РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Образование в новых условиях"

Конкурсная статья "Образование в новых условиях" Мишаткина Елена Николаевна
Учитель английского языка
МАОУ «Лицей 6»
Город Тамбов 

Тема взаимодействия семьи и школы неоднократно обсуждалась учительским сообществом, подчеркивалась необходимость сотрудничества, важность эффективного взаимодействия, однако мне бы хотелось рассмотреть эту проблему в несколько другом ракурсе, с позиции учителя 21 века.

Быстро меняющийся мир ставит перед обществом задачу взращивания конкурентноспособной личности, человека, который 

1) знает, то есть обладает набором определенных знаний, умений и навыков, свободно пользуется информационно - коммуникационными технологиями; мыслит творчески, предлагает нестандартные решения; 

2) умеет работать в команде, брать на себя ответственность за принятые решения, выстраивать диалог с людьми разных культур и т.д.

Однако учитель по-прежнему является практически единственным источником и транслятором знаний для ученика, что не совсем приемлемо на современном этапе, так как учащиеся, обучавшиеся по такой методике, не понимают, как применять эти знания на практике, зачем эти знания нужны, как эти знания помогут в реальной жизни ют, как полученные знания применять вне стен школы).

Каждый ребенок является частью сообщества (сообщество школьников города, сообщество учеников – лицеистов, сообщество учеников лицея №6, сообщество учеников, увлеченных физикой и т.д.), каждая семья также принадлежит сообществу (сообщество – это социальная единица, объединяющая людей с общими целями, интересами, и потребностями и/ или с общими ресурсами, к которым члены сообщества имеют доступ, с общим контекстом и языком общения, в который погружены члены сообщества).

Таким образом, каждое сообщество (в том числе и каждая семья) с набором своих потребностей, проблем, ценностей является само по себе школой, новой формой школы, которая поможет вписать изучаемую тему в широкий смысловой контекст, которая способна научить пониманию связи между отдельными элементами полученной информации и применять это понимание в различных ситуациях, которая простимулирует перенос знаний из одной области в другую, научит сотрудничать с разными людьми, привьет навык использования информационно- коммуникационных технологий.

Для этого следует включить каждое сообщество (каждую семью) в процесс подготовки ребенка к взрослой жизни в 21 веке. Успешным примером может служить проект/ программа «Обучение действием» (Service Learning)  (http://www/fondsozidanie/ru\slreport ) Первым шагом по реализации данного проекта может быть изучение потребностей семей, сообществ, для чего могут быть созданы опросники, проведено анкетирование (респондентами могут быть школьники данного учебного заведения, учителя, родители), проанализирована информация, предоставленная местными телерадиокомпаниями, газетами с тем, чтобы определить, какие проблемы являются насущными для членов сообщества в данный период времени. Затем следует выяснить, существуют ли какие-либо программы по решению проблем и как школьники могут способствовать ее успешной реализации. Если такой программы не существует, то разработать и реализовать свои доступные способы разрешения проблемы или, по крайней мере, привлечения внимания общества к ней. Учителя, не ограничивая свободы творчества детей в принятии решений, должны, тем не менее, координировать, направлять действия, так как данная общественная работа должна в идеале соответствовать и образовательным целям, например:

Проблема: Нежелание школьников получать горячее питание в школьной столовой

Причины (выясняются участниками проекта): Меню, распорядок работы столовой, условия приема пищи, вкусовые качества предлагаемых блюд и т.д.

Пути решения (разрабатываются участниками проекта)

Образовательная цель, то есть знания, которые учащиеся приобретут в ходе проекта (определяются учителем)

Эффективность мероприятий (оценивает сообщество)

Семья, в данном случае являясь как отдельным сообществом, так и частью другого (других) сообществ, представляет собой и объект исследования, и объект, на который направлено действие, и орган оценки принятых или предложенных школьниками мер. 

Следует отметить, что переход от существующей на данный момент системы передачи суммы знаний (значимость которых для школьников не очевидна), переход от школы, которая учит работать в системе, подчиняться определенным правилам, (а не мыслить творчески), школы, которая берет всю ответственность за обучение ребенка на себя, (хотя должна научит ребенка добывать знания (метакогниция) и выстраивать собственную образовательную траекторию), к новой системе обучения и подготовки детей к взрослой жизни уже начался и, как я считаю, семья должна стать основным двигателем образования детей. 

Учитель должен направлять, помогать, курировать и способствовать творческому развитию детей в соответствии с их собственными образовательными потребностями и индивидуальными особенностями, то есть учащимся стоит предоставить возможность выстраивать свою собственную образовательную траекторию (Personalized Learning Network). В сети интернет можно найти разнообразные образовательные ресурсы: Академия Кхана – уроки математики, геометрии и т.д. (http://www.youtube.com/user/khanacademy), курсы Элисон (http://alison.com/?utm_source=outbound+marketing&utm_medium=email&utm_campaign=new_courses_147_appliances ) , образовательные сайты со множеством ресурсов для освоения той или иной темы (http://www.onestopenglish.com /, http://www.eartheye.com/ и т.д.) Многие университеты размещают видеолекции на своих сайтах в открытом доступе и предлагают пройти дистанционное или очное обучение на краткосрочных курсах, существует огромное количество образовательных программ – приложений для работы на планшетных компьютерах.

Однако прежде чем предложить учащимся пуститься в свободное плавание по ресурсам интернета, следует провести огромную подготовительную работу: 1. Составить банк ресурсов сети интернет, дистанционных курсов, очных и заочных курсов, предлагаемых университетами, 2. Узнать как можно больше об учащемся (его стиль учения, способности, таланты, слабые и сильные стороны, интересы, потребности и т.д.), 3. Разработать портфолио учащегося, где должны быть прописаны образовательные задачи (Learning Objectives), критерии оценивания, где должны быть направляющие вопросы, план. Задача учителя здесь – помогать учащемуся, направлять, координировать, контролировать, задача семьи – такая же. Учитель – куратор может составить для каждого учащегося образовательную сеть, например, с помощью сайтов, таких как http://www.symbaloo.com, куда можно занести или адреса ресурсов, или прямые ссылки на видеолекции, научные статьи, онлайн – тесты по проблеме.

Проблемы, с которыми придется столкнуться при реализации данного проекта, я вижу в следующем: 1. большинство ценных образовательных ресурсов представлены на английском языке, 2. Отсутствие единой информационной базы об образовательных дистанционных курсах для школьников, об образовательных онлайн – ресурсах, которые предлагают проверенную, безопасную и ценную информацию.

Мишаткина Елена Николаевна16.10.2013 7980 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar