РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование техник нейролингвистического программирования в процессе обучения иностранным языкам.

Мартиросян Кристина Гарегиновна

Наибольшую трудность при изучении иностранного языка вызывает орфография. Сложность французской орфографии стала даже предметом пословиц. Но без соблюдения правил орфографии невозможно грамотно построить фразу. Умение правильно писать по-французски для выпускников средней школы важно еще по одной причине: правописание- это один из главных критериев оценки письменной части различных тестов по французскому языку. Обучение французской орфографии начинается на ранних этапах обучения языку, и ко времени обучения в старшей школе навыки написания слов являются уже сформировавшимися, что часто оказывается проблемой. Ведь, если ребенок запомнил неправильное написание слова или предложения, его приходится переучивать. Для того, чтобы решить эту проблему, а также для того, чтобы прочно запомнить правильное написание слова, можно использовать обучение стратегии правописания на основе НЛП.

Жинкин Н.И. в своей работе «Механизмы речи» рассматривает письмо как вид речевой деятельности, результатом которой является переход от внутренней, мысленной, речи к речи внешней, которая может быть устной или письменной, т.е. при построении высказывания говорящий оперирует тремя кодами: фонемным, графическим и речедвигательным.
При этом, речедвигательный код, в отличие от графического кода, не осознается человеком. Считается, что он не связан с графико-орфографическим написанием слов и их сочетаний, поэтому переход с мыслительного кода внутренней речи на графический код (письмо) протекает намного медленнее, чем переход на акустический код (говорение). А процесс обучения правописанию состоит в формировании во внутреннем коде учащегося связи, соответствия между образом, связанным со словом, и графическим изображением слова с последующим закреплением этой связи. Применение нейролингвистического программирования при обучении французскому языку способствует созданию визуального образа графического изображения слова.

При использовании НЛП в обучении иностранному языку нужно соблюдать следующую последовательность работы:

  1. На уровне глаз ученика нужно расположить правильно написанное слово. При этом важно, чтобы оно было написано в приятной цветовой гамме, чтобы не раздражать зрительный анализатор и не вызывать неприятных эмоций обучаемого.
  2. После этого учащемуся предлагается закрыть глаза и вспомнить любую деятельность, выполнение которой дается ему легко. Далее учащемуся предлагается открыть глаза и посмотреть на написанное слово, когда ощущения, связанные с выбранной им деятельностью, будут сильными.
  3. Затем лист с написанным словом перемещается вверх и влево (для правши). Учащийся смотрит на него какое-то время, далее изображение убирается, а учащийся мысленно продолжает видеть правильное написание слова.

Для того, чтобы проверить, запомнил ли ученик написание слова, можно использовать такой приём: обучающийся с закрытыми глазами называет буквы в слове, сначала в прямом порядке, а затем -в обратном. Если он делает ошибки, нужно вернуться к первому этапу и выяснить, что именно затрудняет запоминание правильного написания. Также можно попросить человека мысленно изменить цвет всего изображения или отдельных букв, величину букв, расстояние, сделав его мысленно таким, чтобы изображение воспринималось наиболее комфортно. Для того чтобы написание слова отложилось в памяти, используется подстройка к будущему (ученика просят представить себе, как он в будущем будет писать это слово).

Подобную работу можно выполнять как на уроках, так и во время индивидуальных консультаций. В самом начале урока учитель показывает выполнение всех этапов работы с одним учеником, а потом дети получают напечатанное описание последовательности упражнения и делают его в парах.

Использование нейролингвистического программирования при обучении языку эффективно в сложных случаях:

  1. Ученик не привык обращать внимания на правописание и делает много орфографических ошибок.
  2. Навык правильного написания определенного слова не сформирован, и ученик пишет одно и то же слово в разных случаях по-разному, иногда заменяя его другим, похожим в произношении или написании как одинаковые.

В основе работ авторов Прибрам К., Миллер Дж., Галантер Е. выделяют следующие группы людей: визуалы, аудиалы, кинестетики.

Визуалы – люди, которые, в основном, воспринимают информации с помощью зрения. Их стиль обучения – визуальный (т.е. зрительный).

Для обучения визуалов эффективными являются следующие способы:

  1. Обучаться с помощью наглядных пособий (книги, графики, фотографии, видео).
  2. Для заучивания фраз, их необходимо написать на стикерах и разместить на видных местах или сделать карточки, которые можно носить с собой везде и пересматривать.
  3. Чтобы лучше запомнить материал, его можно записывать фразами и предложениями. Иногда, чтобы лучше запомнить материал, стоит от руки исписать целый листок одной фразой.

Аудиалы – люди, которые получают информацию через слуховой канал, т.е. лучше усваивают ее на слух. Стиль их обучения – аудиальный (т.е. слуховой).

Чтобы обучить аудиала нужно использовать следующие способы:

  1. При обучении больше слушать и говорить (аудио, обсуждения, прослушивание, лекции и т. д.).
  2. Лучше учиться с кем-то - создавать возможность для общения, обсуждения изучаемого материала.
  3. Изучая материалы (схемы, карты, графики, картинки и т.д.) необходимо проговаривать вслух важные вещи, выводы. Читать книгу или текст на иностранном языке также лучше вслух.

Кинестетики – люди, которые воспринимают большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Их стиль обучения – кинестетический (т.е. двигательный, тактильный, осязательный).

Для обучения кинестетиков можно использовать следующие способы:

  1. При заучивании какого-то материала, желательно ходить по комнате, повторяя то, что нужно запомнить.
  2. Можно использовать музыкальный фон (лучше всего спокойную, классическую музыку).
  3. Во время обучения необходимо делать перерывы. Например, 25-30 минут работы, далее 1-5 минут перерыв с активными действиями.

Одно из главных преимуществ использования НЛП в обучении французскому языку состоит в том, что, будучи однажды запущенным, механизм запоминания начинает далее работать сам, при минимальных сознательных усилиях. При этом процесс исправления ошибок из скучного занятия превращается в исследование того, что происходит в момент неправильного написания нами слова, как мы помним слова и как можем сделать изучение иностранного языка более плодотворным и занимательным. Достижение желаемой цели повышает самооценку учащегося, веру в свои силы, укрепляет в нем ощущение собственной успешности.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.