РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Особенности взаимодействия семьи и школы как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних."

Конкурсная статья "Особенности взаимодействия семьи и школы как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних." Песочина И.А
Социальный педагог, классный руководитель 
ГБОУ СОШ №476

Педагогический коллектив школы №476 считает очень важным наладить продуктивное взаимодействие с родителями учеников, т.к. только объединившись, можно достигнуть положительного воспитательного эффекта. Педагоги школы давно используют традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы работы с родителями. Это и тематические родительские собрания, и совместные соревнования, выезды на экскурсии, праздники…Остановимся на некоторых формах взаимодействия с семьями учащихся, которые мы считаем находкой коллектива школы.

В рамках реализации принятой в 2008г. программы «Приоритет», были поставлены новые задачи, найдены новые приемы, расширился спектр методов взаимодействия с родителями учащихся.

Саму программу «Приоритет» и ее ядро – клуб «Правовед» можно рассматривать как плод раздумий и творческого поиска родителей. Идея появления этой программы возникла у учителей, чьи дети учатся в нашей школе, то есть у самих родителей. Учителя – родители обсуждали варианты детского клуба правовой направленности на классных часах и на Совете старшеклассников. Так постепенно идея получила смысловое и организационное оформление.

На первом общешкольном родительском собрании было объявлено о новом направлении работы школы. Многие родители выразили готовность помочь. Все дети, которые захотели заниматься в клубе «Правовед», получили направление, которое они подписали у родителей. Вторым этапом были испрошены возможности участия родителей в деятельности клуба. Таким образом, мы сразу обозначили активную роль родительской общественности в деятельности школы по профилактики противоправного поведения.

Так в 476 школе Колпинского района сложилась своя двухуровневая система работы с семьями учащихся по данному направлению.

Первый уровень – самый широкий, т.к. работа здесь охватывает всех учеников и носит образовательную, просветительскую направленность. Роль родителей заключается в организации и участии в запланированных мероприятиях. Мы с благодарностью принимаем помощь родителей, чьи профессиональные знания можно использовать для правового воспитания. Так в рамках недели «Его Величество Закон» состоялись беседы с родителями – юристами (о правах и обязанностях несовершеннолетних) и врачами (о здоровом образе жизни). Проводилась операция «Почтовый ящик», в ходе которой дети опускали себе в почтовый ящик памятку для родителей, разработанную коллективно на классных часах. Во многих семьях прошло бурное ее обсуждение на семейном совете.

«Ящик вопросов» помог педагогам понять, что беспокоит наших детей и их родителей, какие еще вопросы выпали из поля зрения Службы сопровождения. Мы считаем «Ящик вопросов» очень интересным и полезным своим изобретением.
Мы стараемся популяризировать интересные семейные традиции, которые есть в семьях наших учеников. Это делается через соревнования «Папа, мама и я - спортивная семья», «Нет наркотикам», через традиционные чаепития, праздники, где родители представляют свое хобби. Все классные руководители привлекают родителей к выездам на экскурсии, театры, просто на природу, т.к. в нестандартной обстановке легче устанавливается взаимопонимание между поколениями. Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, школы – один из важных способов привлечь родителей на сторону школы, подогреть их интерес к внеурочной жизни их детей.

Однако, во всех этих делах участвуют, как правило, самые активные и социально благополучные родители. К сожалению, в школе много и других семей.

Второй уровень – это индивидуальная работа с учащимися, вызывающими беспокойство, и с их родителями.

И очень важно не пропустить ни одну такую семью, не оставить ни одного «трудного» ребенка без особого внимания. А таких детей в школе не мало. Педагогический коллектив школы №476 рассматривает как кризисные следующие проблемы, наиболее часто имеющие место у учащихся и их семей в настоящий момент:

1. Критическая ситуация в семье:

  • Семья крайне нуждается
  • Потеря родителей
2. Неблагополучные семьи:
  • Жестокое обращение ребенком
  • Уклонение от воспитания
3. Дети «группы риска» в благополучной семье:
  • Правонарушители
  • Не посещающие школу
Конечно, основная нагрузка в работе с такими семьями ложится на социального педагога, который в нашей школе возглавляет Службу сопровождения.

Работать с такими семьями не просто, и выполнить ее можно, только объединив усилия всех субъектов профилактики. В школе №476 есть счастливая возможность напрямую взаимодействовать со школьным инспектором. Человек в форме вызвал яркий интерес у детей. Таким образом, присутствие человека в погонах в коридорах 476 школы было воспринято всеми положительно. Учителя видели в нем помощь социальному педагогу, классным руководителям, администрации школы в решении наиболее сложных вопросов с родителями и учениками. Учащиеся поняли, что инспектор не только карает, но поможет, подскажет, как поступить в различных ситуациях, всегда отстаивает интересы подростков. Постепенно сформировалась группа учащихся, которые стали чаще заглядывать в кабинет социального педагога, где расположился и школьный инспектор. Дети приходили рассказать о конфликтах в классе, дома, во дворе, посоветоваться, найти выход из создавшегося положения. Учителя стали отмечать, что дети больше интересуются правовыми вопросами, пытаются дать свою правовую оценку, предложить свой выход из ситуаций.

Мы решили использовать эту ситуацию в воспитательных целях. Так возникло новое направление в деятельности клуба «Правовед». В основной костяк клуба входят ученики, которые уже совершили правонарушения или из неблагополучных семей. Поэтому у них есть свой негативный опыт, свои примеры неправильного поведения, которые можно использовать в беседах с другими детьми. Мы стали организовывать «случайные» встречи в кабинете «сложных» родителей и старшеклассников из клуба.

Получались интересные беседы, приносящие пользу обеим сторонам. Пока в школе есть 4 ученика, которым можно доверить любой разговор с другим ребенком, попавшим в сложную ситуацию или совершившим плохой поступок. Мы стараемся привлечь на свою сторону для такой работы и подготовить других ребят из клуба «Правовед». Родители этих «присяжных заседателей» знают и приветствуют такую деятельность детей, отмечая, что ребята становятся более серьезными и приучаются анализировать поступки. Практикуются в нашей школе индивидуальные «домашние задания» - правовые задачи, взятые из рассказов учеников о своих проблемах, для обсуждения с родителями и поиска выхода. Позже происходит обсуждение разных родительских позиций и поиск общего оптимального решения. Регулярно родители получают направление для своих детей в различные кружки и секции, где мы просим написать их мнение о занятости ребенка после уроков и его интересах.

Все это очень «штучная», кропотливая работа, результат которой не будет виден сразу. Однако без нее не добиться положительных сдвигов в воспитании и развитии ребенка. Даже если одна «неблагополучная» семья в результате наших усилий встанет на путь исправления, если кому-то из детей станет чуть комфортнее в школе и дома, мы будем считать свою работу не бесполезной.

Песочина Инна Анатольевна16.10.2013 20730 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar