РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Подготовка к итоговой аттестации по математике в начальной школе

Средствами подготовки к итоговой аттестации является УМК, компонентами которого являются учебники (как в бумажном, так и в электронном виде), рабочие программы, методические пособия, диагностические и рабочие тетради, информационно - методическая поддержка (разнообразные сайты).

Алгоритм подготовки к итоговой аттестации

Конечно самым главным является правильное, результативное, эффективное изучение курса математики. При правильном подходе важно как идет сам процесс изучения математики. Учебники должны включать все типы заданий, которые могут встретиться на итоговой аттестации, разнообразия типовых заданий должно хватать и в учебниках, и в рабочих тетрадях.

Кроме самого изучения важно как проходит повторение и систематизация знаний. Желательно проводить повторение и систематизацию знаний в 4 классе после завершения изучения курса математики по содержательной линии. Несколько уроков посвятить только числам, несколько - решению задач, еще 1-2 урока – величинам.

Почему важно это делать? Потому что этот материал вкропляется в основную числовую линию и систематизации знаний автоматически не происходит. Уроки проводятся в основном комплексного изучения знаний, задания как в устной работе, так и в самостоятельных и контрольных работах комплексного характера. А вот такой систематизации по одной содержательной линии не происходит. А хочется, чтобы дети увидели как много они уже знают о конкретном каком – то объекте.

На подготовку к итоговой аттестации влияет выполнение разных диагностических работ, контрольных работ, разных видов тестов, разных видов заданий.

Ну и, конечно же, анализ их выполнения и ликвидация пробелов, если мы обнаружим их в ходе выполнения

Когда мы говорим о контроле знаний учащихся, мы выделяем функции контроля.

Что важно, что главная - это контролирующая функция, но не забываем о том, что это и оценивающая функция, потому что мы говорим ученику на сколько хорошо он справился, ребенок видит результат, отметки, ошибки, количество, типы ошибок.

Не забывайте о том, что контроль несет обучающую функцию, и на контрольных работах ученик волнуется, переживает. И если на тематической контрольной работе, на промежуточной аттестации у учащихся возникают вопросы, я разрешаю им обращаться к справочному материалу, находящемуся на форзаце учебника, обращаться к рабочей тетради, там есть образцы решения, оформления, и ребенок сам справляется с этими заданиями. Важно не выставить объективную 2, а важно, что ребенок наработал на 3 с таблицами, схемами, образцами. Ведь наша цель не поставить 2 и снизить мотивацию к изучению математики, а показать, что он с разными видами помощи может справиться сам. Это не относится к итоговой аттестации, когда мы жестче и требовательнее относимся к выполнению контрольной работы.

Это и диагностическая функция, когда мы проводим диагностику умений, знаний и психики ребенка.

Корректирующая функция позволяет внести коррективы в методику обучения, акцентировать внимание на материале плохо усвоенном учениками.

Мотивирующая и стимулирующая функции. Об этом не нужно забывать, критика, снижение отметки за грязь, за недооформленность работы, предъявление вот этих жестких требований снижает мотивацию, а мы должны стимулировать ребенка.

И, конечно, развивающая, воспитывающая и дисциплинирующая функции, об этом тоже не надо забывать.

Самоконтроль знаний учащихся

В учебниках по математике мы проводим работу по самоконтролю знаний учащихся. В каждой теме есть раздел «Проверь себя», который помогает понять, какие задания были самыми важными в этой теме. На самом деле заданий в каждой теме много – это и мотивирующие задания и актуализирующие, создающие основу для изучения нового материала, много повторительного материала, и ребенок сам не выделит задания типовые, важные в теме, поэтому и есть раздел «Проверь себя», который показывает ученику, учителю, родителям, что должно быть усвоено.

Подготовка к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ

Посмотрим, как курс начальной школы влияет на подготовку к ЕГЭ и ГИА.

Хочу показать задания, которые входят в ОГЭ и ЕГЭ уровня начальных классов, поэтому этим заданиям мы уделяем особое внимание, обучая учеников.

Например, в ОГЭ 9 класса есть такие задания:

  • реши уравнение 7х-9=40. Если переписать его с точкой, то ученик 4 класса обязательно выполнит.
  • установи соответствие между величинами и единицами их измерения.

Масса взрослого человека 8 т
Масса грузового автомобиля 5 г
Масса книги 65 кг
Масса пуговицы 300 г

Это задание вполне можно включить в урок начальной школы.

Мы стараемся детям давать такие задания, где нужно подобрать, вставить единицы измерения, не зная конкретной величины, выстроить в порядке увеличения (уменьшения) предметы по их массе, длине.

Уметь проводить расчеты по формулам (ЕГЭ)

Найдите V0 из равенства V = V0 + at, если V = 20, a = 7, t = 2
Найдите m из равенства F = ma, если F = 84, a = 12

Понятно, что это физическая формула и наш ребенок не знает ее, но ведь это задание основано на умении работать с формулами, и этому мы учим детей в начальной школе, у нас есть формулы площади, периметра, формулы для решения задач. И учащиеся умеют с ними работать, составляют их, выводят.
- уметь решать задачи на вычисление периметра и площади прямоугольника

В квартире 2 комнаты прямоугольной формы 6х3 и 5х4. Какая комната больше по площади?

Это явно задание начальной школы, которых у нас много, и которым мы уделяем большое внимание.

Умение решать задачи с пропорциональными величинами из жизненной практики.

Килограмм моркови стоит 40 рублей. Олег купил 2 кг моркови. Сколько сдачи он получит со 100 рублей?

Такие задачи у нас тоже есть и ученики начальной школы легко с ними справляются.

Самоконтроль знаний мы проводим не только при помощи учебника, но и при помощи рабочих тетрадей на печатной основе, методических пособий, где даются задания комплексного характера, тестовые задания.

К итоговой аттестации готовимся, проводя диагностические работы (КИМы), которые закупаются на каждого ученика.

Возможности диагностических работ:

Ученику хочется понять чему он научился, какие у него результаты, обрести уверенность при контроле, обучается самоконтролю и самооценке (есть требования, баллы, ответы)

Для учителя такие тетради нужны для повторения, обобщения и систематизации материала, есть единые критерии к оцениванию, выявление пробелов в знаниях учителю важно, выработка стратегии выполнения задания (учитель должен понять как ученик определял ответ – вычислял, подгонял, использовал метод проб и ошибок)

Для родителей тоже важно выявить степень овладения материалом своего собственного ребенка, чтобы понять насколько объективные в школе учителя, хотят понять уровень трудности заданий, типы формулировок, вовремя устранить пробелы в знаниях.

На мой взгляд, задача учителя начального звена – подготовить учащихся к тому, чтобы они могли самостоятельно выполнять все предложенные задания.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.