РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Роль семьи и школы в воспитании ребёнка"

Конкурсная статья "Роль семьи и школы в воспитании ребёнка" Полковниченко З.В., 
воспитатель 
МКОУ "СОШ №2 р.п. Самойловка Самойловского района Саратовской области"

Воспитание, возникнув из потребности общества в передаче знаний и опыта старших поколений младшим, стало постоянным спутником человеческого общества. Именно поэтому, воспитание является одной из давних, имеющих огромное значение, областей деятельности человека. Великий знаменитый французский писатель Антуан де Сент Экзюпери в книге «Планета людей» описывая тех людей, кого уважал и кем восхищался, справедливо заметил, что «восхищения достойна, прежде всего, почва, их взрастившая». Далеко недостаточно того, чтобы подарить человеку жизнь, нужно ещё и научить его использовать этот бесценный дар. Ведь, в отличие от животных, механизмы жизнедеятельности не заложены в человеке при рождении. Каждый человек проходит длительный путь подготовки и самосовершенствования, прежде чем стать полноправным членом общества.

Влияние воспитания на развитие детей во многом зависит и от обстановки, в которой оно осуществляется. Обстановка в семье, школе – своеобразный микроклимат, в котором живёт и формируется воспитанник. Обстановка воспитания создаётся взрослыми.

Дети - радость нашей жизни. Мы живём и трудимся во имя счастья наших чад. Но любой из нас воспитывает своего ребёнка так, как считает нужным. Семья в воспитании ребёнка играет огромную роль.

С самого рождения формируется будущий характер и поведение ребёнка. Известно, что центральная нервная система ребёнка и его мозг обладает огромной пластичностью. Благодаря этому закрепление и формирование у детей привычек и навыков происходит успешнее, чем в старшем возрасте.
Если родители в детстве учат своего ребёнка обманывать старших, друзей, то он и в старшем возрасте будет лживым. Если родители не приучают ребёнка к порядку, то он и, став взрослым, не будет соблюдать порядок.

Однажды великого педагога В.А. Сухомлинского спросили: «Моему сыну 3 месяца. Когда начинать его воспитывать»? Он ответил: «Вы опоздали ровно на 3 месяца».

Начиная с первых лет жизни, детей нужно учить быть честными, справедливыми, приучать относиться с уважением к старшим, приучать к труду. В воспитании нужно всегда учитывать возраст ребёнка. Подростки нуждаются в большем внимании, чуткости, педагогическом такте, чем дети младшего возраста. Подростков раздражает, если родители обращаются с ними в приказном тоне. Они переживают, что самые родные им люди не уважают их. Такие дети становятся настырными, стараются сделать всё наперекор родителям. Дети любят, когда с ними обращаются на равных, как с полноправными членами семьи, когда обсуждают с ними семейные проблемы, обращаются к ним за советом или с просьбой. Такое доверие к детям порождает у детей чувство нужности, и они отвечают им любовью и относятся к ним с уважением.

В семье ребёнок проходит первую школу морали. Родители влияют на них, начиная с первых дней их жизни. Они должны воспитывать их не только словом, но и своим поведением. Однажды великий мыслитель И. Брандт сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Именно семья обеспечивает ребёнку тепло и комфорт или порождает чувство одиночества. Очень часто дети у родителей отодвигаются на второй план, так как их внимание сосредоточивается на друзьях.

Семейное воспитание - это любовь и уважение, постоянное общение, проведение совместного досуга и совместные домашние дела, а не постоянные нотации . В семье воспитывают даже молчанием, мимикой, взглядом, шуткой и грустью, а самое главное - личным примером. Грош цена отцу и матери, которые говорят сыну или дочери о вреде курения и алкоголя, а сами приходят домой, едва держась на ногах и с сигаретой в зубах, а из уст несётся матерная брань.

Несдержанность родителей, недостойное поведение, ссоры в семье, пьянство родителей калечат ребёнка. Нельзя при детях быть раздражительными, ругаться, сплетничать, обсуждать других и поступать вразрез со своими словами. Ребёнок всё это заметит и будет поступать также. Ещё хуже, если ребёнок видит, как его родители обижают своих родителей. Важно запомнить простую истину: ваши дети, когда вырастут, будут относиться к вам так же, как вы сейчас относитесь к своим родителям. Ребёнка воспитывают в каждый момент своей жизни. Как родители разговаривают с другими людьми и как к ним относятся, как общаются со своими друзьями или врагами, как одеваются, как трудятся – всё имеет огромное значение. Недостойное поведение родителей имеет печальные последствия.

Далеко не все родители соблюдают в присутствии детей правила приличия и часто совершают недостойные поступки. Не следует забывать, что дети очень наблюдательны и впечатлительны.

Внимательное, чуткое руководство детьми, высокий моральный облик родителей помогает завоевать настоящий авторитет.

Ошибкой семейного воспитания часто является отсутствие единого требования со стороны родителей. Часто бывает, что между родителями идёт спор, что и как нужно сделать по отношению к дочери или сыну, и этот спор происходит в присутствии ребёнка, чего нельзя ни в коем случае делать. По-разному родители оценивают и поступки детей – один осыпает ласками, другой наказывает, один что-то разрешает, другой запрещает. В такой системе ребёнок стремится вырваться из-под контроля одного и ищет защиты у другого. Авторитет одного из родителей падает.

Часто ребёнок предоставлен сам себе, отсутствует контроль над ним. Родители сетуют на то, что заняты работой и отстраняются от воспитания детей. Как бы ни были заняты родители, они не должны забывать о своих обязанностях. Безнадзорный ребёнок вырастает недисциплинированным, грубым, таящим чувства зависти, ненависти к тем, кого щедро одаряют лаской и любовью.

По данным социологического опроса на воспитание детей у родителей уходит всего 17 минут в день. Но учёные-педагоги спорят с социологами. Так, доктор педагогических наук А.П. Ситник доказывает, что раньше никогда не отводили на воспитание детей специального времени. В семье воспитывали детей всем образом жизни и не только во время своего присутствия, но и во время своего отсутствия. Огромное значение имеет причина отсутствия. Например, если мать или отец задерживается на работе, то возникает гордость за родителей, что у них важная, престижная и ответственная работа. Если же родители проводят время в компании друзей - бездельников за рюмкой водки, то возникает обида на них, что променяли семью и детей на друзей и рюмку.
Постоянная опека - тоже плохо. Она порождает неверие в свои силы, потребность в опоре. Изнеживающее воспитание наносит огромный вред – оно воспитывает эгоизм. Чем щедрее сыплются поцелуи, ласки, тем всё больше растут потребности подростка. Всё должно быть в меру. А. С.Макаренко считал, что «любовь и уважение к ребёнку надо сочетать с высокой требовательностью к нему». Слишком суровое, жёсткое воспитание подавляет и ожесточает. Такие подростки становятся грубыми, недисциплинированными, хулиганами.

Родители должны быть осведомлены о здоровье своих детей, знать их интересы, их друзей, их неудачи, неприятности, огорчения, где и с кем ребёнок проводит свой досуг. Зная это, правильно используя возрастные особенности ребёнка, можно предупредить деформацию личности и поведения.

Дети - это наше будущее, поэтому государство проявляет неустанную заботу о воспитании молодого поколения.

Все учебные заведения вооружают своих питомцев глубокими знаниями. Наряду с этим школа формирует в детях моральные качества. Роль школы в воспитании ребёнка неоспоримо велика.

Школа после семьи занимает второе место в воспитании детей. Невозможно представить полноценное развитие ребёнка без школы. Школа оказывает помощь ученикам в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Именно в школе родители должны находить помощь и поддержку. Школа должна консультировать родителей по вопросам воспитания ребёнка.

Каждый год школа принимает новых учащихся, и каждый год её стены покидают сформировавшиеся молодые люди. С каким багажом выйдут её питомцы в свою самостоятельную жизнь, что будут знать и уметь, какими станут людьми – это во многом зависит от учителей.

Особое место в воспитании ребёнка занимает учитель начальных классов. Он работает с классом один. От него зависит, будут ли созданы условия для проявления познавательной активности, разносторонних интересов, творческого отношения к учёбе с первых лет обучения. Эта обстановка определяет отношение младшего школьника к учителю и его требованиям, к одноклассникам. Характер этих отношений формирует личность ученика. Учитель начальных классов первым открывает детям горизонты науки, учит их добру, правде, красоте, становится авторитетной фигурой для детей. Он формирует человека. А для первоклассника начало обучения вносит коренные изменения во всю его жизнь. Беззаботное детство закончилось. В жизнь шестилетнего малыша входит новый вид деятельности – учение, которое является обязательным, требует от ребёнка определённой ответственности и затраты труда. Младшие школьники испытывают огромную потребность в общении с учителями, родителями и своими одноклассниками. От учителя начальных классов, а в дальнейшем от классного руководителя, зависит, комфортно или нет ребёнку в стенах школы и в классном коллективе. На плечи этих людей ложатся все заботы. Взаимоотношения между учениками класса, усвоение учебного материала, успехи и неудачи, взаимоотношения с учителями - предметниками, взаимоотношения с родителями - должно находиться в поле зрения учителя.

Эффективность процесса воспитания и обучения будет достигнута быстрее, когда удаётся обеспечить тесное содружество семьи и школы. Самая важная задача школы – непрерывная связь с родителями.

В школе ученики и учителя проводят большую часть дня, и именно эта среда влияет на ребёнка. Многие дети впервые в школе попадают в большой коллектив, а роль коллектива огромна. Ребёнок, как губка, впитывает в себя всё, что он видит и слышит. Из этой среды он получает знания, приобретает новые привычки и черты характера.

Уроки нравственности, которые проводятся в школе, предусматривают научить детей анализировать свои и чужие поступки, видеть их последствия, уметь давать им оценку. Такие уроки должны помочь детям осознать всю сложность человеческих отношений.

С каждым годом роль школы в воспитании детей увеличивается. Воспитательные функции стали едва ли не важнее, чем образовательные. Только никакой школе не под силу воспитать ребёнка, если в этом не будет участвовать семья. Часто от родителей можно слышать такие слова: «Мы их отправили в школу, вот пусть учителя и воспитывают». Такие нерадивые родители очень редко появляются в школе, не посещают родительские собрания, не интересуются, как живёт их ребёнок в стенах школы.

Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направлять её. Раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для детей окружающий их мир, помочь сделать верные шаги в нём должны мы, взрослые – родители и педагоги.


Важно каждому запомнить простые, но вечные истины, которые делают из ребёнка человека:

  • Если ребёнок живёт в терпимости - он учится понимать других.
  • Если ребёнка подбадривают - он учится верить в себя.
  • Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
  • Если ребёнок растёт в честности – он учится быть справедливым.
  • Если ребёнок живёт в безопасности – он учится верить в людей.
НО!
  • Если ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
  • Если ребёнок живёт во вражде – он учится агрессивности.
  • Если ребёнка высмеивают – он становится замкнутым.
  • Если ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.
И самое главное:

Если ребёнок живёт в любви – он учится любить!!!

Полковниченко Зинаида Викторовна16.10.2013 9204 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 4
avatar
0
1

Спасибо автору за такую важную тему,очень актуальную в данное время.Зарабатывая порой много,но редко видя своих чад,мы забываем о том,что дети скоро вырастут и то душевное тепло,которое было нужно нашим детям,пока мы зарабатываем деньги,добиваясь достатка,может им не понадобится.Вот тогда,придётся задуматься,но будет поздно.Хотя наши родители не меньше проводили времени на работе.И люди из нас получились неплохие,благодаря всё-же тому воспитанию,которое дарили нам в школе наши светлые педагоги(Царство им небесное,ушедшим, ЗДОРОВЬЯ живущим.)Мы помним их фамилии ,гораздо лучше,чем фамилии других людей,встречающихся нам в жизни. Кропотливо,день ото дня они подбадривали,хвалили,воспитывали те качества,привычки,которых не могла дать семья по целому ряду причин.Семья и школа остаются неразрывной ,порой невидимой лесенкой,ведущей к формированию личности,которой предстоит жить в новое время.И оттого,насколько мы смогли объединить ,сдружить семью и школу будет зависеть жизнь нашего общества в будущем.Об этом не нужно забывать всем участникам образовательного процесса на данном этапе.
avatar
0
2

Очень нужная, полезная статья. Советую почитать родителям и учителям.
avatar
0
3

Хорошая статья. Готовый материал для родительских собраний о воспитании ребенка в семье.
avatar
0
4

Спасибо большое всем за оценку и за Ваши комментарии!
avatar