РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья" Экологическое воспитание в семье и школе"

Конкурсная статья" Экологическое воспитание в семье и школе"
Шамсиева Гульназ Миннегараевна, 
учитель географии, 
МБОУ "ООШ села Уразаево" Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан. 

Воспитание – это «дерево», живущее тысячи лет. Оно пускала корни в разные стороны. Эти корни много лет собирают и отражают у себя все самое главное и ценное. У каждого корня свое название: трудовое, патриотическое, нравственное, экологическое.
Экологическое воспитание – одно из самых актуальных проблем человечества. Общество развивается, достигает новые высоты, в то же время экология все больше страдает, болеет. Природа просит у нас помощи. Важным становится проблема: «Как мы можем помощь ей?»

Семья и школа – близнецы. Они рука в руку должны идти вперед, в одну сторону, к единой поставленной цели. Только тогда мы сможем воспитывать чутких, нравственных, отзывчивых детей. Родители и педагоги должны быть яркими примерами для наших воспитанников. Они нас копируют, мы их воспитываем всегда и везде, каждым словом, каждым движением, даже тогда, когда нас нет рядом.

Когда родители вместе с детьми сажают дерево, учат ухаживать за ним, делают вместе скворечники, наблюдают за птицами, собирают семена цветов, любуются природой, убираются во дворе, на улице – они с малых лет прививают детям бережное отношение к природе, ее богатству. Растущие на подоконнике цветы, кустики и деревья под окном – это первые шаги в экологическом воспитании. Совместные чтения стихов, сказок, рассказов о природе, о ее красоте, обсуждения, привитие правил поведения на природе с малых лет – это большая заслуга родителей. Семейное посещение краеведческих музеев, выставок художников, снимки природных явлений, животных и растений оставят добрый след в душе ребенка. Дети с малых лет тянутся к прекрасному, им надо все: и цветок рвать, и бабочку ловить, муравья поймать. Здесь требуется терпение и мудрость взрослых, настойчиво дать понять, что не все желания могут исполняться. Совместные походы на природу, на рыбалку – это должно быть не только отдыхом, но и целенаправленным обучением бережного отношения к природе. Такие визиты благотворно влияют на ребенка, учат общению ребенка с природой.

Если в семье есть питомцы, то дети видят заботливое отношение родителей к животным, у них тоже появляется желание быть другом, добрым хранителем для брата меньшего. Дети в таких семьях растут отзывчивыми, добродушными, а где нет животных – равнодушными, безжалостными.

Школа и семья – партнеры. Экологическое воспитание не заканчивается в определенное время, она продолжается всю жизнь. Ведь человек – дитя природы. Мы с учениками проводим уроки чистоты, уроки леса, конференции посвященные Дню Земли, Дню Воды, Дню Птиц, Дню сохранения озонового слоя, сотрудничаем с Государственным Природным Заказником «Чатыр Тау», приглашаем их в гости. Ежегодно участвуем в Республиканском конкурсе «Марш парков», получаем Дипломы и подарки. Проводим экологические марафоны, интеллектуальные игры.

Дети очень любят посетить гору Чатыр Тау, подниматься до вершины и наблюдать за окрестностями. Летом в пришкольном лагере несколько дней посвящаем природе. Во время экскурсий наблюдаем за сурками, ухаживаем за родником, который берет начало с горы.

Каждую весну встречаем скворцов новыми домиками, привлекаем родителей. Они с большой охотой помогают сделать и повесить домики на деревья. Выпускники на память сажают кедры.

« Человек имеющий в руках цветы, плохое совершить не может». Цветы - это самое прекрасное, что создала природа. В школе осенью проводим выставку «День цветка», куда дети приносят из своих садов букеты цветов. Красота развивает у детей эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Осенью собираем листья и делаем разные сувениры, экибаны. Работая на пришкольном участке ребята не только выполняют физическую работу, но им дается задание наблюдать за птицами, насекомыми, растениями.

Во время походов на природу решаем вопросы: какие птицы, животные, растения характерны для нашего края, где они обитают, какая численность у них, какие из них внесены в «Красную книгу». По наблюдениям и собранным материалам составляем свою «Красную книгу» характерную только для нашего села. Важно, чтобы дети осознали, что мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Не все неисчерпаема, нельзя рвать цветы и лекарственные растения бесконечно, надо уметь довольствоваться малым.

Вместе с родителями проводим акцию «Всем – чистый воздух». Заранее готовим плакаты, вывешиваем объявления, призываем всех односельчан в этот день не курить, не ездить на машинах, не выбрасывать мусор.

Человек живет в природе. Люди должны жить не только сегодняшним днем, они должны беречь и передавать потомкам все, что сами создали, создала природа. Воспитывать культурного человека, воспитывать потребность в охране окружающей среды у молодого поколения - это главная задача родителей и педагогов.

Шамсиева Гульназ Миннегараевна16.10.2013 10750 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar