РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Что такое «психологическая готовность к школе»?

Что такое «психологическая готовность к школе»?

Чтобы быть готовым к школе, ребенок должен: иметь определенный уровень развития интеллектуальных, эмоциональных, волевых качеств; иметь некоторые начальные умения и навыки; быть готовым общаться и взаимодействовать со сверстниками, а главное, хотеть учиться в школе. Обсудим эти вопросы подробнее.

Ребенок развивается. Развиваются его физические, интеллектуальные, духовные и другие качества. Развитие этих качеств происходит при постоянном воздействии окружающей среды – обстановки, родителей и других близких родственников, телевидения и т.д. Но темпы развития индивидуальны. Поэтому и влияние окружения производит на разных детей не одинаковое влияние. Важнейшую роль здесь играют потребности самого ребенка. Ребенок стремится выполнить требования среды лишь тогда, когда они соответствуют его потребностям, например, дают возможность занять такое положение среди окружающих, к которому он сам стремится. На это стоит обратить внимание, так как родители часто удивляются: «Занимаюсь с ним всякими развивающими упражнениями с утра до ночи, а он все капризничает и никак не научится их правильно выполнять!» Здесь мы явно видим подавляющее превосходство потребностей родителя над потребностями ребенка.

С самого рождения ребенок включен во множество разных видов деятельности - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, предметная деятельность, игра, учение и др. Психологи выяснили, что развитие психики как раз и происходит внутри определенной деятельности, причем, в разные возрастные периоды внутри разных видов деятельности.

Соответствующую деятельность они назвали ведущей. Так в раннем возрасте в качестве ведущей деятельности была выделена предметная деятельность, в дошкольном возрасте – игра, в младшем школьном – учение. Именно ведущая деятельность обуславливает главные изменения в развитии психических процессов и личностных особенностей детей в конкретный возрастной период.

Один из важных аспектов готовности к обучению в школе (пожалуй, самый важный!) – учебная мотивация. Психологи считают, что учебная мотивация состоит из познавательных, социальных мотивов и мотивов достижения. Познавательные мотивы – это интерес детей к познанию нового, неизвестного, потребность рассуждать, размышлять, овладевать новыми знаниями, умениями и навыками. Социальные мотивы связаны с потребностью ребенка в общении с другими людьми – сверстниками и взрослыми, - потребностью в получении их оценки, одобрения; желание занять свое место в мире людей – детей и взрослых, получить новый социальный статус (например, статус ученика, или даже статус отличника). Мотив достижения представляет собой желание ребенка получать конкретные ожидаемые результаты от своей деятельности.

Для успешного обучения в школе важно наличие всех перечисленных мотивов. Дело в том, что даже при наличии выраженных познавательных мотивов ребенок может охладеть к учебной деятельности из-за наличия в ней трудных и порой неинтересных заданий. Например, для первоклассников серьезное затруднение представляет письмо. Какого-то познавательного интереса само по себе письмо не вызывает и при отсутствии выраженных социальных мотивов (желание получить одобрение от учителя, родителей, желание приблизиться к тому, чтобы стать взрослым) быстро приводит к утомлению и неудовольствию от учебной деятельности.

Итак, какие же конкретно психологические качества, умения необходимы ребенку, чтобы успешно начать обучение в школе? Ответ на этот вопрос мы представлен в виде памятки.


Памятка для родителей.

Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?

Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

1. Одним из важных критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:

  • • умение интонационно выделять звук в словах;
  • • умение выделять заданный звук в потоке речи;
  • • умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
  • • владение навыками звукового (фонематического) разбора слов: различение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.

2. Умение членить слова на слоги.
3. Умение членить простые предложения на слова.
4. Умение составлять предложения из 3 - 4 слов.
5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
6. Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
7. Уметь составлять рассказы о предметах (по плану предложенному взрослым).
8. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике.

  1. Счет и отсчет предметов заданного количества.
  2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.
  3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
  4. Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.
  5. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
  6. Знание знаков: +, -, =, умение пользоваться арифметическими знаками действий.
  7. Умение соотносить цифру и число предметов.
  8. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
  9. Способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  10. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
  11. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
  12. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
  13. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний.

  1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.
  2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.
  3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
  4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.
  5. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

Социально-психологическая готовность к школе.

  • Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний)
  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
  • Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

Развитие школьно-значимых психологических функций.

  • Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
  • Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперед – назад, слева – справа).
  • Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг)).
  • Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
  • Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
  • Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом (слово-картинка либо слово-ситуация)).

Вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка?

Постарайтесь ответить себе на эти вопросы.

  1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
  2. Есть ли у ребенка друзья?
  3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
  4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
  5. Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?

При выборе типа образовательного учреждения (гимназия, школа с углубленным изучением иностранного языка и др.), руководствуйтесь, прежде всего, интересами Вашего ребенка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья.

Шабанова Инна Александровна05.05.2014 13190 В помощь родителям
Всего комментариев: 0
avatar