РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание нравственной культуры в процессе этических бесед у старших дошкольников

Ивакина Нина Олеговна

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности.

Проблема воспитания нравственной культуры у современных детей осложняется тем, что на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет педагогов и родителей очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания современных детей.

Нравственная культура – важная составляющая общей культуры человека, предполагающая определенный уровень сформированности у человека нравственного сознания, нравственных чувств и поведения.

Многие исследователи в области дошкольной педагогики, такие как С.А. Козлова, А.М. Виноградова, Л.П. Князева и другие подчеркивают, что дошкольный возраст отличается особой восприимчивостью к нравственным воздействиям.

Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако, путь формирования нравственного сознания и поведения ребенка - процесс длительный, осуществляющийся в течение всей жизни человека.

Методы и формы воспитания нравственной культуры разнообразны. Одной из таких форм является этическая беседа.

Этическая беседа – это беседа на темы морали, нравственности. Проводится этические беседы могут только со старшими дошкольниками, у которых уже сформирован определенный уровень нравственного сознания. Содержание этических бесед определено требованиями программы. Но, обращаясь к программным задачам, педагог должен обязательно конкретизировать их, проработать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в своей группе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Методика проведения этических бесед разработана в отечественной педагогике Л.П. Князевой, А.М. Виноградовой, О.С. Богдановой. Она включает в себя: подготовительный этап, проведение беседы, организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы в общении, и деятельности. Опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников. В процессе беседы дети высказывают свои суждения из жизни, по поводу прочитанного, делятся наблюдениями за отношениями в семье, оценивают поступки друг друга.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. О.С. Богданова отмечает, что в этических беседах с дошкольниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые не только содержат моральную проблему, но и представлены в необычной для детей форме, требующей от него догадки, заинтересованного, эмоционально окрашенного поиска ответа.

В период прохождения преддипломной практики, в рамках дипломного проекта, мы планировали и проводили с детьми этические беседы на разные темы, например, такие как: «О дружбе и друзьях», «Будь всегда вежлив», «Учимся быть дружными», «Наши добрые поступки» и другие.

Например, этическую беседу «О дружбе и друзьях», мы начали с вводной беседы о том, кто же такой настоящий друг и кого можно назвать настоящим другом? Оценив суждения детей, отметили, что настоящий друг- это тот, кто готов разделить твою радость и грусть, готов поделиться тем, что имеет сам, друг никогда не оставит тебя в беде и т.д. Для закрепления представлений о дружбе мы показали детям мультфильм «Тигренок и его друзья», побеседовали по его содержанию, затем предложили послушать детям стихотворение «Друзья» Елены Стеквашовой.

Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть,
А закончились конфеты
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвет ее из рук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.

После чтения стихотворения спросили детей: - Что вы можете сказать о таких друзьях? Почему их нельзя назвать настоящими друзьями?

О.С. Богданова отмечала, что этическая беседа будет иметь успех в том случае, если обсуждаемая этическая проблема будет связана с нравственным опытом детей.

В ходе этической беседы мы спрашивали у детей: - А у Вас есть настоящие друзья? Расскажите, как вы дружите? Затем мы с детьми решили ряд педагогических ситуаций, типа: «Мама купила Саше новый велосипед. Он вышел на нем покататься во двор. Видит к нему идет его друг Ваня и просит дать прокатится на новом велосипеде. Как поступит Саша, почему?

Закончилась наша беседа творческой деятельностью - составлением коллажа «Дерево дружбы». В заключении хочется отметить, что воспитание нравственной культуры невозможно обособить в какие – то особые рамки. Этот процесс должен осуществляться постоянно как в детском саду, так и в семье.

Задача педагога дошкольного учреждения помочь родителям осознать сущность нравственной культуры, увидеть преимущество этических бесед, как средства, направленного на формирование нравственных качеств и норм поведения у дошкольников

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.