РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в коррекционно-развивающей и реабилитационной работе с детьми, имеющими нарушения

Использование  информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в коррекционно-развивающей и реабилитационной работе с детьми, имеющими нарушения

Дети и компьютеры

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет. Мы надеемся, что приведенные ниже факты помогут вам сделать правильный выбор.

Хорошо!

Компьютерные игры развивают у ребенка:

  • быстроту реакции
  • мелкую моторику рук
  • визуальное восприятие объектов
  • память и внимание
  • логическое мышление
  • зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

  • классифицировать и обобщать
  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации
  • добиваться своей цели
  • совершенствовать интеллектуальные навыки

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

А что же тогда плохо?

Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий: в 3-4 года – ребенок может находиться у компьютера 25 минут, в 5-6 лет – 35 минут, в 7-8 – 40 минут.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в коррекционно-развивающей и реабилитационной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и тяжелыми хроническими инвалидизирующими заболеваниями.

Чем своевременней и качественнее будет оказываться ребенку-инвалиду комплексная реабилитационная помощь, тем большее количество детей-инвалидов смогут органично войти (адаптироваться) в социум, а следовательно, и показатель качества их жизни будет неуклонно повышаться.

Очевидно, что добиться решения в современных условиях поставленной задачи без использования высоких технологий в реабилитационном процессе, невозможно.

Применение компьютеров соотносительно к реабилитационному процессу и в коррекционно-развивающей работе может быть весьма многогранным и обширным.

Прежде всего, это развивающие и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из методов коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов.

Основной целью применения образовательных компьютерных игр является стимуляция интеллектуальной деятельности ребенка, форми-рования и совершенствования его высших психических функций: внимания, памяти, пространственных и конструктивных представлений, речи, логического мышления. Кроме того, компьютерные игры необходимы для развития быстроты реакции ребенка, а также его манипулятивной деятельности (включая мелкую моторику).

Логопедические и дефектологические занятия современного уровня также немыслимы без компьютерных игр. 

Психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий в детской реабилитологии

Прежде, чем говорить о применении компьютерных или, как сейчас говорят, новых информационных технологий (НИТ) в реабилитации детей с различными отклонениями в развитии необходимо знать некоторые фундаментальные положения детской психологии и психологии игр.

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессий. Новые информационные технологии в детской реабилитологии, прежде всего, комплекс методических и учебных материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники объединенных в систему научных знаний об их роли и месте в комплексном реабилитационном процессе.

Процесс овладения компьютерной грамотностью и НИТ требует учета человеческого фактора. Особенно остро эта проблема встает на дошкольной ступени развития. Ведь раннее детство – не только источник человеческой одаренности, но и период душевной ранимости, психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика реабилитации личности. Поэтому вносить что-то новое в жизнь детей всегда следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» – принцип, которому нужно следовать, внедряя НИТ и для реабилитации детей. Успех компьютеризации реабилитационного процесса во многом зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых технических средств и развивающего содержания компьютерных программ.

Ребенок может овладеть информационными технологиями уже в дошкольном возрасте. Но успех этого приобщения возможен в том случае, если компьютерные средства НИТ станут подлинными средствами его деятельности, т.е. средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов продуктивной творческой деятельности. Это, в свою очередь, требует создания наукоемких компьютерных программ, структура которых соотносима с интеллектуальной структурой деятельности ребенка.

Компьютерная развивающая программа становится необходимым звеном развивающей предметной среды детского учреждения любого типа.

Компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. Игра – яркая, полноправная в эмоциональном отношении практическая деятельность – является для ребенка ведущей. Компьютер – в первую очередь средство деятельности ребенка.

Важнейшая задача — не замена средствами НИТ традиционных средств дидактики игры, а включение их в общую систему на основе идеи взаимного обогащения.

Для полноценного использования компьютера как средства деятельности (средства познавательного анализа информации о действительности) от ребенка требуется умение оперировать символами (знаками), обобщенными образами (т.е. ему необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень произвольности действий). Все это формируется в многообразной предметно-практической и игровой деятельности. При этом особое значение для формирования потребности целенаправленного управления компьютером, развития компьютерных игр принадлежит ведущей деятельности ребенка – игре.

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.

Игра позволяет «расправить крылья своих способностей». В игровом процессе своего размышления о мире ребенок пользуется знаковой (символической) системой отображения реальности в игре.

Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребенка компьютера как игрового средства.

Как правило, все детские игровые компьютерные программы, игры - носят обучающий и развивающий характер.

Вместе с тем, в разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально создаются для использования в образовательных целях. Это и отдельные программы, и наборы программ, которые представлены в виде отдельных коллекций, подсистем, пакетов, серий – в зависимости от степени их "общности".

Существует много различных подходов к классификации компьютерных игровых программ, которая нужна не только для удобства потребителя: педагогам легче ориентироваться во всем богатстве программ, если рубрики сразу дают ответы на вопросы типа "Какие программы есть для детей 3 – 4 лет?", "Какие программы способствуют развитию речи?", "В каких программах есть изображения животных?", "Есть ли программы, в которых управление осуществляется только 3 – 4 клавишами?" и т.д. Она облегчает отбор требуемой программы по различным критериям.

Программы можно делить на подгруппы, исходя из разных критериев: возрастного, сюжетной тематики, уровня сложности игровой задачи, сложности управления, задач развития умственных способностей и других характеристик.

Но в первую очередь все образовательные программы для малышей можно сгруппировать в следующие большие классы:

а) развивающие игры;
б) обучающие игры;
в) игры-экспериментирования;
г) игры-забавы;
д) компьютерные диагностические игры.

Работа с родителями

Очень важное, направление в деятельности педагога – работа с родителями. Прежде, чем педагог начнет заниматься с ребенком за компьютером, он должен, прежде всего, выяснить у родителей, стиль его поведения, и подхода к нему с целью выработки стиля (направления) своей работы с ним за компьютером, сопоставив эти данные с заключениями невропатолога и психолога. Далее, согласно плану работы учреждения, родителей детей, организовываются собрания. В непринужденной беседе педагог показывает те или иные компьютерные игры, демонстрирует, как они влияют на развитие мышления, речи, воображения и др. Как они помогают готовить ребенка к детскому саду, школе или более самостоятельной жизни. При этом подчеркивается, что родители – не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и союзники детей. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждаются успехи детей, предлагаются конкретные рекомендации помощи.

Коррекционная работа с детьми, страдающими ДЦП, с применением компьютерных технологий ведется по следующим основным направлениям:

I. Психолого-педагогическая диагностика.
II. Отбор коррекционно - развивающих программ с учетом интеллектуальных, двигательных, речевых возможностей.
III. Коррекционно-восстановительный процесс.

I. Психолого-педагогическая диагностика:

  1. Самостоятельное использование СКИКа (спортивно-компьютерно – игровой комплекс). СКИК — это сочетание тренажеров, компьютеров, программ, специальных методик проведения занятий. Развивает у детей моторные навыки: вестибулярную устойчивость, координацию движений, мышечно-суставную чувствительность; умение ориентироваться в пространстве; умение принимать решение в различных ситуациях; поисковую деятельность; познавательные процессы и др. В состав СКИКа входят следующие тренажеры: ручной велосипед, контактный коврик, балансирующая платформа и др.
  2. Работа с учебными программами
  3. Работа в редакторе «Word»

Отбор коррекционно-развивающих программ с учетом интеллектуальных, двигательных, речевых возможностей:

  1. Развитие познавательных процессов.
  2. Развитие двигательных способностей (использование СКИКа).
  3. Изучение специализированной литературы для расширения кругозора и активизации словаря учащихся.

III. Коррекционно-восстановительный процесс на основе выявления уровня знаний, умений и навыков каждого ребёнка; его психических, физических, интеллектуальных и речевых возможностей, состояния эмоционально-волевой сферы.

Кроме того, заводится журнал индивидуально-коррекционного обучения, где учитываются рекомендации психолога, учителей, инструктора ЛФК, логопеда, дефектолога.

Результатами работы по использованию компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими ДЦП, являются:

  • умение учащихся пользоваться спортивными тренажерами;
  • специальными учебными программами;
  • специализированной компьютерной литературой.

Непосредственная работа с детьми включает четыре части:

  1. Содержательная и эмоциональная подготовка детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере. В подготовке участвуют педагог-дефектолог (логопед), воспитатели, родители, все заинтересованные специалисты.
  2. Обучающая игра на компьютере.
  3. Проблемное общение с каждым ребенком по ходу игры.
  4. Реализация вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений детей в условиях детского реабилитационного учреждения семьи в разных видах игр: самостоятельных, творческих, сюжета ролевых, режиссерских, дидактических, подвижных и т. д.; в разных видах деятельности детей – в общении со взрослыми и сверстника изобразительной, конструктивной, трудовой.

Педагог должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них). Построение каждой игры имеет свои особенности. Занятие с одним ребенком, включающее его деятельность за компьютером, познавательную беседу, предварительную игру, гимнастику для глаз и др., может длиться от 35 до 50 мин. При этом ребенок может быть за экраном монитора от 10 – 15 до 30 минут в зависимости от физиологического возраста и особенностей заболевания. Следует подчеркнуть, что это максимальное время занятий, больше которого ребенок не может находиться за экраном монитора, минимальное время занятия выбирает сам ребенок. Ни в коем случае нельзя удерживать ребенка и заставлять его высиживать «положенное» время, особенно это касается аутистов.

Важно, прежде чем приступить непосредственно к занятиям за компьютером, сформировать у ребенка эмоционально положительное отношение к компьютеру (создать мотивационную готовность к овладению компьютером), поэтому необходимо подобрать первые компьютерные игры для детей. Они должны быть одень простыми по техническим правилам и интересными по содержанию.

При предъявлении последующих программ операциональная сторона как бы уходит на второй план, уступая место игровому и познавательному содержанию программы.

Для развертывания самодеятельной игры после окончания компьютерной игры хорошо поддержать заданную в ней воображаемую ситуацию. С игрой можно связать и гимнастику для глаз. В результате получается как бы импровизация детьми компьютерной игры в новых условиях.

Основной раздел «Работа с детьми» включает кроме содержательной деятельности и организационно-методическую работу, направленную на более рациональный и эффективный труд детей педагога в компьютерно-игровом комплексе.

К организационно-методической работе относится оформление и ведение документации, помогающей планировать компьютерные и с учетом их содержания и потенциальных возможностей детей. Занятия с каждым ребенком должны проводится не чаще 2-х раз в неделю.

Совершенно необходимый документ, на наш взгляд, который нужно вести педагогу в компьютерном зале – «тетрадь учета» усвоения каждым ребенком пройденных программ.

В учреждениях с постоянным составом детей (например, интернаты) может вестись «тетрадь календарного планирования» компьютерных игр в каждой группе детей.

Вспомогательные технологии для детей с особыми образовательными потребностями.

Оснащение рабочего места инвалида различными вспомогательными техническими средствами для частичной или полной компенсации ограничений, связанных с нарушением физических, сенсорных или психоневрологических функций, обеспечит им необходимый компьютерный доступ, а также минимизирует коммуникативные и пси» логические проблемы.

Специализированные устройства для детей с последствиями ДЦП

Специальные клавиатуры предназначены для содействия в использовании компьютера людям с ограниченными моторными функциями. Различные типы клавиатур адаптированы к определенным разновидностям ограничений.

Клавиатуры для людей с серьезными нарушениями моторных функций большие клавиатуры

Люди с моторными нарушениями высокой степени (спастическая кисть, не координированные движения) нуждаются в клавиатурах с клавишами увеличенного размера (Ø 20 – 27мм), расположенными далеко друг от друга, во избежание нажима нескольких клавиш одновременно.

Подобные клавиатуры могут быть использованы для управления компьютером с помощью пальцев ног.

Клавиатуры такого типа снабжены, как правило, регулируемой задержкой нажатия клавиши, функцией исключения двойного нажатия (т.е. ошибочное двойное или долгое нажатие игнорируются), регулирования скорости повторного нажатия и блокирования модифицирующей клавиши (SHIFT. Ctrl и т.п.).

Клавиатуры для людей с ограниченным радиусом движения (дистрофия мышц, заболевания суставов, отсутствие конечностей и др.)

Это маленькие клавиатуры, клавиши на которых могут быть расположены радикально и компактно для пользователей с ограниченным радиусом движения.

В случаях, когда ограничение подвижности настолько велико, что даже пользование специальными адаптированными клавиатурами становится невозможным, можно оснастить компьютер сенсорными устройствами, которые работают от импульса оставшегося возможного движения.

  • Грубые движения рукой или движение ноги
  • Движения головы
  • Удар языка
  • Дыхательные движения (вдувание воздуха)
  • Моргание глаз (удар веком)
  • Звуковые сигналы
  • Другие импульсы тела, способные вызывать импульс

Ввод информации производится однократными импульсами, посылаемыми через сенсорные устройства на виртуальную клавиатуру.

Обоснование необходимости применения компьютерно-игрового комплекса для реабилитации и восстановительного лечения детей-инвалидов
(коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов)

Функциональный комфорт, проявляется в виде положительных эмоциональных реакций и как критерий адекватности предлагаемого ребенку предметного окружения его функциональным, психическим, индивидуальным возможностям.

Феномен творчества неразрывно связан с ориентировочно-исследовательской деятельностью человека:
интенсивность, новизна, сложность, необычность, изменчивость, вариативность. Они являются теми стимулами, которые вызывают ориентировочно-исследовательское поведение, лежащее в основе познавательной деятельности, способствующей развитию ребенка.

Новизна должна стимулировать познавательный интерес у ребенка, выражающийся в эмоционально окрашенной игровой деятельности. Феномен эмоций в деятельности ребенка играет весьма значительную роль и выступает не только как необходимое условие возникновения творческой деятельности, но и как важнейший регулятор любых психических процессов, а, следовательно, и любых видов деятельности.

Общеизвестен факт влияния эмоций (положительных) на оздоровительный эффект, который, в свою очередь, позитивно сказывается на творческих процессах в игровой деятельности детей.

Литература:

  1. Дети и компьютер: что такое хорошо и что такое плохо? Материал из Интернета, 2008
  2. Лильин Е.Т., Кулишов Н.Н., Горвиц Ю.М. Компьютерные технологии реабилитации в педиатрии. М., 2004
  3. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми, страдающими ДЦП (из опыта работы). Материал из Интернета, 2008
Дерябина Екатерина Александровна10.05.2015 17920 В помощь родителям
Всего комментариев: 0
avatar