РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Информационное моделирование» как приоритетное направление развития системы подготовки специалистов строительного профиля

Информационное моделирование является сегодня императивом в строительной отрасли, поэтому подготовка специалистов, владеющих соответствующими компетенциями является приоритетной задачей. В данной работе освещён опыт преподавателей кафедры «Графика» Сибирского государственного университета путей сообщения в решении этой непростой задачи.

Под информационным моделированием мы понимаем совокупность данных об объекте, способов их описания, а также процедур обработки данных, позволяющих создать электронную модель объекта, из которой, при необходимости, специалист может извлечь техническую, технико-экономическую, экономическую и другую информацию, и которая позволит осуществлять проектирование, документирование и управление объектом информационного моделирования. Под технологией информационного моделирования мы понимаем совокупность регламентов и процедур, позволяющих создавать и использовать информационные модели объектов.

Внедрение технологий информационного моделирования в область строительства – задача, поставленная правительством перед строительной отраслью и закрепленная в ряде распоряжений, например, в «Плане мероприятий по внедрению и оценке эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства», опубликованном Аппаратом Правительства Российской Федерации 11 апреля 2017 года, номер 2468п-П9. Это так называемая «дорожная карта» определяющая основные стратегические направления развития строительной отрасли. Приведем лишь несколько цитат из документа: «… п.14.

Разработка национальных стандартов информационного моделирования в процессах проектирования, строительства (реконструкции, капитального ремонта), эксплуатации и сноса объектов капитального строительства», «… п.17. Создание геоинформационной системы моделирования в строительстве, обеспечивающей: возможность автоматизированного проектирования … и применения стандартных программных продуктов BIM-моделирования при подготовки проектной документации…» [1].

Для обеспечения развития технологии информационного моделирования необходимы изменения в системе подготовки кадров. Требуется проведение целого комплекса мероприятий по формированию соответствующей образовательной среды. Во-первых, нужны глубокие теоретические исследования в области педагогики, направленные на разработку методов, средств и методик обучения, ориентированных на использование BIM-технологий. Во-вторых, необходимы мероприятия по профессиональной переподготовке преподавателей, обучение современным средствам инженерного проектирования на основе информационных моделей. В-третьих, необходимо формирование абсолютно новой учебно-методической базы по целому комплексу дисциплин, например, по информатике, инженерной геодезии, инженерной графике, строительным конструкциям.

Поскольку опыт вузов по внедрению информационного моделирования ограничен, а введение в рабочие программы дисциплин и разделов, обеспечивающих освоение студентами технологии информационного моделирования необходимо уже сегодня, педагогического сообщество осознаёт необходимость объединения усилий для решения этих задач. Создаются образовательные союзы, объединения, консорциумы вузов, призванные развивать и транслировать передовой опыт в области BIM-образования [2]. Проводятся совещания, форумы, круглые столы, позволяющие специалистам делиться мнением и находить решения, подхватывать инновации [3].

Платформой всех инновационных процессов являются передовые Российские вузы. В Сибирском государственном университете путей сообщения накоплен серьёзный опыт претворения в жизнь идеи BIM-образования. Более четырёх лет мы создаём и совершенствуем систему подготовки специалистов, владеющих знаниями современного уровня.

Специалисты, проходящие у нас обучение по направлению строительство, специализация «Проектирование железных дорог мостов и транспортных тоннелей» получают первый опыт информационного моделирования объектов уже на втором курсе, в ходе изучения дисциплины «Современные программные комплексы в строительном проектировании».

Программа обучения ориентирована на два ключевых аспекта: информационное моделирование зданий и сооружений, и информационное моделирование объектов инфраструктуры и топографических поверхностей. Основной задачей курса является формирование компетенций, связанных со способностью решать профессиональные задачи на основе данных информационных моделей объектов, разработанных с помощью наиболее распространённых программных продуктов BIM-моделирования.

За четыре года курс претерпел значительные изменения, содержание дисциплины постоянно обновляется, вводятся новые разделы, совершенствуются методики обучения, разрабатываются средства. На сегодняшний момент у нас создан уникальный учебно-методический комплекс, ориентированный на студентов второго курса и поддерживающий идею «цифрового образования». Материалы курса разрабатывались педагогами кафедры с учётом многих факторов: предшествующего академического опыта студентов, содержания смежных дисциплин, современного уровня развития технологии строительного проектирования, производства, и управления, а также с опорой на результаты современных научно-педагогических исследований [3, 4]. Курс содержит большой объём формализованных средств электронного контроля результатов обучения. Программа обучения была представлена авторами на нескольких форумах, конференциях и семинарах различного уровня, получила одобрение со стороны коллег, в 2017 году заняла первое место на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства среди учебных центров РЖД. Почти все учебные ресурсы курса размещены в электронной образовательной среде и доступны студенту в любое время.

В настоящее время, в сотрудничестве с ведущими вузами страны разрабатывается новый учебный блок. Содержание курса продолжает совершенствоваться, а образовательная среда наполняться новыми ресурсами.

Петухова А.В., Болбат О.Б. «Информационное моделирование» как приоритетное направление развития системы подготовки специалистов строительного профиля // Материалы междунар. науч.-метод. конференции «Резервы совершенствования профессионального образования в вузе» (Новосибирск, 30 января 2018 г.) / Сибирский государственный университет путей сообщения. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа. 2018. – С. 124-127. / УДК 372.862
А.В. Петухова, О.Б. Болбат (СГУПС, Новосибирск)

Список литературы

  1. План мероприятий по внедрению и оценке экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства», утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 11 апреля, 2017 г. - №2468п-П9.
  2. Ануфриев Д.П., Петрова И.Ю., Шикульская О.М. Внедрение инструментов BIM в образовательный процесс строительного вуза. // Перспективы развития строительного комплекса. 2015. № S1. С. 54-62.
  3. Петухова А.В. Перспективы развития системы инженерно-графической подготовки в свете реализации плана по внедрению BIM-технологии // Вопросы строительства и инженерного оборудования объектов железнодорожного транспорта: материалы науч.- практ. конф. (Новосибирск, 22 марта, 2017 г.). – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2017. - С. 242-252
  4. Сергеева И.А. Педагогические принципы, реализуемые в современном процессе обучения графическим дисциплинам // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2015. № 2 (32). С. 88-92.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены