РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Дополнительные способы стимуляции речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья

Дополнительные способы стимуляции речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья

Севастьянова Елена Анатольевна,
учитель-логопед,
ГБУ АО «Реабилитационный центр
для детей и подростков
с ограниченными возможностями
«Коррекция и развитие»,
г. Астрахань


В структуре системных нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья особое место занимают специфические дефекты речи, тесно связанные как с интеллектуальным, так и с общим недоразвитием детей данной категории. У них оказываются несформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности, включая резкое снижение речевой активности и речевого общения. Педагогам и специалистам, работающим с детьми данной категории известны приемы стимуляции развития речи.

Напомним основные из них:

  • Создание комфортной обстановки для ребенка, доверительной атмосферы, прочного эмоционального контакта (наилучший способ: игры с водой)
  • Привлечение ребенка к своему лицу
  • Говорить с ребенком, простыми короткими словами, медленно, стараясь, чтобы тембр голоса не был чересчур высоким (низкий голос воспринимается ребенком лучше), комментируя действия, стараясь сохранять постоянные формулировки.
  • Исключить слова «скажи», «повтори»
  • Не исправляя искаженное произношение ребенком слова, даем правильное его звучание

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий позволяющих оптимизировать коррекционную работу по развитию речи детей с ОВЗ. Огромный потенциал имеет анализ опыта, накопленного в русской традиции. В русской народной культуре сложилась особая форма раннего взаимодействия матери и ребенка – «пестование». Это многогранное, исконно русское понятие охватывает все сферы общения матери и младенца: уход, воспитание, эмоциональный, телесный, зрительный и слуховой контакты. Пестование или «нянчинье» сопровождается короткими рифмованными стишками – «пестушками», колыбельными песнями, потешками. В основе каждой фольклорной формы лежит ритм. Традиция пестования отвечает всем запросам раннего детского развития. В период эмоционально-личностного общения в процессе пестования закладываются основы речевого развития.

С педагогической точки зрения, пестование является практическим выражением применения системного подхода к психолого-педагогической коррекции нарушений детского развития. Фактически, пестование представляет собой систему практических приемов раннего онтогенетического развития, пригодную не только для здоровых детей, но и для детей с задержанным или отклоняющимся развитием. Преобразуя приемы русского пестования в методы педагогической коррекции общего и речевого развития детей с ОВЗ, особое значение придается ритмичности, образности и эмоциональности. 

Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками («Тяни холсты», «Летели две прички», «Стенка, стенка»).

Тяни холсты

Тяни холсты на рубашечку. (с силой разводить руки
Тяни, тяни, потягивай, в стороны на каждую строчку)
Да поперек подкладывай.
Это маме холст! (обе руки потянуть с одну сторону,
Это тяте (папе) холст! в другую сторону)
А Вовочкин холст (показать его малую величину
С мышиный хвост! указательными пальцами обеих рук)

Летели две птички

Летели две птички, (сопряженные действия)
Птички-невелички,
Пролетали мимо,
Почесали спину,
Летели-летели,
На (головку) сели. (каждый раз меняются называемые части тела)

Кисти рук кладутся на голову.

Указываем пальцем на части лица
малыша и приговариваем:


Стенка, стенка, (потрогать щечки)
Потолок, (потрогать лобик)
Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)
Дзинь - звонок! (нажать на носик)
Два пожарника бежали, (потереть щечки)
Эту кнопочку нажали! Дзынь! (нажать на носик)

Густой лес, (волосы)
Чистое поле, (лоб)
Два окна, (глаза)
Две тополи, (брови)
Две подушки (щечки),
Это - плюшка (нос)
Лепетоля, (рот)
Трамбомболя, (подбородок)

Лес, (волосы)
Поляна, (лоб)
Горбик, (нос)
Яма (рот).

(Водим пальчиком ребенка по называемым частям тела):

Носик, лобик,
Щечки, подбородок,
Ушки, глазки,
Деточкины сказки.
(в этот момент легонько пощекотать)

Где же наши ушки? Слушают пестушки!
А где глазки? Смотрят сказки!
А где зубки? Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

Паучок, паучок

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

Три колодца

Пошел Ивашка за водою (поглаживание большого пальчика)
И встретил деда с бородою.
Тот показал ему колодцы:
Здесь вода холодная, (слегка надавить на запястье, на точку пульса)
Здесь вода теплая, (слегка надавить на локтевой сгиб)
Здесь вода горячая, (дойти до плеча)
А тут кипяток! (пощекотать под мышкой)

Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на коленях, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п.

«Ехал пан»

Ехал пан, ехал пан

Шагом, шагом, шагом, шагом.
Ехал пан, ехал пан
Рысью, рысью, рысью, рысью.
Ехал пан, ехал пан
Махом, махом, махом, махом.
В ямку бух – раздавили сорок мух!

«Тритатушки, тритатушки»

Тритатушки, тритатушки,
Едет Мила на подушке,
На подушечке верхом,
Бух с подушки кувырком!

«Поехали, поехали»

Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам -
В ямку — бух!

«Хороша дорога» 

Хороша дорога,
Хороша дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Бух в ямку!

Интерактивное чтение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ребенок из пассивного слушателя становится участником речевого процесса со взрослым.

Совместное чтение представляет собой комплекс приемов, стимулирующих речевое развитие:

  • Эмоциональные возгласы
  • Жесты и мимика
  • Взгляд в глаза ребенка и нежные прикосновения к нему
  • Прикосновение пальчиком малыша к предметам на картинке
  • Опорные картинки помощники
  • Пауза перед словом
  • Побуждающие вопросы
  • Восхищение и похвала

Например, рассматривая предметную картинку животного (кошка) в стихотворной форме повторяем части тела.

(Обводить пальчиком ребенка контур кошки, останавливая пальчик возле называемой части тела)

Кошку пальцем обведем
И до ушек мы дойдем.
Кошку пальцем обведем
И до спинки мы дойдем.
Кошку пальцем обведем
И до хвостика дойдем.
Кошку пальцем обведем
И до лапок мы дойдем.
Кошку пальцем обведем
И до мордочки мы дойдем.

Ну-ка, отвечай-ка, что и где у зайки?
Где у зайки голова? Вот у зайки голова!
Где у зайки ушки? Вот у зайки ушки!
Где у зайки усики? Вот у зайки усики!
Где у зайки хвостик? Вот у зайки хвостик!
Где у зайки спинка? Вот у зайки спинка!
Где у зайки брюшко? Вот у зайки брюшко!
Ну-ка, сосчитай-ка, сколько лап у зайки!
Одна, две, три, четыре! Мы о зайке говорили!

Можно произвольно наклеить предметные картинки и нарисовать дорожку из детских следов. Пальчики малыша идут по дорожке, встречая на своем пути картинки.

Я иду, иду, иду.
Я к лягушке подойду.
Пальчиком обведу.
Где лягушка?
Вот лягушка!
Ты – моя игрушка!
Я иду, иду, иду.
И к Петрушке подойду.
Пальчиком обведу.
Где Петрушка?
Вот Петрушка!
Ты – моя игрушка!
Я иду, иду, иду.
Я к катушке подойду.
Пальчиком обведу.
Где катушка?
Вот катушка!
Ты – моя игрушка!

По дорожке я пошел
И к матрешке подошел.
Я по матрешке
Постучу немножко (мат-реш-ка).
По дорожке я пошел
И к гармошке подошел.
Я по гармошке
Постучу немножко (гар-мош-ка).
По дорожке я пошел
И к рыбешке подошел.
Я по рыбешке
Постучу немножко (ры-беш-ка).

Таким образом, «пестования» и интерактивное чтение может быть эффективно использовано в коррекционной работе с детьми с ОВЗ по развитию речевой активности.

Литература:

  1. Е.Р. Баенская «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)» - 2-е изд. – М, 2009.
  2. О.В. Рубан, Н.Л. Белопольская «традиционное русское пестование как метод коррекции взаимодействия в диаде мать-ребенок с расстройствами аутистического спектра» - «Дефектология»,№4, 2012г.
  3. Л.Н. Смирнова, С.Н.Овчинников «Малыш начинает говорить», «Астрель», 2009г.
Севастьянова Елена Анатольевна22.03.2014 12500 В помощь родителям
Всего комментариев: 0
avatar