РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Асоциальное поведение младших школьников. Причины. Коррекционная работа.

Малинкина Наталья Александровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 3
Ростовская область посёлок Орловский
Учитель начальных классов

Детство, как почва, в которую падают семена.
Они крохотные, их не видно, но они есть.
Потом они начинают прорастать…
Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,
некоторые – хлебными колосьями,
некоторые - злым чертополохом.

Детство — подготовка к взрослой жизни. Будет оно правильно организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернется нелегкой судьбой.

Тяжелое детство не всегда самое плохое. Плохое детство — беспризорное, неласковое, в котором ребенок потерялся, как ненужная вещь.

Асоциальное поведение (от англ. asocial — направленный против общества)  — нарушение норм и правил, принятых в обществе. Название не всегда правильно отражает смысл.

Например, употребление алкоголя и курение — довольно распространенная норма поведения взрослых. А поведение детей с такими привычками мы относим к асоциальному. Поэтому правильнее будет назвать асоциальным такое поведение школьника, которое не соответствует его возрастным особенностям.

Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников речи не было. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой социальной опасности. Но с тех пор, как в школы стали вызывать милицейские наряды, стало понятно, что общество столкнулось с новой проблемой — асоциальным поведением детей. Детская преступность в последние годы очень помолодела.

Какие отклонения в поведении младших школьников мы сегодня наблюдаем? (относятся к асоциальным) Их много: грубость, агрессивность, нечестность, лень, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, безнадзорность (уходят из дома, прогуливают уроки, бесцельное время проведение вне дома), гиперактивное поведение (повышенная потребность в движении, обусловленная преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка); интернет зависимость (одноклассники, контакты и т.д.), курение, употребление алкоголя и др. Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка, пораженного ими, называют трудным, а потом асоциальным.

Вначале ребенок становится трудным. Раньше это слово писали в кавычках, теперь оно стало педагогическим понятием. Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребенок — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. В начале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины, а затем грубость, пропуски занятий, хулиганство и т. д. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, еще больше отдаляет их от других людей.

Традиционно главным критерием причисления ребенка к трудным является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребенка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учебы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребенка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, к самому себе. Таким образом, то, что должно быть первостепенным для учителя — внутренний мир, эмоциональные состояния, переживания ребенка, — зачастую оказывается вне сферы его педагогического действия. Отсюда и формальное зачисление ребенка в категорию трудных, а на самом деле — непознанных.

Большую обеспокоенность вызывает тенденция роста трудных среди девочек. Хотя они менее, чем мальчики, склонны к насилию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (так же как и мальчикам) свойственны аморальные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость. Некоторые девочки обнаруживают склонность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных напитков, курению. Эти девочки требуют, естественно, особо внимательного подхода, такта, доброжелательной мягкости.

Никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых. Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения. Дети копировали и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая все без разбору. Отличать плохое от хорошего в младшем школьном возрасте они еще не умеют.

Современная жизнь изобилует асоциальным, т. е. не согласующимся с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как данность, как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы совершенно отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей. Оно постоянно подпитывается реальной жизнью, противостоять которой читая морали невозможно. Профессор А.Б. Сахаров в работе «Правонарушение подростка и закон» отмечает, что 90 % несовершеннолетних правонарушителей — это те, кто рос и воспитывался в неблагоприятной семейной обстановке, где родители не уделяли должного внимания ребенку, баловали, покрывали недостойные поступки, грубость и деспотизм, пьянство и нравственная нечистоплотность. В таких семьях дети видят дурной пример родителей, развиваются без семейного надзора, предоставлены сами себе, легко попадают под дурное влияние. Словом, как говорят педагоги и психологи, трудные дети — это чаще всего дети «трудных» родителей.

Причин, по которым ребенок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно. Выделим главные:

  • возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится все менее цивилизованным; (у нас гуманизм, гражданственность, патриотизм, а сейчас на первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера);
  • школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объемов и интенсивности занятий, повышении темпов;
  • большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласование между тем, что ребенок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от него требуют в школе;
  • широкий спектр всевозможных недостатков морального воспитания — от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться;
  • интеллектуальная неразвитость, душевная черствость, эмоциональная глухота значительной части детей;
  • неблагоприятная наследственность;
  • дефекты самооценки, завышение ее, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться;
  • неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения;
  • отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность);
  • асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т. п.);
  • полное безразличие к ребенку (отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к ним) или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых;
  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  • «эпидемия» разводов;
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • неблагополучное течение кризисных периодов развития ребенка, бунт против ограничения самостоятельности;
  • замедленные темпы умственного, социального и морального развития;
  • педагогическая запущенность.

Большую часть жизни ребёнок проводит в школе, и система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекцию личности трудного ребёнка, помощи ему в самоутверждении, и на обеспечение сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребёнка: учителей, классного руководителя, администрации и родителей.

Известно, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Эта истина заложена в профилактическую деятельность по отношению к асоциальному поведению в начальной школе. Работа по профилактике отклоняющегося поведения со школьниками имеет свои особенности. В ней участвует классный руководитель, педагог – психолог, родители, педагоги, работающие в классе.

Основная цель профилактической работы – создание условий успешной социализации личности, не склонной к совершению правонарушений и преступлений.

Задачи профилактической работы:

  1. Вести просветительскую работу по предупреждение асоциальных форм поведения младших школьников на основе развития духовно-нравственных компетенций личности, посредством разнообразных форм и методов, способствующих снижению правонарушений и преступлений.
  2. Выявлять несовершеннолетних и семьи, находящихся в социально опасном положении, причины и условия, способствующие этому, и оказывать им психолого-педагогическую поддержку.
  3. Проводить социально-педагогическую, психологическую коррекцию поведения младших школьников, находящихся в социально опасном положении через индивидуальную работу (консультации) с младшими школьниками и их семьями.
  4. Осуществлять индивидуальную работу с обучающимися, состоящими на разных видах учёта, с целью недопущения повторных правонарушений и преступлений.
  5. Формировать у родителей ответственность за обучение и воспитание детей, за формирование здорового образа жизни детей, за формирование культурных традиций семьи через просветительскую работу с родителями и вовлечение их в организацию и проведение профилактических мероприятий.

Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, педагог- психолог совместно с классным руководителем проводят диагностику семей и выявляет различные их категории. (Через анкетирование).

В результате составляется социальный паспорт класса, он выглядит так:

Количество учащихся  
Мальчиков  
Девочек  
Дети-инвалиды  
Дети, находящиеся под опекой  
Количество детей на внутришкольном контроле  
На контроле КДН  
Малообеспеченные  
Неполные  
Многодетные  
Семьи «группы риска»  
Образование родителей (высшее)  
Средне-специальное  
Среднее  

Основные направления профилактической деятельности:

  • диагностика;
  • профилактика правонарушений и преступлений;
  • профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
  • профилактика отказов посещения школы;
  • индивидуальная работa с учащимися;
  • взаимодействие с педагогами школы.

Основные направления коррекционной работы:

  • выявление семей учащихся, находящихся в социально-опасном положении и составление банка данных;
  • диагностика (причины и условия);
  • планирование индивидуальной работы (классный руководитель, педагог-психолог);
  • вторичная профилактика правонарушений и преступлений по индивидуальному плану;
  • организация и контроль занятости младших школьников в свободное от учёбы время;
  • ежедневное отслеживание посещаемости учебных занятий;
  • посещение семей, состоящих на разных видах учёта;
  • организация отдыха и летней занятости младших школьников;
  • заседания психолого-педагогической службы с целью оказания помощи в обучении и воспитании обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Основные формы профилактической работы:

