РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Профилактика конфликтов в школьном коллективе

Конфликты - неотъемлемая часть нашей жизни. Они возникают и в семье, и в производственном коллективе. Но если говорить о конфликтах у детей, то следует отметить школьные конфликты, поскольку школа - это один из важнейших институтов социализации личности ребёнка.

Если любой конфликт в коллективе учащихся отрицательно влияет на процесс обучения, то профилактика является обязательным мероприятием.

В настоящее время проблема профилактики межличностных конфликтов в школе имеет огромное значение, является актуальной.

Актуальность данной темы, в соответствии с ФГОС, определяется необходимостью подбора способов и приёмов, способствующих разрешению конфликтных ситуаций: умением организовать учебное сотрудничество; находить общее решение и разрешать конфликт на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Цель - провести исследовательскую работу для выяснения причин конфликтов в школьных коллективах и выявить способы их предупреждения.

Объектом нашего исследования являются конфликтные отношения обучающихся в школьном коллективе МБОУ Октябрьской средней общеобразовательной школы.

Предметом исследования данной работы является профилактика конфликтов в школьных коллективах

Гипотеза исследования: благоприятная социально – психологическая обстановка в школьном коллективе может быть достигнута, если будут изучены:

  • причины возникновения конфликтов;
  • методы управления конфликтами;
  • способы и методы профилактических воздействий;

Объект, предмет и цель работы помогли сформировать следующие задачи работы:

  • выяснить причины возникновения конфликтов в школьном коллективе;
  • рассмотреть методы управления конфликтами;
  • определить способы и приёмы профилактических воздействий;
  • провести анализ эффективности профилактики конфликтов в школьном коллективе.

Конфликт - это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами.

Основными причинами возникновения школьных конфликтов являются:

  • недостатки в организации обучения в школе;
  • мотивационные конфликты, возникают по причине того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению;
  • конфликты взаимодействий, происходят по причинам необъективного характера и личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентаций.

Управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выделяют и такие управляющие воздействия, как пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта.

В процессе управления конфликтами важную роль играет психологическая диагностика:

а) психоэмоционального состояния участников;

б) сформированности классных коллективов;

в) психологического климата в школьном коллективе.

На основании этого проводились исследования. Применялись следующие методики: «Методика САН(самочувствие, активность, настроение)» В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой. «Методика ТИД (тревожность и депрессия)»,Карелин А. Тест Люшера.

Методики применялись для ребят 5 – 6 классов.

Первым этапом диагностического мониторинга явилась диагностика психологических факторов удовлетворенности пребывания в школе (методика диагностики самочувствия, активности и настроения).

Цель: экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

Все показатели превышают показатели 5,0 баллов, что указывает, на норму и свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, т.е. положительной оценки состояния учащихся.

При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активностипо сравнению с настроением.

Следующим этапом диагностического мониторинга явилась диагностика с помощью методики ТИД

Цель: выявить состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов.

Методика ТИД показала, что тревожность и депрессия находились у испытуемых на умеренном уровне. После проведения мероприятий, включающих в себя повышение самооценки, обучение управлению своим поведением, снятие мышечного напряжения, результаты улучшились.

Также проводились исследования по методики Люшера.

Цель: измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности.

Результаты показали, что 5 % испытуемых находится в тревожном эмоциональном состоянии, они нуждаются в психологическом отдыхе и покое (отдавались предпочтения черному, серому, синему цветам). Остальные находились в умеренном состоянии. После проведенных мероприятий, предлагающих Прихожаниным AM. - это самомассаж, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, энергетические упражнения, результаты улучшились.

К способам и приёмам профилактических воздействий можно отнести:

1) Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Важным условием в коллективе является толерантность.

Для оценки толерантности использовался «Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко»

Цель данного исследования состояла в том, чтобы выявить уровень коммуникативной толерантности педагогов и учащихся в различных жизненных и педагогических ситуациях.

В анкетировании приняли участие 18 педагогов школы и 29 учащихся 9, 10 классов.

Анализ результатов исследования показал, что в целом уровень развития коммуникативной толерантности у педагогов и учащихся школы является -удовлетворительным, причем, у 41 % учащихся отмечалась высокая коммуникативная толерантность. Также было выявлено в процессе исследования проблемные ситуации, в которых и учащиеся, и педагоги показали низкий уровень коммуникативности. Поэтому было решено разработать рекомендации по развитию толерантности.

2) Также одним из приёмов профилактических воздействий является оптимизация организационно – управленческих условий работы школы. Не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий.Создание «ситуации успеха».

3) Третий пункт профилактических воздействий- это устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе разработана документация по организации школьной службы примирения. Эта служба, куда ребята, педагоги, родители могут обратиться для решения каких-либо спорных вопросов, за поддержкой и советом.

