РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья «Роль семьи и детского сада в воспитании дошкольников»

Конкурсная статья «Роль семьи и детского  сада в воспитании  дошкольников» Чарыкова Олеся Валерьевна
воспитатель 
МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» 

"Какими бы прекрасными ни были наши детские дошкольные учреждения, самыми главными воспитателями, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую в этом возрасте не может заменить ни кто"-так считал В.А. Сухомлинский.

Родители- главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объёмом определённых психолого - педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. 

Подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических условий, так и специфических условий:

  • Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями.
  • Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям.
  • Учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.
  • Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы.
  • Взаимосвязь разных форм работы с родителями.
  • Одновременное влияние родителей и детей.
  • Обеспечение в работе с родителями определённой последовательности, системы.
Такие условия помогают найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Отец и мать - самые близкие и самые убедительные "образцы" по которым растущий человек проверяет и строит своё поведение. "Люди, воспитанные без родительской любви, - часто искалеченные люди,"- так считал А.С. Макаренко. "Любить детей, - писал А.М. Горький, - это и курица умеет. А вот уметь воспитать их - это великое государственное дело, требующее таланта, широкого знания жизни". Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Общие и групповые родительские собрания на основе тестирования, анкетирования - постоянная форма взаимодействия с родителями.

Для вовлечения родителей в работу детского сада наряду с традиционными используются и нетрадиционные формы работы:

  1. Дискуссионный круглый стол.
  2. Вечер вопросов и ответов.
  3. Викторины.
  4. Диспуты по основам педагогики и психологии.
  5. День семьи.
  6. Конкурсы, концерты, ярмарки внутри детского сада.
  7. Клубы по интересам родителей.
Лучше всего проводить нетрадиционные родительские собрания, следуя правилу Конфуция: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеки меня и я пойму", переведённому современными учёными и выраженному на сухом языке цифр: услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное - на 25%, записанное - на 40%, проделанное - на 70%.
Несомненно, использование нетрадиционной методики проведения, следования принципам вариативности родительских собраний позволяют добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания детей. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и живёт только в том случае, если организованна совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Методы взаимодействия:

  1. Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приёмы воспитания. По мере развёртывания дискуссий в неё можно включать элементы проигрывания ситуаций.
  2. Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребёнка, родителя и педагога, педагога и ребёнка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.
  3. Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.
  4. Совместные действия - выполнение заданий педагогом и родителями с дальнейшим самоанализом.
  5. Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, обучающий выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.
  6. Вербальная дискуссия, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента, в том числе и собственного ребёнка.
Преемственность в трудовом воспитании ребенка в детском саду и в семье будет прочнее, чем лучше родители подготовлены к роли воспитателей.

Особенно нуждаются в педагогической помощи молодые родители, перед которыми появление первого ребенка выдвигает множество сложных, трудноразрешимых проблем, и в частности проблему трудового воспитания.

Каковы же основные формы работы детского сада с семьей по трудовому воспитанию дошкольников?

Наиболее популярной коллективной формой работы с родителями является организация родительских уголков, где можно создать постоянную выставку детских работ из природного или другого материала, познакомить родителей с успехами детей в труде. Одна из рубрик уголка может быть названа "Сделайте дома с детьми". Здесь даются краткие рекомендации родителям по выполнению различных поделок. Эту работу желательно вести летом или осенью, когда родители по совету воспитателей смогут запастись необходимым природным материалом для работы с детьми.

В родительском уголке можно поместить красочно оформленную доску учета детских работ "Наши успехи в труде" или "Как мы трудимся". Такие доски учета повышают интерес детей к работе с природным материалом, вносят элемент соревнования.
Эффективной формой работы с родителями является проведение открытых занятий в детском саду. Тематика их может быть различной и охватывающей все стороны детской деятельности, в начале года необходимо составить план этих встреч на год и по месяцам, а на первом родительском собрании ознакомить с ним родителей.

Перед проведением дня открытого занятия, заблаговременно предупредить родителей. Приготовить необходимый материал. Во время таких дней, родители посещают занятия с ручным трудом, которые проводят с детьми наиболее опытные педагоги. Эти занятия должны являться для родителей школой педагогического мастерства, на них они будут учиться правильной организации труда ребенка по изготовлению поделок, методике работы внутри детского сада в условиях семьи. Дружеское общение с детьми во время изготовления поделок создает духовную близость взрослых и детей, поднимает авторитет родителей.

Неотложной задачей дошкольных учреждений является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми и процессом воспитания ребёнка в семье. Различные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.

Чем лучше работает детское учреждение, тем большим авторитетом оно пользуется у родителей, тем больших успехов добивается в воспитании детей, в повышении уровня педагогической культуры родителей.

Чарыкова Олеся Валерьевна16.10.2013 16050 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar