РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Необходимость формирования гражданской идентичности через внеурочную деятельность учащихся

Необходимость формирования гражданской идентичности через внеурочную деятельность учащихся

В настоящее время все чаще поднимается вопрос необходимости формирования гражданской идентичности. Причиной тому изменения в стране, и как следствие этого изменение приоритетов общества, замена духовно-нравственные ценностей материальными благами.

Современный человек дезориентирован в пространстве, люди разучились жить в социуме, забыли свои традиции, на первый план выходит жажда обогащения, ценностью становятся деньги.

Президент РФ В.В. Путин, в своем выступлении 2013 г. на заседании клуба «Валдай» обращает внимание на причины этого: «Мы столкнулись с разрывом традиций и единства истории, с деморализацией общества, с дефицитом взаимного доверия и ответственности» [2]. Также он указывает на то, что необходимым условием сохранения единства страны будет «..формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями»[2].

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано на то, что обучение должно быть направлено на формирование гражданской идентичности. Важность формирования гражданской идентичности со школы объясняется тем, что дети - это будущее нашей страны, и именно в школе в большей степени сосредоточены интеллектуальная, культурная, духовная, гражданская жизнь детей, здесь проходит процесс их обучения и воспитания. Между тем, по результатом проведенных исследований оказалось, что сформированность гражданской идентичности у современных детей на низком уровне. Многие дети не имеют точного представления о том, что такое гражданственность и патриотизм, не знают, как может проявляться любовь к Родине и патриотизм на практике, подростки имеют чаще отрицательное отношение к службе в армии и др.

Понятие «гражданская идентичность - осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе»[1].

В школе процесс формирования гражданской идентичности может осуществляться как вовремя учебной деятельности, так и через внеурочную деятельность. В учебной деятельности огромную роль в формировании гражданской идентичности играют уроки гуманитарного цикла, например история, общество, краеведение. Немало стаей учителей-предметников в интернете посвящено формированию гражданской идентичности на своих уроках, и реже процессу формирования гражданской идентичности через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью принято понимать организацию педагогом различных видов деятельности учащихся во внеучебное время, создающее необходимые условия для социализации личности ученика. И именно на нее, как на средство формирования гражданской идентичности в школе хотелось бы обратить внимание.

На этапе основной школы учащиеся приобретают знания и умения для будущей самостоятельной жизни в обществе, формируется система ценностей и установок человеческого поведения. В этот период идет обогащение сознания учащихся сведениями по истории Отечества, познание ими элементарных правовых норм. Под действием микросреды, того опыта, который ребёнок аккумулирует из повседневной жизни, формируется его сознание и поведение. Дети часто сталкиваются в семье, в кругу знакомых, на улице с дурными привычками, слышат высказывания, возможно видят поведение (ассоциальное) не являющееся нормой в обществе. Приобретая тем самым негативный опыт. И если его вовремя не нейтрализовать, то дети, как губка, будут впитывать в себя все отрицательное, и в дальнейшем подобный опыт может стать отправной точкой отклоняющегося поведения, а в последующем и правонарушений. Чтоб не допустить этого, дети должны быть вовлечены во внеурочную деятельность школы, где педагог сможет помочь социализации ребенка в окружающем мире, подскажет что хорошо, а что делать не стоит.

Различная предметность видов внеурочной деятельности открывает широкие пути освоения личностью всех сфер жизнедеятельности, позволяет реализовать самостоятельность и устойчивые познавательные интересы ребенка, получить опыт взаимодействия с социальной средой, воспитать духовно – нравственного человека, гражданина своей страны, чувствующего ответственность и долг перед Родиной.

Воспитать человека, способного принять правильное решение и нести ответственность за свои поступки. При этом педагог не должен забывать о том, что в основе гражданской идентичности, согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России лежат базовые национальные ценности, и общая историческая судьба.

Участие ребенка в общешкольных делах должно осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями, с учетом возрастных особенностей. В то же время педагог в своей деятельности волен подбирать те технологии формы и методы работы, что, по его мнению, будут наиболее эффективны для формирования гражданской идентичности подрастающего поколения. И если внеурочная деятельность будет рассматриваться не только как пространство для отдыха и развлечений, но и как способ приобретения опыта жизнедеятельности, то она станет эффективным средством процесса формирования гражданской идентичности.

  1. Асмолов А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=7245 (дата обращения: 10.01.2016)
  2. Путин В.В. Выступление на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай». 19 сентября 2013 года, Новгородская область:- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts/19243/work (дата обращения: 10.01.2016)
Созонова Анна Александровна13.02.2016 8800 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar