РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Факторы риска возникновения осложнений и трудностей в поведении и развитии личности ребёнка

Факторы риска возникновения осложнений и трудностей в поведении и развитии личности ребёнка

Малыхина Галина Алексеевна
КОУ КШИ ВО «Борисоглебский кадетский корпус»,
педагог-психолог, г. Борисоглебск


В подростковом возрасте наиболее высокая вероятность возникновения осложнений и трудностей в поведении и развитии личности. Рассмотрим некоторые факторы риска и сформулируем конкретные рекомендации.

Генетические факторы риска:

Девиантное поведение, алкоголизм и наркомания по наследству не передаются, передается лишь предрасположенность к ним, проявляющаяся в:

  1. нарушении биохимии головного мозга;
  2. депрессивных расстройствах;
  3. расстройствах личности (психопатии);
  4. конституциональных особенностях.
Реализуется предрасположение в отклонении и заболевание или нет — в значительной степени зависит от условий той среды, в которой живет и работает человек.

Рекомендации:

  1. Пройти генетическое консультирование при планировании семьи.
  2. Учитывать имеющиеся генетические особенности в воспитании и образовании ребенка.
  3. Обязательно информировать взрослых об их генетических особенностях.
Врожденные факторы риска:
  1. Употребление психоактивных веществ во время зачатия и беременности.
  2. Психические травмы и чрезмерные стрессы во время беременности; «нежелательная» беременность.
  3. Патология в родах (стремительные роды, слабость родовой деятельности и др.).
  4. Стимуляция родов, кесарево сечение, роды под наркозом без жизненной необходимости.
Рекомендации:
  1. Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики.
  2. Готовиться к родам (правильное питание, физические нагрузки, посещение «школы матери»).
  3. Всегда помнить, что ребенок в утробе матери все слышит и различает физическое и эмоциональное состояние матери.
  4. Посещать женские консультации и консультироваться у акушеров-гинекологов во время беременности.
  5. Обязательно консультироваться у педиатра и детского невролога после родов.
Факторы риска в младенчестве:
  1. Отсутствие телесного и эмоционального контакта с матерью и другими родственниками.
  2. Сенсорная депривация (недостаток новых впечатлений).
  3. Обездвиженность (тугое пеленание, длительное пребывание в манеже или детской кроватке).
  4. Недостаток речевого контакта с ребенком.
  5. Несоблюдение режима дня и питания.
  6. Избыток или недостаток впечатлений.
Рекомендации:

1. Помнить:

  • в каком психическом состоянии находится мать, в таком психическом состоянии будет находиться ребенок;
  • ребенок усваивает информацию даже тогда, когда вам кажется, что он не реагирует;
  • структура личности человека формируется в возрасте до трех лет.
2. До одного года основной канал поступления информации — тактильный (осязательный), проявляющийся через движение (моторику).

3. Разговаривать — человеческая речь детей завораживает; ребенок, прежде всего, воспринимает эмоциональную окраску речи, даже если не до конца понимает ее смысл.

4. Нельзя повышать голос на ребенка.

Факторы риска в возрасте 3—5 лет.

  1. Избыточная двигательная активность в сочетании с дефицитом внимания.
  2. Повышение внутричерепного давления.
  3. Злоупотребление техническим образованием в ущерб культурно-мифологическому воспитанию.
  4. Неконтролируемый просмотр телевизионных программ, видеозаписей (фильмов ужасов, эротики, рекламы, мультфильмов с агрессивным поведением героев).
  5. Раннее приобщение к компьютерным и другим виртуальным играм.
  6. Потворство любым пожеланиям детей.
  7. Неконтролируемое поведение родителей в присутствии ребенка.
Рекомендации:
  1. Контролировать информсреду ребенка.
  2. Разговаривать с ребенком на литературном языке.
  3. Читать сказки.
  4. Использовать двигательные и интеллектуальные игры.
  5. Не разрешать детям манипулировать родителями.
  6. Соблюдать баланс поощрений и наказаний.
  7. Совместный труд — дети любят трудиться, даже если при этом они бьют посуду.
  8. Не загружать ребенка «взрослыми» проблемами, которые он не в состоянии осмыслить.
  9. Своевременно консультироваться у детского невролога, психолога или психиатра.
5. Факторы риска в организованных детских коллективах:
  • Оторванность детей от семейной среды.
  • Скученность детей в помещениях детских садов.
  • Агрессивные формы поведения детей и воспитателей.
  • Незанятость в течение дня, особенно в ясельных группах.
  • Обездвиженность детей на уроках в первых классах школы.
  • Неусвоение учебного материала, что влечет за собой изоляцию в коллективе и в семье .
Рекомендации:
  • Постепенно в игровой форме вводить ребенка в коллектив.
  • Постоянно оценивать психологическое состояние ребенка и обсуждать с ним возникшие проблемы, даже если родители не могут изменить ситуацию.
Родители должны:
  • пытаться участвовать в жизни детских коллективов, что повышает социальный статус детей;
  • наладить благожелательный контакт с воспитателями и учителями;
  • подружиться с друзьями своих детей, аккуратно воздействовать на их взаимоотношения.
  • Проводить совместные семейные обсуждения как личных проблем, так и общественной и культурной жизни.
  • Организовывать совместный труд, в том числе по приготовлению домашних школьных заданий, с постепенным приучением к самостоятельности.
  • Четко объяснять ребенку его права и обязанности в семье и среди сверстников в коллективе.
  • Консультироваться у детского психолога или психиатра.
6. Факторы риска подросткового возраста.
  • Раннее и быстрое половое созревание.
  • Депрессии, неврозы, личностные расстройства.
  • Неудачи в дружбе и любви, дружеская или любовная зависимость от потребителя алкоголя или наркотиков.
  • Рассогласование уровня притязаний и реализации своих желаний.
  • Групповая зависимость как вариант искаженной социализации.
  • Приобщение к маргинальным молодежным субкультурам.
  • Отсутствие эмоционального контакта с родителями в силу их «занятости» или по другим причинам.
Рекомендации:

Если в предыдущие возрастные периоды жизни ребенка родители были внимательны, то кризис подросткового возраста пройдет без потерь.

Родители должны помнить:

    • подросток, как весенняя погода, постоянно меняется и ему трудно адаптироваться не только к изменяющемуся миру, но и к собственным переменам;
    • подросток переживает чувство одиночества и постоянно нуждается в деятельном участии;
    • если подросток не находит участия в семье, он находит его на улице, в том числе в наркотиках и алкоголе.

Малыхина Галина Алексеевна13.01.2014 10991 В помощь родителям
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Очень хорошая и полезная статья. Коротко и по существу. Спасибо.
avatar