РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Обобщающий урок-игра "Природные зоны"

Обобщающий урок-игра "Природные зоны"
Обобщающий урок-игра "Природные зоны"

Цели: 
  1. Обучающая: обобщить знания учащихся по разделу «Природа России», проверить знания учащихся. 
  2. Развивающая: развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, умение работать в парах, познавательный интерес и творческую активность, 
  3. Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру. 
Оборудование: карта, гербарий, фотографии животных, карточки с заданиями. 

Ход урока: 

1. Организационный момент. 

Ни в одной стране мира не увидишь такого разнообразия природных зон. Почему? Наша страна так велика, что когда на севере воют вьюги и метели, на юге снимают с деревьев мандарины и апельсины. Площадь, которую занимает наша Родина, равна 17 млн. кв. м. на территории нашей страны могут поместиться почти:
  • 2 таких гос-ва, как США 
  • 48 таких гос-в, как Германия 
  • 56 таких гос-в, как Италия 
  • 31 таких гос-в, как Франция 
  • 46 таких гос-в, как Япония 
Ребята! Сегодня нам предстоит совершить необычное и увлекательное путешествие в природные зоны. Назовите и покажите по карте все природные зоны нашей страны.
Во время путешествия мы с вами увидим и услышим много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны.
В путешествие отправятся две команды. Давайте познакомимся с ними. 

Перед тем как отправиться в путь, необходимо проверить, как команды приготовились к путешествию.
  1. Как по солнцу определить стороны горизонта? 
  2. Как определить стороны горизонта в пасмурную погоду? 
  3. Что может заменить компас? 
  4. Как вести себя с природой, чтобы не нанести ей вред? 
Итак, мы видим, что команды готовы к путешествию готовы. Сейчас каждая команда должна определить с какой природной зоны они начинают путешествие. 

1 задание. (Каждой команде вручается лист с описанием природной зоны.)

  • Эта безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев. Снега немного, поэтому земля промерзает на большую глубину. 
  • Здесь очень длинная суровая зима. И совсем короткое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём, и ночью. Поэтому приходится ложиться стать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придётся не спать больше двух месяцев. Люди здесь закаленные и выносливые, болеют мало. 
Учитель: Правильно, это тундра. А на каком транспорте мы здесь будем путешествовать? 

Ученики: На оленях. 

Учитель: Устроились удобнее на оленьих упряжках и летим до первой станции. Это Ботаническая. А там для нас такое задание.

Задание 2.(Работа в парах)

Установить стрелками соответствие:
  • Полярная ива 
  • Брусника ягоды 
  • Ягель 
  • Голубика деревья 
  • Карликовая берёза 
  • Морошка лишайники 
  • Мхи 
Задание 3. 

Определить, что это за деревья , назвать зону, в которой они растут. (Гербарий: полярная ива, карликовая берёза)
 
Учитель: Пора отправляться в путь. Определите по описанию в какую зону. Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Сосна и ель растут вперемешку, и ветки их часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. 

Учитель: Правильно, это лес. А по лесу на чем будем путешествовать? 

Ученики: На лыжах. 

Физминутка. 

Учитель: Мы с вами прибыли на Зоологическую станцию
Вы должны отгадать загадки о животных леса и записать их рядом с загадкой. Посмотрим какая команда быстрее отгадает их.

Задание 4. (Работа в парах) 

Зимой беленький, а летом серенький. 
Никого не обижает, а всех сам боится. 

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост – краса. Кто это?

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой.

На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив, пасть,
На овцу готов напасть.

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув высоко.

Всё время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.

За деревьями, кустами
Промелькнуло, будто пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.

Назовите животных, которых узнали на фотографиях. 

Учитель: Пока жюри подсчитывает очки, мы отправляемся в следующую природную зону.
Задание 5. 

Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки, и много-много других.
Учитель: Правильно, это степи. А на чём по степи можно путешествовать? Чтобы хорошо разглядеть бескрайние степи я вам предлагаю полететь на самолёте. 

Физминутка. 

Руки ставим в разлёт –
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда, -
Делай раз и делай два. 

Учитель: Приземляемся в аэропорту, где нас ждут следующие задания.

Задание 6. (Работа в парах) Исправить ошибки.
  1. Ковыль, типчак, тюльпан цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Красива степь от этих цветущих растений! 
  2. Тюльпаны, ирисы переносят сильную засуху, так как у них длинные корни, чтобы добывать влагу из глубины земли и узкие листья, чтобы меньше испарять влаги. 
  3. Грызунами, живущими в степной зоне, питаются степные хорьки, гадюки, ящерицы и красивые хищные птицы – степные орлы. 
Учитель: Молодцы! Быстро справились с заданием. Наша страна огромна, чтобы побывать везде, нам пора в путь. Угадайте в какую природную зону мы отправляемся. 
Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам очень трудно ездить. 

Ученики: Это пустыни. 

Учитель: Ребята, а по пустыни на чём можно путешествовать? 

Ученики: На верблюдах. 

Физминутка: 

Учитель: Мы с вами прибыли на последнюю станцию нашего путешествия. Станция называется «Угадай-ка». Вы по описанию должны угадать растения и животные пустыни. 
  • Быстроногая антилопа в поисках травы и воды может пробежать десятки километров. 
  • Одно из самых известных растений пустыни, её корни проникают на глубину почти 20 м, добывая влагу. Любимое лакомство верблюдов. 
  • Это полутораметровая ящерица. Но шутки с ней плохи. Не зря её прозвали пустынным крокодилом. 
  • У этого кустарника роль листьев играют зелёные веточки. Плоды очень лёгкие и снабжены особыми выростами. 
Учитель: Подходит к концу наше путешествие. Пора нам возвращаться в свою родную школу. Вы увидели как огромна наша страна, как разнообразен животный и растительный мир нашей страны. Многие из них нуждаются в охране и занесены в Красную книгу. Назовите их. 

Подведение итогов урока.
Петрова Галина Анатольевна19.02.2013 27970 Текстовые сценарии мероприятий
Всего комментариев: 0
avatar