной творческой деятельности, обеспечивающей глубокое, полное, всеобъемлющее взаимодействие личности с окружающим миром природы.

Цель программы: формирование у младших школьников ценностного отношения к познанию природы в процессе педагогически организованного взаимодействия их с окружающей средой.

Основные задачи программы формирования ценностного отношения к познанию природы у младших школьников: мотивационно-потребностного (развитие интереса и потребностей общения с природой), информативного (углубление теоретических знаний учащихся об объектах, явлениях природы, природоохранных знаниях), когнитивного (восприятие окружающей природы), ценностного (осмысление духовной и эстетической ценности природы), эмоционального (развитие нравственных и эстетических чувств), деятельного (применение непрагматичных технологий в творческой деятельности) и рефлексивного (развитие навыков анализа и самоанализа).

При реализации данной программы были созданы теоретически обоснованные нами следующие педагогические условия:

  • активизация личностного опыта учащихся, актуализация на его основе потребностей, мотивов и целей взаимодействия с природой младшими школьниками»;
  • организация процесса осмысления учащимися ценностных объектов в природе;
  • использования синтеза естественнонаучного и художественного знания об объектах природы в творческой деятельности младших школьников.

Данная программа включает 12 занятий по 1 часу каждое занятие. Содержание занятий программы составляют сведения о природе, взаимосвязях между компонентами между деятельностью человека и природой, способах сохранения и улучшения природы, о редких видах объектов природы и мерах их охраны, о культуре поведения и отношения человека к природе. Организация учебного процесса построена на основе принципов сотрудничества, сотворчества, диалога, игры, на сочетании коллективных интересов и индивидуального обучения посредством его дифференциации, позволяющих создать ситуацию успеха для каждого школьника. Чередование разнообразных видов деятельности средств обеспечивают активизацию познавательного интереса  к природе, развитию творческого потенциала, вовлечению младших школьников в разнообразные виды взаимодействия с природой.

Построение данной программы экологического направления на основе личностного ориентированного обучения отражает теорию личностного развития  младших школьников, разрабатываемую в настоящее время многими известными психологами: В.В. Давыдовым, В.А. Петровским, Б.Д. Элькониным и педагогами Н.Г. Алексеевым, Е.В. Бондаревской, Б.Б. Косовым, В.В. Сериковым, В.А. Сластениным. Данная программа включает 12 занятий по 1 часу каждое занятие. Учебно-тематический план курса «Юный эколог» представлен в таблице 7.

Таблица 7

Учебно-тематический план курса «Юный эколог»
(факультативный курс для 2 класса гимназии)

Тема

Время

Вид занятия

Содержание

Цели

Методы работы

1. С любовью к природе. Зачем нужны знания.

1 час

Беседа

Беседа об отношении младших школьников к природе

Формирование бережного отношения к природе, развитие интереса к объектам и явлениям окружающей природы

Беседа, иллюстрация, метод эмпатии, сочинение рассказа

2. Чистый воздух-залог здоровья

1 час

Беседа

Беседа о необходимости и способах охраны воздуха

Беседа о взаимосвязи живой и неживой природы, способах охраны природы

Беседа, рефлексия, импровизация, диалог, самопроекциии, исследовательский метод

3. В гостях у подводного царства

1 час

Сюжетно-ролевая игра

Экосистема «Водоем»

Систематизация знаний о взаимосвязи неживой и живой природы на примере экосистемы «Водоем»

Исследовательский метод, метод проектов, рефлексия

4. Растения Ставропольского края

1 час

Экологический проект

Ознакомление младших школьников с редкими видами растений Ставропольского края

Формирование бережного отношения к природе, развитие познавательного интереса к миру окружающей природы

Беседа, исследовательский метод, метод проектов, рефлексия, метод эмпатии

5. Зеленый уголок

1 час

Практическое занятие

Ознакомление с особенностями комнатных растений и правилами ухода за ними

Формирование практических навыков ухода за объектами природы ближайшего окружения, воспитание бережного отношения к природе

Диалог, индивидуальная и групповая практическая работа, метод эмпатии

6. Цветы планеты

1 час

Сюжетно-ролевая игра

Расширение границ восприятия духовно-нравственной и эстетической ценности природы

Углубление знаний учащихся о мире растений, способах отображения природы в творческой деятельности

Диалог, самопроекции, исследовательский метод, метод эмпатии

7. Животные Ставропольского края

1 час

Экскурсия в краеведческий музей

Беседа о редких видах животных Ставропольского  края, наблюдение, роль животных в жизни человека и меры их охраны

Формирование осознанного отношения младших школьников к природе, активизация познавательного интереса к миру живой природы

Беседа, наблюдение, дискуссия, метод эмпатии, сочинение рассказов о природе

8. Мы – друзья птиц

1 час

Экологическая беседа

Расширение знаний младших школьников о многообразии и особенностях птиц, их роли в природе и способах их охраны

Формирование и углубление представлений о взаимосвязях в неживой природе, воспитание бережного отношения к природе

Иллюстрация, демонстрация, диалог, групповая работа, сопоставление

9. Мир животных

1 час

Игра-викторина

Сказки, загадки, кроссворды, пословицы, рассказы о природе

 

Уточнение и углубление представлений младших школьников о мире животных, формирование бережного отношения к природе

Беседа, исследовательский метод проектов, рефлексия, метод эмпатии

10. Природа и человек. Что значит любить природу

1 час

Экологическая беседа

Беседа о ценности природы в жизни человека, способах и мерах ее охраны, творческие проекты учащихся по улучшению экологии родного края

Формирование умения видеть эстетическую ценность природы, ее значение для духовного развития человека

Беседа, дискуссия, метод эмпатии, сочинение рассказов о природе

11. Сад души человеческой

1 час

Экологическая беседа

Теория возникновения жизни на Земле. Ознакомление с отрицательным воздействием человека на окружающий мир природы. Духовно-нравственный аспект развития личности

Формирование и углубление представлений о взаимосвязях в неживой природе, воспитание бережного отношения к природе

Иллюстрация, демонстрация, диалог, метод эмпатии, беседа

12. Берегите Землю!

1 час

Праздник

Стихи, загадки, викторина, занимательные материалы о природе

Углубление и уточнение представлений учащихся о мире природы и способах ее охраны

Исследовательский метод, метод проектов, рефлексия, сочинение загадок, стихотворений о природе

Восприятие окружающего мира ребенка начинается или с реальной действительности (оригинала), или с представлений об оригинале. Перед учащимся ставятся проблемный вопрос или ситуация, которые могут быть разрешены только при изучении непосредственно в природе. Задания и вопросы ставят ученика в позицию исследователя. Например, при выполнении заданий по теме «Растения Ставропольского края» детям предлагалось найти, зарисовать, выявить особенные признаки того или иного растения, найти отличия и др. с целью определить, почему растения относятся к объектам живой природы, чем растение отличается от животного, от камней и от человека. Учащимся предлагалось ответить на вопросы, опираясь на свои индивидуальные наблюдения, выдвинуть свои предположения.

Использование средств искусства (фрагменты литературных и музыкальных произведений, репродукции картин) расширяет возможности организации процесса восприятия природы учащимися с опорой на чувственно-эмоциональный опыт. После прочтения учащимся стихотворения учитель может задать такого типа вопросы: «Какой образ возник у Вас?», «Какие воспоминания навивают эти сроки?», «Какие чувства появляются у Вас?», «Какое отношение складывается?».

Преднамеренно создание личностных ситуаций учителем в педагогическом процессе, связанных с жизненным опытом ученика, формирует личностное отношение к природе младших школьников с учетом эмоционального, эстетического, духовно-нравственного опыта.

Накопление первоначальных знаний об эстетических свойствах предметов и явлений окружающего мира неотделимо от создания определенного эмоционального настроя и эмоционального фона при восприятии природы.

Экскурсии, производившиеся в экспериментальных классах, организовались так, чтобы накопления чувственного опыта младших школьников способствовало: целенаправленному восприятию объектов природы, видению знакомых предметов и объектов в новой эмоциональной окраске; вычленению свойств и качеств, пробуждающих переживание. Так, в ходе экскурсии «Природа и мы. Что нас окружает?» младшие школьники в процессе водной беседы с учителем отмечали важность взаимодействия каждого человека с окружающим миром, учащимся предлагалось ответить на вопросы, затрагивающие их личностный эмоциональный опыт: «Что делает природу красивой?», «Какие краски в природе вызывают у вас ощущение радости?».

