РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Роль матери в воспитании подростка."

Дуркина Валентина Фёдоровна 
МБОУ "СОШ п.Харута" 

Всё прекрасное в человеке
от лучей солнца и от
молока матери.
(М. Горький)

Воспитание детей – главный родительский долг. И роль матери в этом важном процессе трудно переоценить. Между ребёнком и матерью всегда существует духовная связь. Какими бы ни были эмоции матери, они всегда объясняются стремлением сделать хорошее для своего ребёнка. Все заботы, тревоги являются необходимым условием для достижения материнского счастья. А что может составлять материнское счастье?

Мать чувствует своего ребёнка и волнуется за него ещё до того, как он должен появиться на свет. С первых дней жизни мать окружает своё дитя самыми добрыми, ласковыми словами, воспитывая ответное чувство к себе и к окружающему миру.
Первое слово, которое произносит ребёнок, «мама». Это слово человек повторяет в радостные и грустные минуты жизни.
Каким бы ни был ребёнок: больным или здоровым, красивым или некрасивым… мать будет любить своё дитя.

И такая любовь лишь укрепляет авторитет матери. Но безграничная любовь матери может и разрушить этот авторитет. Не стоит полностью отдаваться суждению, что «если наши детские годы были полны лишений, так пусть детство наших детей будет безоблачным». Верно ли это суждение? Или мать может воспитать «маленького кумира», который из послушного дитя становится жестким, черствым, эгоистичным, равнодушным человеком.

Не стоит забывать о том, что чрезмерно балуя и опекая детей, может вырасти человек, думающий только о своих желаниях и удобствах.

Мать любит своего ребёнка больше, чем кто-либо другой, мать переживает за него больше, но и мать больше всего в ответе за воспитание сына или дочери.

Ещё А.С.Макаренко в своих трудах обозначил, что родители несут большую ответственность за воспитание детей перед обществом. Главным в воспитании является поведение родителей, их моральный облик и нравственное состояние души. Дети, став взрослыми, создают свои семьи по образу той, в которой сами выросли.

А.С Макаренко выделяет в родительском воспитании педагогическую наблюдательность. Чтобы воспитать человека, нужно хорошо его знать, уметь замечать любые мелочи в его поведении, чувствовать ребёнка. Наблюдательность – это не подозрительность, это потребность присматриваться к своему ребёнку. И никому иному, как матери важно знать о педагогическом такте, умении осторожно вести беседу, затрагивая душевное состояние маленького человека. Любое грубое слово сказывается на нервной системе и может вызвать какое-либо заболевание. Оберегая ребёнка от инфекционных заболеваний, не надо забывать о сохранении здоровой нервной системы.

Хотя у нас в стране существуют неполные семьи, но мать, воспитывающая сына или дочь одна, может воспитать ребёнка хорошим человеком.

Не следует считать ребёнка, растущего в неполной семье, ущербным. Но матери придётся постараться предупредить односторонность в воспитании.

Перед проведением родительского семинара «Роль мамы в жизни подростка» для мам шестиклассников, воспитывающих детей в неполных семьях, ребята на классном часе составляли словесный портрет идеальной мамы и писали сочинение о мамах.
Целью семинара является познакомить мам с физиологическими и психологическими особенностями подросткового возраста.
На семинаре решались следующие задачи: расширение представления роли матери в жизни подростка; знакомство с понятием «идеальный ребёнок», «идеальная мама»; знакомство с особенностями подросткового возраста.

Содержание семинара состоит из этапов.

1 этап. Возраст интенсивного взросления. На данном этапе классный руководитель приветствует участников семинара, объявляет цели и задачи мероприятия.

2 этап. Выступление школьной медсестры с беседой о физиологических особенностях подростков.

3 этап. Обмен опытом «Как вы общаетесь с подростками дома?».

4 этап. Выступление школьного психолога с беседой о психологических особенностях подросткового возраста.

5 этап. Обсуждение проблемных ситуаций, которые часто происходят в семье. Зная особенности подросткового возраста, личностные особенности своего ребёнка, участники семинара предлагают оптимальные выходы из этих ситуаций. Разные варианты решения сложных семейных ситуаций зависят от того, какой стиль воспитания преобладает в семье.

6 этап. Выступление социального педагога на тему «Семейное воспитание подростков».

7 этап. Психологический портрет идеального подростка. Мамы называют качества, присущие идеальному ребёнку.

8 этап. Психологический портрет идеальной мамы. Мамы называют черты, присущие идеальной маме.

Создавая портрет идеального подростка и идеальной мамы, участники семинара активно обсуждают все мнения.

(В работе семинара используется классная доска, на которую записываются ответы участников мероприятия.)

9 этап. Мамы знакомятся с мнениями ребят об идеальной маме.

(Классный руководитель зачитывает выдержки из опросов и сочинений ребят.)

«Моя мама всегда вкусно готовит. Она учит меня быть аккуратным. Даёт мне деньги на сладости…»
«У меня мама самая лучшая. Она хорошо вяжет и шьёт…»
«Моя мама работает поваром. Она самая любимая моя. Помогает мне заниматься. Моя мама очень любит меня».
«Моя мама лучшая на свете. Она учит меня, каким должно быть поведение в школе. Покупает мне красивую одежду…»
«Моя мама самая любимая, красивая на свете .Она очень меня любит, и я её люблю…».

Составляя идеальный портрет мамы, ребята выделяли следующие качества: добрая, вежливая, красивая, весёлая, хорошая, хозяйственная, умная, щедрая, душистая, спортивная.

Читая строчки из детских работ, посвящённых маме, мы видим, что детям нужна заботливая, понимающая мама, которая и вкусно готовит, и красиво одевает, и сама красивая, и помогает в учёбе. Но больше всего детям нужна спокойная жизнь и любящая мама.

Как много требований у подростков к идеальной маме. Но для каждого из них его мама самая лучшая. И каждой маме приятно, когда ребёнок пишет о ней добрые, ласковые, красивые слова.

Актуальность данной темы заключается в том, что роль мамы в жизни подростка имеет важное значение. В ходе семинара, знакомясь с особенностями подросткового возраста, рассказывая о своих проблемах и обмениваясь опытом их решения, каждая мама ищет свой подход к ребёнку, свой стиль воспитания. Но всех мам объединяют одинаковые чувства: они любят своих детей и хотят их видеть здоровыми, умными, любящими. А для этого необходимо иметь терпение, внимание, понимание, проявлять заботу, быть порядочной и корректной, являясь эталоном подражания.

Всего комментариев: 2
avatar
1 Xatski • 23:53, 16.10.2013

Эта статья очень познавательна, но не малую роль и в воспитании подростка играть отцовство.
avatar
2 ValDu • 11:33, 06.11.2013

Тема статьи имеет большое значение в наше быстротечное время. Родители заняты работой, материальным обеспечением семьи, и у них не хватает времени уделить внимание детям. А как оно нужно, именно внимание, забота, любовь нашим детям.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены