РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Преодоление трудностей в обучении детей через применение игровых технологий

Степанычева Марина Евгеньевна

Дайте детству созреть в детстве
Ж.-Ж. Руссо.

Доказанный факт, что в игровой деятельности детей наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Этому вопросу посвящены работы выдающихся психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили. В игре у детей, по мнению ученых, начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

В статьях доктора психологических наук Кравцовой Е.Е. говорится о том, что игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок учится действовать с предметами в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Игра способствует развитию психических процессов не только в дошкольном возрасте, где игра является основной и преобладающей деятельностью ребенка, но и в младшем школьном возрасте.

Во время обучения младших школьников важно понимать, что в этом возрасте ценно не «нашпиговать» как можно плотнее ребенка знаниями и умениями (особенно в стиле «делай как я»), а умело формировать каждую ступень психических процессов.

Ведущие детские психологи Санкт-Петербурга С.Н. Костромина, А.Ф. Ануфриев предложили решить проблему школьной неуспеваемости с помощью развивающих игр. По их мнению, трудности в обучении детей чаще всего бывают вызваны недостаточным развитием тех или иных психических процессов, каждый из которых выполняет свою функцию в процессе обучения и овладения учебным содержанием. Это низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве, недостатки в развитии внимания, памяти, мышления, речи, несформированности приемов учебной деятельности.

Рассмотрим на примере самых распространенных ошибок по русскому языку, как формирование психических процессов во время игры помогает исправить проблемы неграмотности.

По мнению ученых, в письменных работах пропуск и замена букв допускаются теми детьми, у которых слабая концентрация внимания, слабо развито умение действовать по правилам, низкая работоспособность. Игры «Королевство без электричества», «Заклинание на пятерку», «Взрослые – к доске», «Помоги гному – непоседе», «Секретная шифровка», «Сито для королевских слов», «Капризное эхо», «Тяжело в учении, легко в бою», «Игра со сказками» помогут при систематическом использовании устранить эту орфографическую ошибку в письменных работах.

Математика для ребенка – дверь в мир логики, знаков и символов. В начальной школе ребенок погружается в этот мир. Что он ему подарит, зависит от того, подружится ли ребенок с этим миром или будет чувствовать себя в нем чужим и незащищенным. Неудачи по математике не являются не преодолимыми. Хорошо известно, что логика – тренируемая функция. Для развития пространственных представлений, понятийного мышления, логики существует ряд развивающих игр.

Часто дети испытывают трудности при решении математических задач. По мнению психологов, причиной этих трудностей является недостаточное развитие словесно-логического мышления, памяти, концентрации и устойчивости внимания, неумение ориентироваться на систему требований и планировать свои действия. Такие игры как «Собери сокровища», «Рассказ склеился. Что делать?», «Слова зовут на помощь», «Где же спрятались слова», «Читаем вверх тормашками», «Числовой регулировщик», «Королевство без электричества», «Упражнение для будущих разведчиков», «Охотник за словами», «Слова в рассказ – становись!», «Прочитай, запомни, повтори», «Волшебные из печки», «Близнецы», «Задачки на сообразительность», «Тяжело в учении – легко в бою», «От перемены места – получается чудо», «Кто съел короля?», «Суперфокус с кружками», «Запомни стихотворение», «Корова и шесть карандашей» и т.п. позволят развить интеллектуальные способности ребенка.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются и родители и учителя – нежелание детей читать, а, значит, у таких учеников не будет хорошего и грамотного чтения, которое необходимо для всего дальнейшего обучения. Причина нежелания читать кроется не только в компьютеризации современной жизни, но и в том, что при формировании навыка чтения задействованы практически все психические функции: и восприятие, и внимание, и мышление, и память. Для помощи в формировании навыка чтения можно использовать такие игры: «Укротитель букв», «Фотограф», «Попробуй обведи», «Город квадратов», «Юный сыщик», «Лабиринт», «Помощник сыщика», «Цифропарк», «Наряды для елочек», «Скорая помощь», «Прочитай письмо», «Спасатели», «Помири слова», «Буквоежка», «Игра в волшебника», «Вундеркинд».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст сензитивен развитию психических процессов ребенка, которые в среднем звене позволят ему быть успешным учеником, а для развития психических процессов и их усовершенствования ведущие психологи рекомендуют использовать игровые технологии.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Игра «Заклинание на пятерку».

Игровая установка. Перед тобой четырнадцать великих заклинаний. Кто их перепишет без ошибок, всегда будет хорошо учиться. Попробуешь? Не забудь в конце задания проверить правильность выполнения, если нашел ошибки, исправь их и попробуй переписать заклинания еще раз без ошибок».