  • беседы и классные часы: («Правила поведения в школе». «Необдуманный поступок и его последствия», «В мире добрых дел» «Обязанности школьника». «В чем разница между правонарушениями и преступлениями?» «Энциклопедия хороших манер»,.);
  • встречи с интересными людьми;
  • конкурсы рисунков, социальных реклам: ( «Здоровье во имя будущего», «Дети и дорога», «Береги себя», «Расскажи о любимом животном»)
  • минипроекты и проекты: («Безопасная дорога в школу», «Спорт и здоровье» и др);
  • интеллектуально-познавательные игры: («Азбука дорожных знаков», «В стране здоровячков» )
  • викторины на актуальные темы;
  • акции: ( «Сбереги дерево», «Твори добро», «Помоги птицам!»);
  • веселые старты, спортивные соревнования, походы;
  • инструктажи;
  • посещение и демонстрация театрализованных постановок;
  • совместные праздники с родителями: («Дни Именинников», «День Матери», «Ласковые слова – маме» и т.д.);
  • поездки, экскурсии;
  • праздники с учащимися более старших классов: («Аты – баты, шли солдаты…», «День всех влюблённых»).

Кроме того, просветительская работа по профилактике правонарушений проводится и с родителями обучающихся. Основные её формы – это:

  • общешкольные родительские собрания;
  • родительские собрания по параллелям;
  • родительские собрания класса;
  • индивидуальные встречи и консультации педагогов, психолога;
  • привлечение родителей к общественной жизни класса: участие родителей в классных часах по профилактике и ЗОЖ, а так же в досуговых мероприятиях.

Приведу темы родительских собраний по параллелям:

  • 1 класс «Мера ответственности родителей за воспитание ребенка».
  • 2 класс «Воспитание сознательной дисциплины», «Наказание и поощрение в семье».
  • 3 класс «Взаимоотношения в семье», «Поощрения и наказания в воспитании ребенка», «Трудности воспитания: ребёнок и агрессия».
  • 4 класс «О детской дружбе», «Проблема толерантности в семейном воспитании»

На заключительных собраниях в мае рассматриваются вопросы летней занятости детей, классными руководителями заполняются бланки летней занятости по каждому ребёнку со слов родителей.

Изучение структуры свободного времени детей и подростков показывает, что у значительной доли трудных преобладает бесцельное времяпровождение. Их досуг — это пассивное получение удовольствия от слушания эстрадной музыки, просмотра телепередач, бесцельное стояние в подъезде, шатание по улицам. Духовная пассивность, наклонность получать удовольствие с минимальными интеллектуальными затратами является благодатной почвой для развития всяческих отклонений. Следует вывод, что организация досуга школьников — чрезвычайно важное дело и лучшее средство профилактики отклоняющегося поведения.

Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени школьника за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

Помогает нам в этом и внеурочная деятельность учащихся, которая должна быть наполнена содержанием, интересным и увлекательным. Наш ученик – это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Кто он будет, когда вырастет? Каким он будет? Это не праздные вопросы – это вопросы жизни.

Чтобы воспитать человека целеустремлённого, убеждённого, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время. Чем больше ребёнок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений. Учащиеся начальной школы имеют возможность посещать кружки и секции, организованные в нашей школе.

Охват обучающихся группы кружковой работой составляет 100%. При организации системы дополнительного образования учитываются интересы учащихся, поэтому кружки, клубы, объединения работают в различных направлениях. В этом учебном году учащиеся начальной школы посещают следующие кружки: общеинтеллектуального направления: «Инфознайка»; общекультурного направления: «Творческая мастерская», «Волшебная нить», «Конструирования», «Доноведение» и «Литературная гостиная», фольклорный кружок; оздоровительного направления «Тропинки к здоровью»; социального направления «Азбука пешехода»; научно-познавательного направления : «Логика». Многие дети посещают спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол (ДЮСШ), кружки ДДТ, танцевальные студии, художественную школу, музыкальную школу и т.д. Всё это помогает отвлечь их от улицы, от бесцельного время проведения, противоправных действий.

И закончить своё выступление я бы хотела стихотворением:

Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Словно оружием вооружён.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)

Малинкина Наталья Александровна17.10.2016 2660 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar