РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование здорового образа жизни у подростков в условиях школы-интерната.

Будкина Людмила Павловна

Подростковый возраст – это возраст самоутверждения и основной задачей педагога, работающего с подростком, становится – помочь понять, какие ценности главные в жизни. Дети пытаются самоутвердиться, занять свое место в этом мире, в семье, в школе, в классном коллективе и на улице. И от того, как пройдёт этот период взросления у подростка, зависит то, каким человеком станет сегодняшний ребенок.

Именно на данном этапе одним из приоритетных направлений работы педагогов со школьниками является формирование культуры здорового образа жизни. Здоровье в жизни подростка является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ОВЗ. Такие дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья, значительный их процент живёт в неблагополучных семьях, где они не только не получают навыков культуры поведения, но и даже элементарных понятий о ЗОЖ. Поэтому забота об укреплении здоровья детей с ограниченными возможностями, их воспитании, представляется одной из главных педагогических задач школы-интерната.

Формирование культуры здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы-интерната является комплексной работой всего педагогического коллектива. Прежде всего решается проблема мотивации воспитанников к ведению ЗОЖ за счёт активного включения физических занятий в режим дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, спортивный час на прогулке, подвижные игры, занятия воспитанников в спортивных секциях, спортивные внутри школьные соревнования по таким видам спорта, как футбол, настольный теннис, пионербол, баскетбол. Традиционно проводятся эстафеты, весёлые старты, осенние, весенние кроссы, соревнования по зимним видам спорта.

Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность .

Большинство подростков школы-интерната посещают физкультурно оздоровительный комплекс, где занимаются в секциях по теннису, футболу, плаванию. Благодаря этому у детей с ОВЗ вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность.

Воспитанники школы систематически принимают участие в городских соревнованиях, областных спартакиадах, результатом этих выступлений являются грамоты, ценные подарки.
В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни у подростков с ОВЗ проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с их возрастом.

Важная роль отводится формированию духовного здоровья. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни. Интересными и значимыми для подростков являются такие формы и методы работы, как тренинги общения, круглый стол, КТД, экскурсии, занятия-путешествия, занятия-практикумы, интеллектуальные, ролевые и деловые игры. На данных занятиях воспитанники проявляют инициативу, вступают в диалог, дискуссию.

Так, на одном из занятий о вреде курения «Сигаретная страна – очень мрачная она» подростки разыграли одноименную сказку, высмеивающую пристрастие к табакокурению. В мини-спектакле воспитанники в юмористической форме показали, к каким последствиям может привести вредная привычка. Все ребята приняли участие в брейн-ринге, пропагандирующим отказ от курения, и, в конце занятия, каждый имел возможность выразить свое отношение к курению, наклеив стикер с надписью на плакат «Как ты относишься к курению?» К следующему занятию детям было предложено составить буклет против курения. Подростки самостоятельно выбирали из предложенного им материала, на их взгляд, наиболее убедительные зарисовки, мини-статьи, стихи на данную тему, высказывали свои аргументы против курения.

Вообще, если говорить о вредных привычках, то подростки и юношество представляют собой группу повышенного риска, и поэтому работа по данной теме ведётся в школе в полном объёме. На мини-лекциях с показом презентаций дети наглядно могут увидеть, что делают эти «пагубные привычки» с человеком, чем грозит употребление сигарет, алкоголя, наркотиков в данном возрасте. В качестве гостя на такие занятия приглашается медработник, которая рассказывает подросткам о смертельных заболеваниях, связанных с употреблением никотина, алкоголя, психотропных веществ. Ребята самостоятельно выпускают листовки, участвуют в выставках рисунков на данную тему.

В целях формирования навыков здорового и безопасного образа жизни в школе-интернате традиционно проводятся месячники по ЗОЖ. На классных часах, воспитательских занятиях подростки вспоминают правила дорожного движения, антитеррористической безопасности; алгоритм действий при возникновении пожара, активно принимают участие в викторинах, блицтурнирах, конкурсах плакатов на данную тему.

С целью получения и закрепления знаний с детьми организуются целевые прогулки, экскурсии по улицам города, в пожарную часть, проезд на общественном автотранспорте. В ходе таких занятий-практикумов подростки самостоятельно выбирают наиболее безопасный маршрут, учатся культуре поведения в общественных местах, закрепляют правила пожарной безопасности.

Одной из важнейших составляющих ЗОЖ является рациональное питание. Правильное питание обеспечивает нормальный рост, развитие детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и создает условия для активной адаптации к окружающей среде. Задача педагога в школе-интернате – сформировать правильную модель пищевого поведения подростков с ОВЗ. В целях пропаганды основ правильного питания среди обучающихся проводятся такие мероприятия: познавательные занятия «Здоровое питание – основа жизни», «Изобилие продуктов и болезни детей»; экскурсии в продовольственный магазин «О чём расскажет упаковка»; занятия-практикумы «Съедобное – несъедобное», «Что было бы, если бы…», занятие-путешествие «Чудесные вещества – витамины»; выставка рисунков «Фирменное блюдо семьи».

Особое внимание по формированию культуры ЗОЖ у подростков уделяется развитию практических умений и навыков соблюдения правил личной гигиены. Основная задача педагога - выработать и закрепить у подростков в период их обучения в школе – интернате целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки. Работа ведётся по таким блокам : гигиена кожи, гигиена одежды, гигиена жилища, гигиена воды. С подростками проводятся такие занятия: круглый стол «Полезные привычки»; часы общения: «Гигиена кожи и волос», «Гигиена полости рта», « Личная гигиена девочек – подростков» и др. На данном этапе большая роль отводится именно практическим занятиям.

С подростками в школе-интернате систематически проводится «День вопросов». Ребята являются активными участниками таких занятий. Полученные памятки о правильном питании, о ПДД, по пожарной безопасности помогают детям закрепить основные знания по данным вопросам, сделать правильный выбор в жизненной ситуации.
Анализируя всё выше сказанное, хочу отметить заинтересованность большей части подростков в применении знаний о сохранении здоровья.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.