РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

Роль русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

Роль русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

Мигаль Р.А.,учитель русского языка и литературы
МОУ «Майская гимназия Белгородского района
Белгородской области»


Ни для кого не является секретом, что будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла система духовно-нравственного образования и воспитания, которая создавалась веками. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

За постперестроечные годы выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультфильмах, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России.

Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить только единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И современная школа может и должна решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.

«Через родное слово,- отмечал педагог К.Ушинский,- отражается вся история духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных «носителей» национальной культуры.

Веками миллионы талантливых безымянных людей в бесконечной цепи поколений трудились над переработкой словесного «сырья», пропуская его через фильтры таланта, ума, вкуса, практического применения. Знание родного языка, умение пользоваться его «золотым» фондом - пословицами и поговорками, обогащение словарного запаса, обращение к лучшей классической и современной русской литературе укрепляют души детей, помогают противостоять духовному тлену, нравственному распаду.

Замечательно сказал Н.М. Карамзин: «Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но… всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим». Много позже другой талантливый русский писатель А.И. Куприн утверждал: «Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной потребностью».

Такая необходимость сегодня является очевидной. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит там, куда раньше вход ему был «строго воспрещен». Речевой цинизм стал модным. Снижается духовность речи, растет количество словозаменителей, пустоцветов, идет вульгаризация языка. Наши дети «в совершенстве» овладели ненормативной лексикой. Зачастую не умеют правильно формулировать свои мысли, их словарный запас невелик.

«Без воспитания любви к русскому языку, к великой отечественной литературе не возродится русский народ, не утвердится ни подлинная свобода, ни согласие, ни мир и любовь среди наших людей», - отмечал главный редактор журнала «Роман-газета 21 век» В. Ганичев. С ним невозможно не согласиться.

Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.
Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность.

Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику.

Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах.
Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.
Общаясь каждый день с детьми, я вижу их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Да, в течение последних лет многое изменилось: изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения между людьми, отношения гражданина России с государством и обществом. И мы, учителя, меняемся, много переосмысливаем, особенно свою роль в воспитании молодежи. Поэтому невозможно равнодушно смотреть на происходящее; считаешь ответственным себя за формирование личности учащегося на своих уроках, за воспитание будущего поколения.

Как важно для учителя передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира. Можно рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, но суть в ином. Смысл нашего пребывания на Земле в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему.
На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

Очень важны в духовно-нравственном воспитании учащихся литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить подлинные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Большую роль играют и формы обсуждения: ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, диспуты, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Изучая «Слово о полку Игореве», мы, учителя, привыкли больше говорить о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, упуская важные рассуждения неизвестного автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.

В беседе о Базарове по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести детей к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая все, он не может предложить ничего взамен. А идеал И.С.Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность - любовь отцов к детям, наследующим лучшее в них.
Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому уроки литературы очень благодатны для воспитания духовных ценностей.

Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они не вдруг, не сразу. Иногда, к нашей общей печали, не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

Мигаль Римма Алексеевна26.04.2013 43980 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar