РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Коррекция поведения. Воспитание личностных качеств.

Коррекция поведения. Воспитание личностных качеств.

Антонина Владимировна Глазкова
Воспитатель II категории
КГБС(К)ОУ «Озёрская С(К)О школа-интернат II вида»
Тальменского района Алтайского края

Наши дети взрослеют, и нам хотелось бы, чтобы проблем в общении с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Начинается кризис подросткового возраста. Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой.

Психологи выделяют четыре причины, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.

1. Борьба за внимание.

Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание ребенку необходимо для его эмоционального благополучия.

2. Борьба за самоутверждение.

Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям , замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Вводя различные запреты, взрослым необходимо помнить об основных правилах:

  • запреты должны быть гибкими и их не должно быть много;
  • запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими требованиями ребенка;
  • запреты должны быть едиными (со стороны администрации, педагогов, родителей);
  • запреты должны разъясняться;
  • запреты должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном;
  • воспитание должно быть последовательным (скачки от либерализма дл авторитаризма)

3. Желание мщения.

Ребенок может мстить за:

  • сравнение не в его пользу;
  • унижение;
  • несправедливость и невыполнение обещаний взрослыми;
  • проблемы в семье (развод…).

4. Неверие в собственный успех.

Усвоение норм поведения и различных форм общения детьми происходит через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Внимательно наблюдая за окружающими людьми, школьник начинает усваивать этические нормы. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчиняет свое поведение этим нормам. Если подросток испытывает трудности в осуществлении совместной деятельности, не получает удовольствия от общения с другими детьми, то снижается его эмоциональное состояние, возникает недоумение, растерянность, испуг, агрессия. В этот момент рядом должен быть взрослый, который поможет ему войти в мир сложных человеческих взаимоотношений. Он должен помочь им приобрести опыт совместного переживания, успеха, радости от умения коллективно найти ответ, справиться с трудностями и достичь желаемого результата. И такими людьми являются в семье родители, в школе- педагоги.

Коррекция социально-эмоциональных нарушений осуществляется нами по следующим направлениям:

1. Формирование уверенности в себе.

Возможно через специально организованные игры, упражнения, включаемые в воспитательские занятия.

Например:

Игра «Ты - лев».

Цель: Развивать у ребенка внимание к самому себе, уверенность.

Способствовать формированию умений и навыков саморегуляции, снятию психоэмоционального напряжения.
Воспитатель даёт ребенку инструкцию: «Закрой глаза, представь льва- царя зверей: сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив, выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твоё имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев- это ты».

2. Формирование контроля за собственными чувствами.

Игра «Два барана».

Цель: Способствовать снятию психоэмоционального напряжения у детей, снижению агрессии, ослаблению негативных эмоций.

Дети разбиваются на пары. Им предлагается встать друг напротив друга, широко расставив ноги, наклонив туловище вперёд, соприкоснуться ладонями и лбами. Задача - попытаться сдвинуть с места товарища. Тот, кто первый сдвинется с места - проиграл.

3. Формирование правильного нравственного поведения.

Игра «Комплименты».

Цель: Формировать доброжелательные отношения детей друг к другу.

Дать понятие об индивидуальных особенностях людей. Привлекать застенчивых детей к общению, пробуждать желание находить и рассказывать хорошее о другом ребёнке.

Дети сидят в кругу и держаться за руки. Взрослый предлагает одному из них, глядя в глаза соседу, сказать ему несколько добрых слов или за что-то похвалить. Ребёнок, которому говорят комплименты, должен поблагодарить за тёплые слова, а потом сделать комплимент другому ребёнку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не скажут и не услышат добрые слова.

Хотелось бы к сказанному добавить: необходимо помнить и учиться применять на практике технику активного слушания, умения вставать на позицию детей, учиться самим говорить о своих чувствах, проблемах, применяя «Я- высказывания».

Взрослые люди, вводящие ребёнка в мир сложных человеческих взаимоотношений, сами должны быть уверены в себе, должны адекватно ориентироваться в чувствах, в своих желаниях, взглядах, поступках, владеть навыками разрешения конфликтов, нормами этикета, а также способами стимуляции социально-эмоционального развития.

Чтобы преобразовать человека, необходима любовь. Поощряйте детскую инициативу, чутко относитесь к жалобам детей. Обучайте их социально приемлемым формам взаимодействия, поддерживайте эмоциональный комфорт каждого ребёнка. Наше общение с ребёнком должно проходить под девизом «Терпение, терпимость и всегда – любовь».

Перед школой и общественностью стоит важная задача – организовать разносторонний практический опыт детей. В противном случае все словесные воспитательные воздействия окажутся бесполезными, неэффективными, лишенными
реальной практической базы.

Слабости и недостатки положительного опыта ведут к отрицательному: обману родителей и учителей, бесцельному время препровождению, хулиганским действиям, употреблению спиртных напитков и др. Ученику теряет интерес к учению из-за своих неудач, неумения учиться, думать и поступать самостоятельно, критически относиться к отрицательному опыту некоторых взрослых. Асоциальный опыт включает в себя безнадзорное поведение, неподчинение, своеволие, бесцельное времяпрепровождение, устойчивую конфликтность с окружающими, нездоровый образ жизни. В основе асоциального опыта лежит нездоровый образ жизни. Не случайно правонарушения в 9 случаях из 10 совершаются подростками тогда, когда они не учатся, не заняты общественно полезным трудом. 80% правонарушителей, впервые совершивших преступление, находились в нетрезвом состоянии.

Следовательно, жизненный опыт личности является основным источником аморальных поступков и действий. Именно при наличии подобного опыта в духовном лице личности обретает тенденцию к саморазвитию, к дальнейшей духовной деформации. Все предыдущие группы внутренних предпосылок образования отрицательных явлений в духовном мире личности, как и внешние причины, не действуют изолированно друг от друга. Взаимодействие
неблагоприятных внутренних факторов осуществляется на почве асоциального опыта, Этот опыт есть и следствие других отрицательных явлений в духовном мире, и в условиях их дальнейшего усугубления. Первичные же отрицательные явления возникают из неудач в деятельности и отношениях вследствие неподготовленности, недостаточности развития положительных качеств личности.

В своей работе с учащимися я использовала следующие методы воспитания они были призваны с учетом содержания и устойчивостив поведении; оптимально использовать средства коррекции поведения (слово учителя, пример взрослых, деятельности самих учащихся, традиции, режим и т. д.); координировать различные воспитательные влияния при решение конкретных воспитательных задач; активизировать самого воспитанника на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками.

Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию.

Переубеждение - призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных. Переучивание предназначено для изменения жизненного опыта, формирования здоровых социально ценных потребностей и привычек.

«Взрыв» разрушает отрицательный стереотип поведения. (Под «взрывом» А. С. Макаренко понимал мгновенное разрушение отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе эмоциональных бурных переживаний.)
«Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное.

Переключение служит задаче изменения направленности и переориентации воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру.

Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают отрицательное.
Процесс коррекции поведения представляет собой взаимосвязь общих методов воспитания, специфически преломленных (переубеждение, переучивание, поощрение, наказание и др.), и специальных, присущих только перевоспитанию («взрыв», переключение, «реконструкция»).

Каждый метод коррекции поведения при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе педагога по формированию убеждений, критериев оценки себя и других, нравственных установок в общественном мнении коллектива; переучивание органически связанно с приучением к деятельности, «реконструкция» характера — с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов коррекции поведения выступает воспитание в коллективе и взаимовоспитание, а также самовоспитание. Общим требованием к методам коррекции поведения является применение их через коллектив.

Сплоченный детский коллектив обеспечивает воспитателю привлечение авторитетных для трудного подростка сверстников при осуществлении того или иного метода. В этом случае требования педагога выступают в единстве с требованиями товарищей, взыскание воспринимается как осуждение товарищей, поощрение — как одобрение действий коллективом, контроль педагога перерастает в контроль коллектива. Такой подход увеличивает силу воздействия любого метода и создает, условия для перехода перевоспитания в самоперевоспитание.

Коррекция поведения способствует эффективности работы по активизации познавательной деятельности слабослышащих учащихся среднего и старшего. Нетрадиционные формы с использованием игровых технологий, дают возможность слабослышащим учащимся поиграть и отвлечься от привычных стереотипов традиционной системы, вносят элемент занимательности в познавательную деятельность школьников.

Дидактические игры, а также игровые ситуации во время занятия способствуют развитию творческого мышления, находчивости и сообразительности, рождают уверенность в своих силах.

Слабослышащие учащиеся приобретают умения и навыки общения друг с другом, овладевают приёмами самостоятельного решения встающих во время игры проблем. Участие в играх создаёт у них положительный эмоциональный настрой.

В конечном счёте, развитие, которое осуществляется в ходе внеурочной деятельности, вызывает у школьников с нарушениями слуха потребность знать больше, укрепляет желание учиться, стремление овладевать новыми знаниями

Формы и методы используемые на занятиях и в быту детей стимулируют в них умственную активность и волевую деятельность, способствует осознанному восприятию познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в заданном направлении, развивает самостоятельность и самодеятельность.

Все это заключается в моделировании жизненных ситуаций борьбы и соревновательности, создании условий для взаимодействия и взаимопомощи, в сплочении участников игры, выявлении их личностных особенностей, создании простора для фантазии и импровизации и, наконец, в возможности получения учащимися удовольствия от расширения своего кругозора, демонстрации своих знаний и умений.

Хотелось бы к сказанному добавить: необходимо помнить и учиться применять на практике технику активного слушания, умения вставать на позицию детей, учиться самим говорить о своих чувствах, проблемах, применяя «Я- высказывания». Взрослые люди, вводящие ребёнка в мир сложных человеческих взаимоотношений, сами должны быть уверены в себе, должны адекватно ориентироваться в чувствах, в своих желаниях, взглядах, поступках, владеть навыками разрешения конфликтов, нормами этикета, а также способами стимуляции социально-эмоционального развития.

Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии.

Литература:

  1. Богданов Т.Г. «Сурдопсихология» - М.: Академия, 2002.-220с.
  2. Высотский М.С. «Педагогическая психология» - М.: Педагогика – Пресс, 2002.- 1000с.
  3. Гоноболин Ф.Н. «Психология» - М.: «Просвещение», 1976. – 302с.
  4. Немов Р.С. «Психология» - М.: Владос, 2000. – 630с.
  5. «Основы специальной психологии»/ под ред. Кузнецовой Л.В. – М.: 2007. – 479с.
  6. Речицкая Е.Г. «Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы» - М.: Владос, 2005.- 156с.
  7. Сурдопедагогика. / под ред. Е.Г.Речицкой. – М.: Владос, 2004. – 655с.
Глазкова Антонина Владимировна30.08.2014 12600 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar