РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие толерантности

Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие толерантности Введение 

Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности, что непременно ведет к развитию толерантности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по бисероплетению включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся. Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне – как внутренняя установка и отношение личности и коллектива, и на политическом уровне – как действие или осуществляемая через закон и традиции общественная норма. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. 

Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи. Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства с самых ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности. 

В процессе занятий у учащихся последовательно и целенаправленно формируется чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение всех ее частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки). 

Толерантность – это терпимость. Терпимость – это уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Это свойство свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию. 

В процессе декоративно-прикладного искусства, в частности бисероплетения, у учащихся формируется коммуникативная 
функция толерантности:
  • происходит развитие готовности к общению, сотрудничеству и пониманию; 
  • бисероплетение позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения. 
К воспитательным функциям толерантности относятся: 
  • передача опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; 
  • совершенствование образцов организации жизнедеятельности в социуме; 
  • обеспечение успешной социализации; 
  • развитие нравственного понимания, сопереживания, умения лояльно оценивать поступки других. 
1.1 Актуальность темы 

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для свободного развития (идею терпимости к чужим позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью этнографической и художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. 

Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками духовной культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Издавна замечательные рукотворные изделия создавались не для выставок и музеев. Они украшали быт, придавали дому уют и особую, радостную атмосферу. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. Во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, которые отличаются наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом. 

Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных мастеров. Бисероплетение для детей: а нужно ли это? Возможно, многие считают, что подобное приобщение школьников к декоративно – прикладному искусству, в частности к бисероплетению целесообразно лишь в художественных центрах, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки. Опыт показывает, что это не так. 

Дело в том, что помимо красоты, это довольно - таки полезное во всех отношениях искусство. В процессе бисероплетения у детей развивается вкус, фантазия и творческие способности. Ребенок учится основам счета, что актуально для школьников. Развивается мелкая моторика и точность движений, что нелишне в любом случае. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления. Сделанное своими руками украшение ценится больше, чем покупное. Наличие самодельных оригинальных украшений способно поднять самооценку неуверенному в себе ребенку и помочь ему занять свое место в коллективе. 

Бисероплетение помогает детям выражать свои эмоции, воспитывает понимание, терпение. Занятия по бисероплетению проводятся в группах и дают возможность общения со сверстниками, воспитывают толерантность, одновременно получая удовольствие от процесса работы с бисером. 

Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно научить учащихся быть терпимым и по отношению друг к другу. В этом нам помогает бисероплетение. 

Совершенствовать развитие толерантности через декоративно-прикладное искусство, в частности бисероплетение, актуально на сегодняшний день. 

Объект исследования: этническая толерантность. 

Предмет исследования: влияние декоративно-прикладного искусства на развитие толерантности у детей начальных классов. 

Цель работы: Развитие творческой активности, художественной способности учащихся, понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства, воспитание толерантности через бисероплетение. 

Задачи:
  1. Научить использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи из бисера. 
  2. Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные. 
  3. Развивать навыки работы учащихся с различными видами бисера и в различных техниках. 
  4. Создавать предметы декоративно-прикладного искусства. 
  5. Создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала личности. 
  6. Воспитывать толерантность посредством бисероплетения. 
Учащийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
  • развитие коммуникативных навыков; 
  • воспитание толерантности; 
  • развитие художественного вкуса; 
  • улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера; 
  • фиксировать склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление; 
  • развить фантазию и воображение. 
Учащийся способен проявлять следующие отношения:
  • развивать стремление быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи. 
  • формирование уважения к труду; 
  • воспитание интереса к искусству, пониманию прекрасного; 
  • показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому. 
1.2 Исследовательская работа с учащимися по плетению украшений из бисера. 

Бисероплетение - один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе. Разработка новых технологий тут же отражалась на бисере: появлялись новые формы, цвета, новые отделки и т.д.). Всего существует 15 техник бисероплетения, которые довольно легко освоить. В процессе работы с бисером учащийся развивает личностные качества и психические процессы. 

Тонкая работа с мелким материалом тренирует рецепторы нервных окончаний пальцев рук, что в свою очередь, активизирует работу центров головного мозга, отвечающих за мышление и речь. Учащийся учится разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства, учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа. В процессе работы с бисером происходит воспитание толерантности. Далее мы подробно рассмотрим основные технические приемы, используемые при плетении бисером. В них описано поэтапное плетение изделия из бисера «Полевые цветы». 

Белые цветы: лепестки цветка изготавливаются из белого и бежевого бисера (можно использовать любой подходящий цвет). Лепестки выполнены в технике параллельного плетения. Плетение начинается с середины проволоки. Набираем на любой конец 3 белых бисеринки, любым концом проволоки проходим через первую и вторую бисеринки. Затем на один конец проволоки набираем 3 бисерины, вторым концом проходим через них. Далее набираем 4 бисерины, следующий ряд -5, затем -6. Потом идет набор бисерин в обратном порядке. Для одного лепестка используется медная проволока длиной 15-20см. По такой же схеме выполняются листья из зеленого бисера по 3 шт. на каждый цветок. Для серединки цветка берем проволоку длиной 10см. На середину проволоки набираем бусину красного, желтого или коричневого цвета, скручиваем концы проволоки. Собираем цветок из шести лепестков, подплетаем листья, стебель цветка обматываем шелковыми зелеными нитками (они смотрятся гораздо лучше х/б). Лепестки незабудки выполнены также в технике параллельного плетения из голубого бисера по следующей схеме: на середину проволоки набираем 5 бисерин, любым концом проволоки проходим через первые три бисерины. Затем на один конец проволоки набираем 2 бисерины, вторым концом проходим через них, затем одна бисерина, скручиваем концы проволоки. Для одного лепестка использована проволока длиной 20см. Для серединки цветка на проволоку набираем 4 желтых бисерин, замыкаем их в кольцо, скручиваем концы проволоки. Собираем цветок из 5 лепестков. Стебель обматываем зелеными нитками.

1.3 Итог исследования

Поделки у детей получаются разные, и важно при этом заметить особенности каждого, что является воспитанием толерантности. Никогда не требуется, чтобы работа ребенка была похожа на образец, этого и не должно быть, т.к. у каждого своя фантазия, каждый ребенок индивидуален. Можно только сравнить свои работы: какой была первая поделка, и какая теперь. И у ребенка возникает чувство удовлетворенности, искренней радости за свое совершенство. В ходе выполнения творческих заданий дети приобретают уверенность в том, что они могут от начала до конца создавать необходимые в быту вещи. Все эти изделия используются не только для украшения интерьера классной комнаты, но и как образцы рисования и лепки народных изделий. Время от времени одни предметы заменяю другими. Работы учеников использовались в оформлении школьных выставок, при создании карнавальных костюмов, в качестве подарков, которые приятно и радостно вручить родителям или своим товарищам в знаменательные для них дни. В результате, можно сказать с уверенностью, что декоративно-прикладное искусство эффективно влияет на развитие толерантности у детей начальных классов. 

Заключение: 

Постигая народное творчество, младшие школьники приобщаются к производительному труду и сами создают материальные и культурные ценности. Мы считаем, что работа над развитием творческих способностей, толерантности у детей, воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Согласны с тем, что "самым высоким видом искусства, гениальным, самым талантливым является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия”. Создавать что-то новое, разрабатывать проект, собственную конструкцию, которую нигде "не подсмотришь", для большинства подростков – непосильная задача в отличие от младших школьников, которые хотят и любят фантазировать. Толерантность – терпимое и снисходительное отношение к чужим мнениям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям. Люди имеют право быть разными, и, более того, осознавая себя личностью, человек может выстраивать перспективы собственного развития. 

Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях народного искусства. В этом огромная сила толерантного воздействия на человека, и в первую очередь, на подрастающее поколение, интенсивно впитывающее в себя любую информацию.
Савельева Ирина Владимировна30.10.2013 32810 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar