РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Знакомство с фольклором

Знакомство с фольклором

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющую ту же роль, которую в дальнейшем выполнила литература.
Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество потешек, сказок, поговорок, пословиц, загадок, докучных сказочек и присказок, приговорок, прибауток и считалок, дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме, обучить его тому или иному навыку.

Русский язык ни с чем не сравним по образности, поэтичности, точности. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт вначале, а затем эмоциональное общение, позволяет осветить это общение светом любви и добра.
Употребление пословиц, поговорок, тех или иных образных выражений естественно в языке взрослых. Сказанных при тех или иных обстоятельствах жизни ребёнка, они будут выполнять свою роль.

Народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени. При входе ребёнка в группу можно сказать: «Ясный месяц появился», если ребёнок пришёл после болезни. Это звучит так же просто и ласково, как другой сказал бы обычное приветствие.

Ребёнок улавливает связь пословиц со своим действием: «поспешишь – людей насмешишь» - назидание.
Если в языке детей промелькнёт изредка поговорка, образное выражение, то это будет большой наградой для воспитателю за его труды.
Богатство слов и обозначений соответствует разнообразию жизненных обстоятельств и действий, от этого и слово становится точным.

Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает удовольствие не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в здоровый рост ребёнка, его силу, сметливый ум, красоту например: «Коленька хороший, Коленька пригожий», «Это конь – богатырь для Алёши удальца », «Расти, коса ,до пят , все волосики в ряд» и т.п.

В русском языке сложился ряд образных выражений, которые рождаются в живой разговорной речи, проникают из сказок, песен, поговорок, отделяются от них. Становятся самостоятельными, например: конь вороной, коровушка – бурёнушка, алый цвет – маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка – муравушка, зимушка – зима, мороз трескучий, лётчики – соколы, как буря налетела, засвистал соловьём и многие другие слова, выражения, связанные с образами и явлениями родной природы.

В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной конь – это чёрный, блестящий, цвета вороного крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и в глаза бросается его иссиня чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным.

И хотя малые фольклорные формы состоят из немногих строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, но таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Это и простая рифма и неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицание и обращения к ребёнку или к какому – либо персонажу.
По содержанию маленькие произведения народного поэтического творчества образны и многоплановы. В них оживают явления природы, например, «Ночь пришла темноту привела», «Солнышко – вёдрышко обогрело телят, ягнят, ещё маленьких ребят», «На небе появилась радуга»; олицетворяются животные( кисонька – мурлысонька, курочка –рябушечка, сорока – белобока, козынька рогатая) и многие другие персонажи. Описание не только поэтично, но и образно, что раскрывается в действиях: курочка – рябушечка идёт на реку за водичкой – ципляток поить; сорока – белобока кашку варит – деток кормит; котик покупает пирожок; белка продаёт орешки; заинька горенку метёт и т.п. Они трудолюбивы, ласковы, заботливы: «собачка не лает, чтобы нашу детку не испугать», а «коток – серый лобок» качает люлечку, баюкает ребёнка.

Через олицетворение этих персрнажей, их поступков, высказываний подчёркивается любовь к ребёнку, забота о нём.
Потешки эмоционально насыщены, в них выражены радость, недовольство, утверждение, отрицание, удивление.

«Рифмой великолепно пользуется живая народная поэзия» - писал С.Я. Маршак. Там рифма появляется то в конце строчек, то в начале; то в виде точной рифмы, то в виде свободного звучания.

Вот, например, колыбельная песня, записанная где - то на севере:

И ласточки спят,
И касаточки спят,
И соколы спят,
И соболи спят.
Ласточки спят
Все по гнёздышкам.
Касаточки по закуточкам,
Соболи спят,
Где им вздумалось.

Как чудесно и по значению и по звучанию перекликаются здесь ласточки и касаточки, соколы и соболи. Припевками, приговорками привлекают внимание детей, чтобы их успакоить, развеселить , поговорить.

Загадка как форма словестного народного творчества - полезное упражнение для ума. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Народные загадки, несомненно, раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли.

Е.И. Тихеева рекомендует следующее составление загадок о предмете. На стол выставляются несколько игрушек: козёл, петух, лошадь.

Для каждой подобрана загадка:

  • Идёт мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает. (Козёл)
  • На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры. (Петух)
  • Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей чёлка, на ногах щётки. (Лошадь)

Наблюдения за движением колёс, телеги оформляются в загадку: «Два братца спереди бегут, два братца сзади догоняют». Загадка поэтизирует для ребёнка окружающий для него мир, показывают такие стороны явлений, которые без этого часто остаются незамеченными.

Заучивание и произношение скороговорок едва ли не самое интересное занятие для детей. Потребность детей употреблять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению, но в это же время такие, которыми надо овладеть, особенно этот наблюдается в возрасте от 4 до 6. лет. Эта потребность может быть удовлетворена предложением детям скороговорок: «Коси коса, пока роса», «На дворе трава, на траве дрова» и т.д

Гениальными произведениями русского народного творчеста являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики.

В сказках нашли отражение глубокие нравственные идеи , мечты и убеждения народа. Просто и убедительно сказка говорит о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой всегда побеждает. Сказка показывает труд как основу жизни, трудолюбивый герой всегда побеждает, ленивый наказывается. В сказке прославляется разум, находчивость, отвага.

Действие народной сказки разворачивается на фоне родной природы. Ребёнок видит и чистое поле, и дремучий лес и быструю речку. Природа как бы сочувствует положительному герою: яблонька, печка укрывают девочку от погони гусей-лебедей, звери и птицы помогают герою преодолеть препятствия.
Произведения устного народного творчества – большое искусство слова. Чёткая, стройная композиция, увлекательная фантазия волшебной сакзки, яркие образы героев, выразительный и предельно лаконичный язык, ритмичность, законченность сюжета - делают эти произведения высоко художественными по форме. Это источник радостных переживаний детей и важнейшее воспитательное средство.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Скорость развития событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказки отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпититов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмических поворотов: например, «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает» или «Ах, братец мой Иванушка, тяжёл камень на дно тянет, шёлкова трава ноги спутала, желты пески на грудь легли». (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка). Эти живописные выражения помогают ребёнку запомнить сказку.

Образы героев русских народных сказок: хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, Деда Мороза, Иванушки –дурачка, Марьи – моревны, и многие другие входят в жизнь детей, воспитывают добрые чувства.

Сказки вводят ребёнка в мир животных, наделённых способностью говорить, думать и поступать по – человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. Волшебные сказки открывают детям просторы для фантазии.

Сказки изобилуют весёлыми присловьями: « комар – пискун, муха - горюха» и т.д .

Песенно – ритмическое начало придает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, черты необычного, разнообразит его. Песенки и прибауточные присловия так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико – игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

В волшебной сказке привлекательными являются как развитие действия, сопряжённое с борьбой светлых и тёмных сил, так и её чудесный вымысел. В особенности трогает судьба героев, поставленных в различные
обстоятельства:

«…Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась – загулялась и братца унесли гуси –лебеди». «…Братец Иванушка не послушал сестрицы и напился водицы из козьего копытца и стал козлёночком».

В сказке изображаются и жизненные отношения. Народ излагает их в простых и ясных формулах: «Как аукнется, так и откликнется» («Лиса и журавль»); «В согласном стаде волк не страшен»(«Зимовье зверей»); «С умом жить – тешиться, а без ума - мучиться» («Лисичка - сестричка и серый волк»).

Сказка даёт много поэтического наслаждения. В сказке обычно открывается характерный зачин: «Жили были старик со старухой» , «В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицею, и была у них дочь Марья-моревна», «Жили три брата: двое-то умных, а третий дурак».

Заканчивается сказка традиционной концовкой: «Стали жить- поживать да добра наживать», «И я там был мёд – пиво пил, по усам текло а в рот не попало».
Повествование сказки плавно, ритмично. Движение повествования перемежается традиционными формулами: «Едучи путём – дорогою; Близко ли , далеко ли, низко ли, высоко ли; Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, его культурой.

Устное народное творчество в течение долгого времени передавались из уст в уста, из поколения в поколение, приобретало традиционные устойчивые формы композиции и выразительности языка. Для детей дошкольного возраста устное народное творчество является наиболее понятной и доступной формой знакомства с окружающим миром и литературой.

Капустина Любовь Григорьевна10.02.2016 5190 В помощь родителям
Всего комментариев: 0
avatar