РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектная методическая система развития личности ученика посредством танцевального искусства

Кузнецова Ольга Владимировна

Автор: Кузнецова Ольга Владимировна

Сегодня смысловым ориентиром школы стало «развитие личности ребенка, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей» (Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

В ФГОС СОО (от 2012 года) года определены личностные характеристики выпускника - «портрет выпускника школы». Это должен быть:

  • Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества.
  • Мотивированный на творчество и инновационную деятельность, на образование и самообразование в течение всей жизни.
  • Осознающий себя личностью, социально активный человек-гражданин.

Многие отечественные и зарубежные учёные обращают сейчас особое внимание на культуротворческую миссию образования, обеспечивающую становление «культурного человека», который отвечает нормам социокультурного развития общества во всех формах своей жизнедеятельности.

Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается неэффективно.

Ориентация на новые цели образования – компетенции - требует не только внедрение новых образовательных технологий по предмету «физическая культура», но и методов и форм организации образовательного процесса по данному предмету.

Работая по методической системе, целью которой является формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности человека-гражданина, обладающей духовной культурой и её социализация, приоритетными становятся задачи:

  • Саморазвитие и самообразование

Формирование самосознания, развитие познавательных способностей, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и способность адаптироваться в окружающем мире.

  • Креативность, творчество

Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка индивидуальности.

  • Здоровье

Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.

  • Патриотизм, гражданственность

Формирование гражданского самосознания.

  • Нравственность, духовность

Формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям.

  • Эстетическое и культурное развитие.

Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим, культурным критериям, воспитать чувство видения прекрасного.

Все эти задачи позволяет решать разработанная Кузнецовой Ольгой Владимировной Проектная методическая система развития личности ученика посредством танцевального искусства.

Проектная методика основывается на идеях Дж. Дьюи и Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс и др. Именно они выдвинули идею “обучения посредством делания”. Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.

Для реализации этой системы в учебную программу по физической культуре включен раздел «ритмика». На изучение раздела отводится 1 час в неделю в течение всего учебного года (помимо всего он обеспечивает реализацию национально - регионального этнокультурного компонента в содержании образования).

Кузнецова О. В. разработала приемы работы с обучающимися по изучению материала и его практического применения в проектной технологии «творческая мастерская».

В рамках изучения одного цикла уроков, данная технология включает в себя следующие формы работы:

  • информационно - исследовательская;
  • постановочная;
  • презентационная

Важно! Работа ведется с учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.

Виды деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, с использованием ИКТ и ЦОР.

Ценность имеют также разработанные автором методические рекомендации по организации работы обучающихся над проектом:

Методические рекомендации по организации работы обучающихся над проектом

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем и т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
  3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах
  6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
  7. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Ниже приведены некоторые приемы используемые автором в работе с обучающимися с использованием проектной технологии.

Так, в 5 классе, при изучении темы «удмуртский танец», учитель с учащимися в «творческой мастерской» разрабатывали проект “особенности моего края”. Целью работы было изучить традиции, игры, особенности костюма удмуртов, элементы национального танца. Так дети в мастерской художника, с увлечением, рисовали солярные знаки, украшали ими рукавицы и пояса на костюмах. Пробовали в домашних условиях изготовить монисты из паеток. В школьной комнате «Удмурт корка» ткали материю на уменьшенной копии ткатского станка. Изучали игры и знакомили с ними других детей. Познакомились с национальным инструментом «крезь», послушали его звучание, а некоторые даже попробовали на нем сыграть. Разучили удмуртский танец «Тыпыртон». Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали учебный материал.
Итогом проекта послужило выступление класса на школьном празднике национальных культур «Венок дружбы».

На уроках в 7 классах в «творческой мастерской» учащиеся совместно с учителем разрабатывали разнообразные ролевые-игровые проекты. Примером может служить проект “по следам кино героев”. Для выполнения работы учащиеся делились на группы, определяли для себя фильм и интересную персону, которую они хотели бы представить. Изучали сюжет фильма, особенности поведения главного героя, его характер и манеры. Представляя себя артистами кино, разыгрывали небольшие сцены. Подбирали музыку, соответствующие танцевальные движения, разрабатывали костюмы. Итогом проекта была постановка танца по выбранной теме «12 стульев».

Дети успешно выступили на школьном мероприятии «Красота и грация», приняли участие в конкурсе « Звезды юности» на городском и республиканском уровне (завоевали 1 место). А также приняли участие в городском танцевальном конкурсе «Танцы +», посвященному году кино, где также получили высокую оценку жюри.

Кузнецова О.В. убеждена, проектная деятельность отличается от обычной деятельности ученика в рамках классно-урочной системы. Причем чем более продуманной и разноплановой будет проектная деятельность, тем больший воспитательный и развивающий потенциал будет заложен в методическую разработку проекта.

Отметим, что методика, предлагаемая Ольгой Владимировной, помогает лучше усваивать материал. И даже ученики которые по каким – либо причинам освобождены от физической нагрузки, активно стараются принимать участие в данном виде деятельности.

Данной технология позволяет организовать внеурочную деятельность ребенка так, чтобы он имел возможность удовлетворить не только познавательные потребности, но и потребности:

Учащиеся приобщаются к многообразию деятельности, ориентируются на конечный результат. Деятельность учащихся организована в пространстве школы (конкурсы, фестивали, декады, акции, НПК.), в общественной деятельности на муниципальном и республиканском уровне (конкурсы, фестивали, акции, НПК).

Работа над темой проекта позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности. И даже ученики, которые по каким – либо причинам освобождены от физической нагрузки, активно стараются принимать участие в данном виде деятельности. Разнообразие форм работы позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта. Выступления детей на уроке с исследовательским материалом, на концертных мероприятиях в школе и в городе способствует самоутверждению, самовыражению, самоактуализации, адаптации в социуме личности ученика.

Вывод:

  1. Проектные работы могут выполнять учащиеся, относящиеся к любой группе здоровья, освобожденные от уроков физической культуры, чтобы не просто получить оценку, но, прежде всего, почувствовать свою причастность к спорту, танцу и более активно использовать в своей жизни физические упражнения.
  2. Материалы проектов могут использоваться для проведения уроков, создания стендов, подготовки различных мероприятий и др.
  3. Материалы проектов могут использоваться учителями-предметниками для проведения метапредметных уроков.
  4. Ученики и учитель получают опыт проектной деятельности, который пригодится им в дальнейшем.
Кузнецова Ольга Владимировна26.03.2016 4010 Проектная деятельность в обучении
Всего комментариев: 0
avatar