Использование на занятиях средств искусств (литературы, музыки, живописи, архитектуры, ДПИ и др.) позволяет передать детям ощущение радости, торжества света, праздничного звучания души, которое они воплотят в своих творческих работах. В ходе исследования нами было установлены основные направления в развитии понимания и вербализации эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста: развитие словаря эмоций, расширение диапазона воспринимаемых детьми, что выражается в умении реагировать на эмоциональные состояния окружающих, в проявлении эмпатии к объектам природы, в эмоциональном настрое на взаимодействие с ней.

Большое влияние на положительное восприятие объектов природы оказывает «экологизация» эстетической воспитательно-образовательной среды, которая не должна сводиться только к использованию принципа наглядности в целях формирования более полного представления о природном объекте. Включение в эту среду объектов мира природы создает возможности для вступления в непосредственный контакт с объектами природы и возможностью получения «ответов» от них. Образовательная среда, насыщенная природными объектами, выступает как условие и  средство формирования ценностного отношения к познанию природы у младших школьников.

Таким образом, процесс экологического образования, организационный в интерьерах, лишенных растительных композиций, экологических стендов, плакатов и фотостендов на экологические темы не может быть полноценным. В ходе формирующего эксперимента нами было установлено, соответствующими ситуациями, оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, создает уникальное настроение, способствующее эффективности процессе формирования ценностного отношения к познанию природы младшего школьника.

Анализ возможностей использования учебного материала с точки зрения организации процесса осмысления младшими школьниками ценности природы при решении проблемы формирования ценностного отношения к ней показал, что его необходимо дополнить сведениями о природных объектах и явлениях с ярко выраженным ценностным содержанием. При разработке программы «Юный эколог» в результате экспериментальной работы нами был составлен наиболее оптимальный комплекс художественных произведений литературного, музыкального и изобразительного искусства, восприятие которых способствует формированию у младших школьников ценностного отношения к природе. При отборе учебного материала мы опирались на содержание природоведческих курсов для начальной школы, а также на возможности художественных произведений по усвоению учащимися естественнонаучных понятии, отражающих природу от ближайшего окружения до космических масштабов.

По объектно-предметной отнесенности в программу курса включены знания, отражающие основные объекты неживой и живой природы планеты Земля. Логико-гносеологические характеристики отражают факты, представления, понятия, понятийные системы, закономерности. Понятия об отдельных объектах и явлениях природы не только развивают естественнонаучное мышление младших школьников, но и способствуют формированию целостной картины мира.

Например, занятия на темы: «Природа и человек. Что значит любить природу», «В гостях у подводного царства» – начинались с организации предварительной поисково-исследовательской деятельности учащихся. Дети должны найти ответы на следующие вопросы: «Почему происходит загрязнение окружающей среды?», «Для чего человеку необходим чистый  воздух и вода?» На каждом занятии дети проводилась самостоятельная работа «анализ проблемных  ситуаций», в ходе которых учащиеся предлагали свои решения экологических проблем.

Решение основной задачи – осмысление младшими школьниками ценности природы – осуществлялось по четырем направлениям: духовно-нравственному, чувственно-эмоциональному, деятельностно-операционному и художественно-эстетическому. Первые два направления  реализовывались посредством привлечения видео и фотоматериала о многообразии мира природы и значении ее для человека. Приоритетом деятельностно-операционного направления  было формирование способов непрагматичного  взаимодействия с природой. Художественно-эстетическое направление позволяло сформировать у младших школьников умение видеть многообразие и красоту мира природы. В Приложении 1 представлена реализация данных направлений на примере занятия по теме: «Природа и человек. Что значит любить природу».