Примечание учителю. Готовую работу проверьте сами. Если найдете ошибки, не торопитесь их показывать, а скажите ребенку, что он написал с ошибками. Пусть попробует найти их сам. Если не найдет, сужайте зону поиска.

Текст примерных заклинаний:

  1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕЛТА
  2. ЕНАЛССТАДЕ ДСЛАТ ЕТАЛЬТАРР УСОКГАТА ЛИММОРА КЛАТИМОР
  3. РЕТАБРЕРТА НОРАСНА ДЕБАУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА
  4. ГРУММОПД
  5. ВАТЕРПТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ
  6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
  7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА
  8. ЛАЙОНОСАНДЕРА
  9. ОСЕППРИТАМАТОРЕНТАЛИТЕЛИ ГРАНТОЛЛИАДЗЕ
  10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
  11. МУПОГРИНАВУНПИМОНАТОЛИ ГРАФУНИТАРЕ
  12. АДСЕЛАНОГРИНТЕБЮДАРОЧАН
  13. БЕРТИНАЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ МТЕНАВАДИОЛОЮЗГЛНИЧЕВЯН
  14. ОСТИМАРЕ

 

Игра «Сито для королевских слов»

Игровая установка.

  1. Спиши буквы так, чтобы среди них были только согласные.
  2. Спиши предложения, пропуская букву «О», вместо «О» ставь точки.

Примечание учителю. Можно использовать любые тексты, придумывать любые правила списывания, которые тренируют те навыки, которые представляют наибольшие сложности для ребенка. Основной смысл задания: регуляция письма с учетом правила.

 

Игра «Капризное эхо»

Игровая установка. Представь, что ты – капризное эхо, и поэтому повторяешь не все, что слышишь, и не сразу. Я буду произносить разные слова. Твоя задача их внимательно прослушать и запомнить».

Диван, письмо, пень, рис, шубка, бочка.

А теперь повтори слова:

  • в которых три звука;
  • в которых есть звуки [а] и [п];
  • оканчивающиеся на гласный звук (на согласный звук);
  • состоящий из двух слогов;
  • с мягким знаком.

Примечание учителю. Задание можно усложнить – попросите ребенка отмечать хлопком в ладоши соответствующие условию слова.

 

Игра «Играем со сказками»

Эта игра развивает функцию планирования. Можно использовать любые знакомые ребенку сказки. Например, это могут быть сказки: «Репка», «Колобок», «Волк и леса», «Красная шапочка» и т.д. Прочитайте сказку вместе с ребенком, спросите, сколько картинок, описывающих события, можно было бы нарисовать. При затруднении, помогите ему. Попросите ребенка схематично нарисовать иллюстрации к последовательно развивающимся событиям сказки. После чего, пусть, ориентируясь на картинки, ребенок перескажет сказку самостоятельно. Далее по этому образцу работы предложите разобрать ему новую сказку.

 

Игра «Собери сокровища»

Игровая установка. В стране Вообразилии золотые монетки называются «оро». В этом тексте огромное количество таких монеток. Найди и выпиши все слова, в которых встречается сочетание букв «-оро-».

КАК-ТО ПОСПОРИЛИ ВОРОБЕЙ И ВОРОНА, НАДЕЖНО ЛЬ СИДИТ КОРОЛЕВСКАЯ КОРОНА .ПОЛЕТЕЛИ К СЕБЕ В ОГОРОД,А ОТТУДА ПО ДОРОЖКЕ ЗА ГОРОД.

ПОВСТРЕЧАЛИ ОНИ НА ДОРОГЕ СОРОКУ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ ПОРОВНУ СБОКУ.

РАССКАЗИЛИ ОНИ КОРОТКО СВОЙ СПОР И ПОБЕЖАЛИ В ГОРОД ВО ВЕСЬ ОПОР.

ВДРУГ – СМОТРИ КАКАЯ МОРОКА! –

УДАРИЛ МОРОЗ ДА ЧУТЬ РАНЬШЕ СРОКА.

УЛЕГЛАСЬ НА ДОРОГУ ПОРОША, НАМЕЛО СУГРОБОВ ХОРОШИХ.

 

Игра «Рассказ склеился. Что делать?»

Игровая установка. Тебе надо освободить целый склеенный рассказ. Сначала отдели друг от друга сцепившиеся слова вертикальной чертой, а потом расставь точки между склеенными предложениями. Начало каждого предложения обозначь заглавной буквой. Прочитай рассказ вслух, делая паузы между предложениями.

КРАСИВРУССКИЙЛЕСЗИМОЙБЕЛЫЕКРУЖЕВАЗАСТЫЛИНАБЕРЕЗКАХБЛЕСТЯТПУШИСТЫЕШАПКИНАВЕКОВЫХЕЛЯХИСОСНАХ.

 

Игра «Где же спрятались слова»

Ребенку предлагают прочитать текст, строки которого наполовину закрыты широкой полосой снизу. Эта игра учит «додумывать» элементы букв, синтезировать их, ориентируясь на важные составные части букв.

 

Игра «Близнецы»

Игровая установка. Найди два одинаковых рисунка.

Игра Близнецы

 

Игра «От перемены места – получается чудо»

Игровая установка. Попробуй изменить расположение фигур на рисунке 1 на то, которое изображено на рисунке 2. Сделай это в уме всего за два хода.

Игра От перемены места – получается чудо

 

Игра «Укротитель букв».

Это буквенный диктант с установкой: «Дрессировщик укрощает животных, а мы будем укрощать буквы. Начнем вместе, а продолжать будете сами. Записываем заглавную букву Т, строчную букву т, далее две следующие строчные буквы алфавита: Ттаб. Продолжаем: Ттвг. Сравни записи, найди закономерность. Продолжай работать дальше, проговаривая вслух.

Для учителя: работа продолжается 10 – 15 минут, учит удерживать внимание на протяжении длительного времени.

 

Игра «Фотограф».

Это зрительный диктант, который способствует развитию оперативной памяти. Диктант содержит 20 предложений разной длины – от 3 до 22 слов. Каждое следующее слово на один слог больше. Начинаем с первой фразы. Пусть ребенок прочитает ее и, закрыв листком бумаги, повторит по памяти или запишет ее.

 

Игра «Попробуй обведи».

Для игры изготавливаются шаблоны размером 15 на 15 с разными образцами штриховки. Ширина пробелов разная от 1 до 5мм. Задания можно усложнять силой нажима или изменениями в начертании линий.

Положи шаблон под кальку, обведи просвечивающиеся линии. А теперь изобрази такую же штриховку, но уже без подложенного под лист шаблонов.

 

Игра «Город Квадратов».

Это математический диктант. Он также как и игра «Попробуй обведем» развивает память.

Перед тобой план города Квадратов, по которому мы будем путешествовать на паровозе. В квадратах 1 – 15 поставлены точки – станции отправлений. Я буду диктовать тебе направление, в котором двигается поезд, а ты изобрази его стрелочками, прямой или с поворотом. Каждый раз начинай рисовать стрелочку в новом квадрате.

 

Игра «Юный сыщик».

Для игры необходимо приготовить набор геометрических фигур. Занятие состоит из заданий, которые способствуют развитию зрительной памяти. Учитель выкладывает в строчку несколько фигур и предлагает детям запомнить. Далее учитель закрывает выложенные фигуры и просит детей повторить последовательность фигур в строке. Далее учитель просит детей закрыть глаза. В это время необходимо выполнить перестановку фигур. Попросить детей открыть глаза и выяснить, что изменилось.

 

Игра «Прочитай письмо».

Помоги бабушке прочитать письмо от Красной Шапочки. Девочка послала его по лесной почте, но оно попало в лапы Буквоежки. Бабушка никак не может его прочитать.

Можно взять любой текст и в словах сделать пропуски букв. Например: «По пруду п-ы-ут же-т-е, к-ас-ы- и о-а-жев-е ко-а-л-к-. (По пруду плывут желтые, красные и оранжевые кораблики.)

Такое упражнение заставит ребенка обращать внимание и на буквенное строение слова, и на его смысл, и на общий контекст фразы.

 

Игра «Помири слова».

Части слова поссорились, их надо помирить.

В словах надо прочитать только вторую часть. Слово условно делится пополам и читается только вторая часть. Сначала дается образец, а потом ребенок сам выполняет эту работу устно. Например: чте/НИЕ, толь/КО,тра/ВА, сол/ОМА, кро/ВАТЬ.

 

Игра «Буквоежка».

Для Буквоежки самая вкусная буква А, а он очень прожорлив. Спаси ее. Перепиши предложение, вставляя точки вместо буквы А. Условие может быть разным.

 

Игра «Вундеркинд».

Сюда можно включить такие задания: Можно ли одновременно читать и про себя, и вслух? Читай отрывок про себя, но каждое второе слово произноси громко, или называй вслух каждое второе слово, или произноси вслух те слова, которые начинаются на определенный звук.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Амонашвили Ш.А. В школу — с шести лет. — М., 1986.
  2. Давыдов В.В. Соотношение понятий формирование и развитие психики. – М.:Просвящение, 1966
  3. Кравцова Е.Е. Лекции «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» — Пед. университет «Первое сентября», 2004.
  4. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.:АСТ:ХРАНИТЕЛЬ, 2008.
  5. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования. – Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1994г.
Степанычева Марина Евгеньевна18.08.2016 3890 В помощь родителям
Всего комментариев: 0
avatar