РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание культуры вождения через организацию индивидуального подхода к обучающимся

Мастер производственного обучения
Барсков Вадим Леонидович
ГАПОУ ВО «Никологорский аграрно-промышленный колледж»

«Скучные уроки годны лишь на то,
чтобы внушить ненависть и к тем,
кто их преподает, и ко всему преподаваемому. »
Жан-Жак Руссо

Быть хорошим инструктором по вождению для взрослых людей, знать в совершенстве и применять правила дорожного движения, знать тонкости практических приемов обучения вождению, быстро и точно определять и предотвращать мелкие неисправности в своей машине - ценные качества инструктора, но совсем недостаточные для того, чтобы работать мастером производственного обучения.

Воспитательная составляющая моей профессиональной деятельности «вырисовывалась» как само собой разумеющееся. Буквально с первых дней после «удачного урока» (почему удачного: так как именно он навел меня на размышления о том, что руководитель патрульной службы и мастер производственного обучения – это далеко не одно и тоже) я определился, над чем буду работать.

Поэтому тема опыта звучит так: «Воспитание культуры вождения через организацию индивидуального подхода к обучающимся». Она в моем понимании «воссоединила» две составляющие моей профессиональной педагогической деятельности: профессионализм в профессии водителя автомобиля и педагогику с психологией, как неотъемлемое целое и самодополняющее друг друга. Воспитать профессионала – водителя, обладающего культурой вождения в широком смысле этого понятия – это требование времени, социальный заказ на государственном уровне. 

Во все времена существовала и существует необходимость поиска, внедрения и развитии форм, методов и приемов педагогического воздействия на «разных», «неповторимых» обучающихся с достижением положительного результата. Проблема индивидуального подхода в обучении носит творческий характер: здесь большое поле деятельности для педагога-исследователя, для мастера производственного обучения, т.к в дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни, но есть концептуальные позиции, над которыми нужно размышлять, анализировать и развивать свою педагогическую наблюдательность.

На необходимость реализации индивидуального подхода указывал С.П. Макаров. По его мнению, актуально и востребовано всегда будет работа над разрешением таких противоречий:

  • между общими для всех обучащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ученика,
  • между фронтальным изложением учебного материала педагогом и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения учебного материала конкретным обучающимся.

Из всего вышесказанного для решения всего комплекса актуальных задач обучения одно из центральных мест принадлежит проблеме поиска эффективных путей развития личности обучающегося для того, чтобы он состоялся в своей профессии.

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в том, что индивидуальный подход в обучении и воспитании обучающихся способствует развитию и формированию их общей культуры, а в частности, формируют культуру вождения, посредством применения новых форм, методов и современных методик в обучении, которые способствуют более полному усвоению учебного материала.

Мои усилия направлены на то, чтобы разработать комплекс педагогических и профессиональных условий на занятиях по индивидуальному вождению, «наполнить» содержанием эти уроки, используя при этом педагогически обоснованные приемы, формы и методы обучения, которые обеспечат эффективное развитие общих и профессиональных компетенций.

Моя работа по теме опыта предусматривает:

  • ориентацию мастера на индивидуальные потребности обучающихся;
  • выявление их индивидуальных возможностей и интересов;
  • оценивание продвижения обучающихся по личностно-индивидуальным параметрам;
  • контроль, выполнение тренировочных упражнений по вождению предполагают помощь обучающимся и положительную мотивацию в дальнейшем обучении;
  • максимальное включение обучающихся во все формы работы по совершенствованию его реального опыта по вождению автомобиля

Новизна в работе по теме состоит 

  • в разработке комплектов учебных занятий по созданию педагогической системы по совершенствованию преподавания и обучения на уроках производственного обучения по профессии «Водитель автомобиля», где знания мастера производственного обучения по физиологии подростка, по педагогике и психологии обеспечивают качественное и результативное проведение занятия;
  • в разработке интегрированных занятий с привлечением преподавателей общеобразовательных и профессиональных дисциплин;
  • в разработке и проведению мастер – классов для учащихся школ «Мой первый рейс», «Безопасная дорога и водитель: разговор на равных»
  • в проведении диагностики личностных качеств студентов и обработке результатов с помощью психологической службы колледжа для использования в работе 
  • в применении технологий индивидуального обучения с преломлением их с учетом специфики проведения уроков производственного обучения, как важного средства в становлении квалифицированного водителя автомобиля.

Моя основная цель в работе:

Создание условий для успешного обучения и получения оптимальных результатов в работе с обучающимися   по профессии водитель автомобиля   

Достижение планируемых результатов определяет решение следующих задач:

  1.  Направить свои усилия на изучение и применение теоретических и методических основ индивидуального обучения с использованием эффективных методов и приемов;
  2. разработать и применять систему уроков, занятий с обучающимися, на которых индивидуализация обучения и воспитания развивала культуру вождения у каждого моего воспитанника;
  3. изучать личности обучающихся с привлечением психолого-педагогической службы колледжа; оптимизировать занятия по индивидуальному вождению автомобилями применительно к способным и одаренным обучающимся для «продвижения» их на более высоком уровне через участие в конкурсах профессионального мастерства, чемпионатах по методике WorldSkills

Главным «инструментом» в своей педагогической деятельности считаю урок. Именно хорошо продуманная и содержательно наполненная система уроков позволяет мастеру научить прогнозировать развитие сложных дорожных ситуаций и выбирать правильные и безопасные приемы вождения в соответствии с условиями и характером движения, развивать логику мышления обучаемого и соблюдение необходимого алгоритма действий в различных нестандартных ситуациях, возникающих в процессе обучения.