Программа «Юный эколог» построена на основе использования синтеза гуманитарного и художественного компонентов экологического образования. Это позволяет не только развить представления младшего школьника о целостной картине окружающего мира, но и его индивидуальные наклонности и способности в процессе отражения ценностного отношения к познанию природы в творческой деятельности. Реализация данной проблемы осуществляется только в рамках личностно-ориентированного подхода, где процесс творчества базируется, прежде всего, на деятельности, продуктом и необходимым условием осуществления которой является потребность в творчестве. Как отмечают многие исследователи, творческий подход к деятельности можно сформировать и развить только систематическим приобщением учащихся к выполнению постепенно усложняющихся творческих заданий при познании реальной действительности и ее отражения.

Под творческими заданиями понимается такой вид поручений, выполнение которых требует от учащихся опоры на знания и накопленный в учении жизненный опыт, создания силой воображения и с помощью активного мышления что-то нового, оригинального, в той или иной мере выражающего индивидуальные склонности. В нашем исследовании в соответствии с различными видами творчества задания творческого характера мы подразделяем на теоретические, практические и задания на художественное творчество.

Оптимальные условия для осознания уникальности и ценности природы, формирования бережного отношения к ней создает организованная эстетическая воспитательно-образовательная среда, включающая систему факторов (материальные факторы  эстетического характера, духовные факторы, среда общения, система отношений творческая деятельность).  Влияние среды на мировосприятие, образ мышления, ценностные установки социальные ориентации, стиль поведения и стереотипы мышления, а также способы самовыражения и самореализации в эколого-эстетическом воспитании детей отмечено многими исследователями  (Н.Ф. Голованова, Е.И. Коротеева, Л.П. Печко, Г.С. Тараскина, А.К. Шульженко и др.)

К основным задачам эстетической воспитательно-образовательной среды как педагогически значимого фактора мы отнесли: формирование в личности младшего школьника эстетического и духовно-нравственного начал (нравственно-эстетического отношения к природе и к миру в целом, ощущение сопричастности человека к всеобщей гармонии окружающего мира; воспитание и развитие потребностей, установок, способностей в контексте творческой эколого-эстетической деятельности).

Рассмотрим подробнее систему факторов, оказывающих влияние на формирование эстетического отношения к природе у младших школьников. Материальные факторы эстетического характера (экстерьер, интерьер, объекты и явления природы, произведения искусства и т.д.) активно используются при организации творческой деятельности младших школьников. Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею позволили учащимся рассматривать иллюстрации и репродукции с изображением пейзажей, объектов природы. Прослушивание фрагментов художественных и музыкальных произведений о природе в дальнейшем позволило младшим школьникам использовать полученные знания и впечатления при организации и оформлении творческих работ самих учащихся («Животные нашего края», «Красота своими руками», «Сотри случайные черты и ты увидишь – мир прекрасен»). Вводная беседа о красоте в объектах окружающего мира, анализ увиденного и рассмотрения возможных перспектив его преобразования; ориентирование младших школьников на высшие духовные ценности, творческое отношение к жизни, на выбор, ведущий к максимальному развитию способностей человека не только в его интересах, но мира природы в целом способствовали созданию эмоционального настроя для выполнения творческих заданий.

Приобщение младших школьников к духовным факторам (образцы искусства, идеи гармонии и красоты, творческого самовыражения  и т.д.) в процессе организации творческой деятельности учащихся происходило через использование таких приемов, как рассматривание и анализ репродукций работ известных живописцев, рисование иллюстраций к прочитанным произведениям о природе, слушание и составление сказок, написание мини-сочинений и др. Среда общения (учитель-ученик-семья) и система отношений (к личности каждого ученика, к природе, к творчеству и т.д.) являются важным фактором, влияющим на активизацию эстетического сознания ребенка, создание эстетической, сотворческой и творческой микросреды, благоприятной для детского возраста и формирующейся личности младшего школьника. Гуманистическая ориентированность на личность ребенка, на развитие его творческих потенциалов и способностей, построение межличностных отношений на основе сотворчества и сотрудничества являются основой отношенческих факторов, влияющих на формирование эстетического отношения к природе у младших школьников.

В ходе формирующего эксперимента нами было установлено, что процесс формирования ценностного отношения к познанию природы у младших школьников будет более эффективным при создании особой эстетической воспитательно-образовательной среды, включающей в себя совокупность материальных, духовных, отношенческих факторов при проведении занятий факультативного курса. Успешное функционирование этой системы было обеспечено: изменением эстетической среды, окружающей ребенка; организацией межличностной деятельности во внеклассной работе, участием в обсуждениях, рефлексией; опорой на высшие духовные ценности – идей гармонии, красоты, добра, любви, справедливости, милосердия, а также творческого самовыражения личности младшего школьника.

