РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система работы по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации: написание сочинения-рассуждения.

Филинова Елена Святославовна

Филинова Е.С.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2 с углублённым изучением английского языка»

Наше методическое объединение большое внимание уделяет развитию творческих способностей у учащихся и подготовке к ЕГЭ, в частности, написанию сочинению – рассуждению. В этом году мои выпускники сдавали ЕГЭ по русскому языку. На мой взгляд, составляющие успеха - это серьезная подготовка и качественное преподавание предмета.

Опыт работы над подготовкой к ГИА показывает, что деятельность учителя базируется на следующих принципах:

  • индивидуального подхода, учитывающего особенности конкретного учащегося;
  • системности (подготовка ведется последовательно и по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);
  • гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся).

Уже с 5 класса ученикам необходимо прививать навыки, которые впоследствии помогут им справиться с экзаменационными заданиями. Одним из основных помощников является учебник, задания которого адаптированы для подготовки к ЕГЭ. (Так, например, в учебнике по русскому языку 5 класс под ред. Т.А. Ладыженской, по которому мы работаем, на материале упр. 127 дети учатся сжато, в 3-5 предложениях излагать содержание текста. При выполнении данного задания пятиклассники учатся кратко пересказывать текст, понимать его основную мысль, выбирать наиболее значимые моменты, узнают о некоторых приёмах сжатия текста. В учебнике русского языка за 8 класс (авторы С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова и другие) в параграфе «Простое предложение» представлена статья о храме Василия Блаженного в Москве, где одним из заданий является составление плана с отражением микротем в каждом пункте).

Работа с использованием элементов комплексного анализа становится обязательной на уроках русского языка в 5-6 классах. При этом желательно брать тексты небольшие, но яркие, образные и запоминающиеся. С пятого класса с целью формирования ключевых компетенций использую пособие А. Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста». Работа с данным пособием в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора.

Над сочинением-рассуждением начинаем работу в 5 классе. При знакомстве с типом речи рассуждение даю задание составить текст на тему: «Почему я ученик пятого класса?» Ребята с лёгкостью формулируют тезис, приводят аргументы и делают вывод. Затем отрабатываем эти умения, анализируя тексты разных типов речи. Пятиклассники не только учатся находить черты разных типов речи в тексте (что пригодится им при выполнении задания 22 ЕГЭ в 11 классе), но и расчленять текст на его составные части. В 5 же классе начинаю знакомить ребят с различными лингвистическими понятиями. Это знакомство происходит в ненавязчивой форме: предлагаю написать сказку на одну из лингвистических тем. Например, при изучении темы «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова» прошу написать продолжение сказки по данному началу, ответив на вопрос: «Для чего нужны метафора и эпитет?» Привести аргументы, доказывающие собственную точку зрения.

В 6 классе можно обучать писать сочинение по предложенной фразе. Начиная с 7 класса, учимся писать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста, находить в нём аргументы для доказательства сформулированного утверждения. В 10 классе знакомимся с критериями проверки сочинения, а затем предлагаю ученикам самостоятельно проверить работу и выставить соответствующие баллы (тексты для работы беру с сайта Федерального института педагогических измерений, в частности учебные материалы для подготовки экспертов региональных предметных комиссий ЕГЭ 2016 г. по русскому языку содержат замечательный материал, который можно использовать для разбора и анализа на уроках). Такой приём, на мой взгляд, не только позволяет ребятам хорошо познакомиться с критериями оценивания сочинения, но и впоследствии при создании собственного текста чётко придерживаться их.

Работа над тестовой частью ведётся, как правило, всеми учителями с 5 класса.

Таким образом, подготовка обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ, проводимая в системе с пятого класса, позволяет добиться стопроцентной успеваемости и высоких баллов при прохождении Государственной итоговой аттестации.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.