Оценивание действий обучаемого провожу согласно разработанной шкале оценок по всем тренировочным упражнениям, а впоследствии по всем маршрутам движения.

В своей работе отдаю предпочтение следующим методам обучения в дополнение к традиционным:

1. Метод творческого воображения.

Термин «идеомоторика» состоит из двух частей: «идео» (мысленный) и «моторика» (движение), то есть дословно - «мысленное движение» . Идеомоторика – это наш внутренний механизм, который основан на представлении выполнения движения и проявляет себя в жизни идеомоторными актами. "Идеа" - слово греческого происхождения, соответствующее таким русским словам, как мышление, мысленный образ, представление, идея, то есть, таким, которые относятся к психическим процессам, к деятельности головного мозга.
Как уже было сказано, движение начинается в головном мозгу в виде мысленного образа предстоящего движения, в виде его идеи. Этот мысленный образ (его "картинка") переходит затем в исполняющую часть организма (мышцы, суставы н т. д.), которая уже физически реализует идею движения, предварительно запрограммированную в головном мозгу.

Эта методика позволяет быстро сформировать двигательные навыки. В ходе такого рода тренировки ученикам предлагается представить мысленно, что они выполняют какое-то движение. Иногда им предлагается описать дополнительные движения, необходимые для выполнения основного движения. Таким образом, у обучаемого формируется основа предстоящих действий. Использую возможности тренажера и компьютерных программ.

2. Метод комментируемого управления автомобилем

Используемый метод сводится к тому, что в процессе обучения я объясняю последовательность действий, а ученик комментирует порядок действий, повторяя несколько раз, и только затем приступаем к отработке упражнения.

Таким образом, повторяя порядок действий того или иного упражнения, и затем выполняет их, человек закрепляет условные рефлексы, которые образуются при формировании двигатель­ных навыков.

3. Метод моделирования ситуаций

Этот метод наиболее мне близок. В моем арсенале с прежней работы накоплен богатый материал с мест дорожно – транспортных происшествий.

Даю ребятам изучить рабочие видеоролики «Чтобы это не случилось», «Разбор неудачных приземлений» в качестве домашнего задания и описать модель ситуации, сделать ее анализ. В конце такой работы совместно со студентами разрабатываю оптимальную программу принятия решений и проведения практических действий. Помогают в этой работе использование профессиональных видеороликов по разбору ДТП.

4. Метод по определению культуры вождения

Последовательно выполняю на автодроме ряд тренировочных упражнений с заранее запланированными ошибками. Если требуется участие второй машины, привлекаю к работе второго инструктора. Задача курсантов состоит в определении допущенных ошибок и составлении рекомендаций, как избежать и предотвратить эти ошибки.

Работа над темой моего опыта рассчитана осуществиться в три этапа, сейчас подходит к завершению второй этап и можно говорить о некоторых промежуточных результатах.

Осуществление диагностики результативности работы над темой веду по следующим направлениям:

1. Качество знаний обучающихся

Система организации индивидуального обучения, используемая мною в процессе подготовки водителей, способствует увеличению учебных возможностей учащихся, повышению уровня знаний и профессиональных умений, воспитанию интереса к выбранной профессии, а также безаварийной работе на дороге.

Анализ производственного обучения учащихся при 100-процентной их успеваемости показал следующие результаты:

Учебный год

Всего выпускников

Качество (в %)

2014-2015

23

85

2015-2016

21

90

2016-2017

16

90

 

Анализ сдачи экзамена в ГИБДД

Учебный год

Всего выпускников

Допущены к экзаменам в ГИБДД

Сдали экз. на знание ПДД

Сдали в ГИБДД

экз. по вождению

2014-2015

 

23

21

21

21

2015-2016

21

20

20

20

2016-2017

16

15

15

15

 

Анализ текущей и промежуточной успеваемости показывает, что профессиональные умения и навыки учащихся соответствуют требованиям профессионального стандарта по профессии «Водитель автомобиля »

Диапазон применения опыта достаточно широк. Технологии, предлагаемые в опыте приемлемы для использования в работе мастеров производственного обучения. Особенно, если учесть тот факт, что эти технологии вполне органично вписываются в классно-урочную систему, не затрагивают содержание образования. Это технологии, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.

Кроме того в моей работе сделан очень важный акцент на то, что мастеру производственного обучения, особенно инструктору по индивидуальному вождению автомобиля, нужно узнать своего ученика до первой визуальной встречи с ним. Мне трудно сейчас однозначно ответить на вопрос, что первично в нашей работе – педагогика и психология или знания и умения по профессии, на которую «учишь» студента. Думаю, что они неотделимы друг от друга. Знаете, какое удовлетворение получаешь, когда знаешь какой прием из педагогической техники применить в конкретной ситуации! И многие вопросы снимаются по обучению профессионально грамотного водителя. Мой опыт будет полезен начинающим мастерам производственного обучения: если нет педагогического образования, не раздумывая, ищем пути получения его. Потому что, быть профессионалом в своей профессии –это одно дело, а вот научить профессии , чтобы со студенческой скамьи утверждался интерес к ней- это совсем другое.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.