Опытно-экспериментальная работа показала, что наиболее эффективно процесс формирования ценностно-смысловых отношений школьников к природе происходит при использовании игровых и проектно-исследовательских технологий, обеспечивающих приобщение младшего школьника к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового, неизвестного для него ранее, в которой удовлетворяется потребность личности в реализации ее внутреннего потенциала.

Опыт использования этих форм обучения показал, что формирование ценностного отношения к природе посредством общения в игровой ситуации подготавливает младших школьников к будущей практической деятельности, позволяет отразить соизмеримость законов гармонии взаимодействия природы и человека, задействовать внутренние резервы самоопределяющейся личности; делает личностно значимым все то, что на уроках обычно ограничено рамками программы.

Игра, по определению психологов-педагогов, позволяет представить во взаимосвязи все компоненты комплексного содержания экологического образования, открывая возможности для раскрытия творческого потенциала каждого ученика. Л.С. Выготский, С.А. Шмаков, И.Г. Яновская отмечают, что в процессе игровой деятельности более успешно происходит усвоение нравственных норм поведения, развитие творческих сил, воображения, фантазии, эстетических чувств.

Существенными обстоятельствами успешного проведения игр экологической направленности являются: эмоциональный настрой учащихся, актуальность тематики и ее реальной значимости для младших школьников, интегративный характер изучаемой проблемы, предоставляющий разнообразные возможности ее решения различными способами. Проведение и организация игровой деятельности опирались на основные принципы: формирование цели, обоснование формы проведения, разработка сценария и конкретных заданий, проведение инструктажа, анализ игры, выводы.

Применение инновационных компьютерных технологий предоставляет широкие возможности освоения новых способов окружающей природы учащимися посредством исследовательской деятельности – метод проектов, ориентированный не только на интеграцию и приобретение новых фактических знаний, но и на их применение в практической и творческой деятельности учащихся. Исследовательская деятельность предоставляет возможность организации работы с учащимися, позволяющей в определенной степени обозначить пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения, например, от репродуктивного к творческому, а также восстановить связь с окружающей действительностью, намечает пути отражения единства общего и частного, глобального и локального. Например, при разработке проектного задания «Берегите Землю!» выбор темы проекта происходил в ходе совместного обсуждения с учащимися актуальных проблем окружающей среды. Учащиеся выражали собственные мнения и позиции в отношении предмета обсуждения, итогом которых стала следующая формулировка темы: «Наша планета нуждается в охране!». Была сформулирована педагогическая цель: «Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников через личностно ориентированный подход в становлении духовно-нравственной позиции учащихся».

Проделанная учащимися работа активизировала процесс усвоения ими социального опыта, общественных ценностей в результате индивидуальной творческой деятельности, что нашло отражение в тех выводах, которые были сделаны на окончательном этапе выполнения проекта. Эффективность работы была достигнута путем вовлечения учащихся в проблемное поле их жизнедеятельности, рассматривание ситуаций, имеющих личный смысл для каждого из учащихся в изучение того, с чем они постоянно соприкасаются.

Таким образом, экспериментальным путем мы выявили и подтвердили результативность важнейших педагогических условий, повышающих сформированность ценностного отношения к познанию природы у младших школьников:

  • активизация личностного опыта учащихся, актуализация на его основе потребностей, мотивов и целей взаимодействия с природой младших школьников;
  • организация процесса осмысления младшими школьниками выбора ценностных объектов в природе;
  • использование синтеза естественнонаучного и художественного знания об объектах природы в творческой деятельности младших школьников.

С целью проверки результативности данных педагогических условий нами был проведён контрольный эксперимент, входе которого проверялись критерии и показатели сформированности ценностного отношения к познавательности природы у младших школьников. Анализ опытно-экспериментальной работы позволил нам судить об эффективности педагогических условий, что находит своё подтверждение при проведении контрольного этапа.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.