4) Одним из способов применяемых для профилактики конфликтов в школьном коллективе является использование методов расширения сотрудничества, сплочения детского коллектива. Для исследования сплоченности у детей была проведена методика Дика Н.Ф.«Психологическая атмосфера в классном коллективе» 3 класса

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Можно сделать вывод, что психологическая атмосфера в классном коллективе доброжелательная и уважительная. Дети активно взаимодействуют и дружат между собой, прислушиваются к мнению учителя. Для решения проблем с детьми, у которых во взаимоотношениях с одноклассниками не сложились благоприятные отношения, выясняем причину и строим план мероприятий.

5) Одним из значимых приемов является знание психологических особенностей учащихся и использование индивидуальных стилей общения с каждым учащимся(методы убеждения, согласия, доброжелательности, здорового юмора).

6) И наконец, важно помнить, что владение педагогами различными методами трансформации агрессивных установок, мыслей и чувств учащихся – это одно из главных профилактических воздействий.

Предполагаем, что если своевременно проводить систематическую работу по профилактике агрессивного поведения, то снизиться уровень проявления агрессии в подростковом возрасте.

Для снижения уровня агрессии, для обучения правильным способам выхода из конфликтной ситуации использовались следующие формы социально – педагогической работы с учащимися 8 класса:

1. Профилактическая беседа «Гнев и агрессивность».

Цель данной беседы - информирование подростков о фенонеме агрессивности. В ходе беседы шло бурное обсуждение. Пришли к выводу, что ребята понимают отрицательное значение применения физической силы для жизни человека и ее последствия, но считают, что это самозащита и выживание в мире.

2. С родителями класса проведено родительское собрание, тема «Агрессивное поведение подростков».

Большая часть родителей считает, что действительно надо работать с подростками, которые проявляют агрессивные действия, что бы снизить негативные последствия в будущем. А некоторые родители считают, что это сказывается переходный возраст и что это пройдет само собой со временем и вмешательство специалистов не обязательно.

3. Для изучения особенностей данной группы подростков было необходимо провести диагностику с использованием: Опросника Басса-Дарки

Цель: определение степени выраженности агрессивных тенденций у подростков.

Проанализировав результаты проведенной диагностики, пришли к следующему выводу: ребята не умеют сдерживать свои эмоции, неадекватно реагировать на критику, чувствовать обстановку, отличать в школе они или на улице.

4 .Тренинги по профилактике агрессивного поведения Бреслава Г.Э.:

Цель тренинга: обучить подростков приемлемым формам выплескивания накопившегося гнева. Использовались такие упражнения, как: упражнение “Рассерженные шарики”; упражнение "Спустить пар"; упражнение “Опасные и безопасные способы выражения агрессии”

После каждого упражнения проводилась рефлексия с целью получения обратной связи.

Проведённые тренинги помогли ребятам разобраться в своём собственном агрессивном и исследовать чужое агрессивное поведение. Эти упражнения научили взаимодействовать, общаться в классном коллективе, справляться с вспышками гнева, делать выбор и принимать решения.

Задачей заключительного этапа является оценка эффективности профилактической работы. Для осуществления этой задачи использовали повторное проведение анкетирования по опроснику Басса-Дарки. Сравнивая результаты первого и второго проведения опросника, увидели, что произошли изменения почти по всем направлениям работы. Значительно уменьшился процент по физической, косвенной и вербальной агрессии, а также дети стали менее раздражительны.

Одной из важнейших задач педагога является формирование у детей умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, привычки такими, какие они есть. И в этом нам помогает:

5. « Круглый стол». До беседы за круглым столом у ребят 9 класса были проблемы в общении в кругу своего класса, они разделились на микрогруппы, отсюда – конфликты.

После двухчасовой беседы за « круглым столом» учащиеся выдвинули свои предложения по урегулированию конфликта. Конфликт не сразу, но постепенно угас.

В результате исследования выработаны следующие правила поведения в конфликте:

  1. Сохраняйте доброжелательный настрой.
  2. Думайте прежде, чем сказать.
  3. Если ваш собеседник слишком эмоционален, дайте ему «выпустить пар».
  4. Просите собеседника разумно и спокойно обосновать свои претензии.
  5. Скажите собеседнику комплимент.
  6. Не критикуйте собеседника, давайте оценку только действиям и поступкам оппонента, а не личности, не перескакивайте с проблемы на личность.
  7. Используйте технику активного слушания.
  8. Извинитесь, если чувствуете, что виноваты.
  9. Не оценивайте эмоциональное состояние оппонента.
  10. В конце разговора еще раз подтвердите договоренность и обсудите ваши дальнейшие отношения.Все эти мероприятия позволяют снять психологическое напряжение, способствуют эмоциональной разрядке, помогают наладить позитивные отношения в школьном микросоциуме.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены