РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Личностно-ориентированные технологии в обучении информационным технологиям студентов

Александрова Владлена Валерьевна

"Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности
в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания
в реальной жизненной обстановке".
У.Х.Килпатрик

На этапе перехода на стандарты третьего поколения необходимо отметить, что стандарты второго поколения были достаточно подробно расписаны, что не давало возможности выбора внутри учебного заведения каких-либо образовательных вариантов изучения дисциплин. Стандарты третьего поколения, структура которых была разработана в последние два года, сделали большой прорыв. В новом стандарте обозначены только 50 процентов, которые прописываются стандартом, а 50 процентов любое учреждение среднего профессионального образования может дополнять, исходя уже из своих представлений, желаний, возможностей, территориального рынка труда, для которого готовятся кадры и непосредственно для работодателей. Существовавшая ранее узкая специализация уже в прошлом. Развитие инновационной экономики вызвало необходимость формировать широкие компетенции, которые помогут в профессиональной подготовке специалиста.

На сегодняшний момент именно на среднее профессиональное образование возложена подготовка высококвалифицированных, конкурентноспособных, ответственных, грамотно владеющих своей профессией людей с новыми качествами. Специалистов с возможностью деятельности в смежных областях, которые способны к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Возникла проблема пересмотра процесса обучения в том числе и информационным технологиям.

Понятно, что ограничившись только рамками учебных программ невозможно подготовить специалиста 21 века, обладающего перечисленными выше качествами. Сегодняшний студент, а это будущий специалист, в условиях развивающейся конкуренции на рынке труда должен стремиться к максимальному получению знании, умений и навыков по данной специальности. Необходим трудоемкий процесс самообразования, стремление к получению новых знаний. Для того, чтобы получить специалиста, который уже на базе полученных знаний на протяжении все трудовой деятельности хотел бы и умел самосовершенствоваться, стремился к самообразованию для повышения своего профессионального уровня необходимо сегодня заинтересовать студента в получении хороших профессиональных знаний и умений, направить его на успешную учебную деятельность.
Для того, чтобы после первого года обучения у студентов не пропал интерес к получаемой профессии необходимо использовать потенциал в дальнейшем изучаемых специальных дисциплин.

Повсеместная компьютеризация всех отраслей экономики и промышленности, непрерывное развитие программного и аппаратного обеспечения предъявляют современные требования к подготовке специалистов.

Современные отечественные исследования для решения задач практического назначения знакомят с методом проектов, обучением в сотрудничестве, разноуровневым обучением, «Портфелем ученика», а также с широким применением компьютерных телекоммуникаций, глобальной сети Интернет в практике преподавания (например, С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров).

Метод проектов далеко не новая технология. Это способ достижения цели обучения через детальную проработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом в том или ином виде.

Метод проектов (от греч. – путь исследования) возник в 20-е годы ХХ века в США и был основан на идеях, разработанных педагогом и философом Джоном Дьюи и его учеником Уильямом Хердом Килпатриком. В исторических же исследованиях М. Холла указывается, что метод возник в шестнадцатом веке в архитектурных мастерских Италии.

Условиями успешности обучения согласно теории Дж. Дьюи являются:

  • проблематизация учебного материала;
  • познавательная активность ребенка;
  • связь обучения с жизненным опытом ребенка;
  • организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

В Росси практически параллельно с американскими учеными методом проектов занималась целая группа ведущих русских педагогов (А. У. Зеленко, В. Н. Шацкая, Л. К. Шлегер, А. А. Фортунатов, М.В.Крупенин и другие) под руководством С.Т.Шацкого. (общество «Детский труд и отдых», колония «Бодрая жизнь», Первая опытная станция). Ранее касались идеи проектной деятельности П.П.Блонский и А.С.Макаренко. Но, как известно, постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году «О начальной и средней школе» метод проектов был признан несовместимым с советским обучением (инициатива и индивидуальность не поощрялись) и практически до 80-х годов не применялся.

На сегодняшний день, зная, что метод проектов (метод проблем) давно известная технология обучения, ее без сомнения можно отнести к педагогическим технологиям ХХI века, так как она предусматривает умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Н.Ю. Пахомова, исследуя метод проектов в своей работе “Метод учебного проекта в образовательном учреждении”, рассматривает учебный проект как с точки зрения учителя, так и с точки зрения учащегося. Учебный проект с точки зрения учащегося – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей [3, с.17]. А что такое учебный проект с точки зрения учителя? Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования [3, с.23]. Автор подчеркивает, что в ходе проектной деятельности должна решаться проблема, которая сформулирована самими учащимися.

Особенностью информатики, как учебного предмета, является то, что она, во–первых, включена в содержание образовательных программ по любой специальности, во–вторых, обладает профессионально направленным потенциалом, а затем к сожалению, на специальностях с углубленным изучением информационных технологий остается таким же абстрагированным от профессиональной деятельности предметом изучения.

И вот на этом этапе, при вводе в курс специальных дисциплин необходимо дать студентам возможность применить уже приобретенные путем самообразования навыки и умения.

Многие из студентов во внеурочное время занимаются самообразованием. У многих это начинается с увлечения музыкой, литературой, фотографией, видеосъемкой и так далее. В наш век цифровой информации им приходится для того, чтобы заниматься любимым делом изучать самостоятельно программное обеспечение связанное с их интересами.

Некоторые изучают компьютерные технологии с детства и на момент поступления всерьез изучают программное обеспечение связанное с разработкой сайтов, программированием и так далее. Укрепив базовые знания на первом курсе им не интересно изучать далее информационные технологии только в рамках программы. И тогда возникает вопрос как увлечь студентов?

Возможно и интересно предложить студентам объединиться в группы:

  • Увлекающимся музыкой, фотосъемкой и видеосъемкой создать проект – видеоролик с использованием ИТ.
  • Увлекающимся программированием объединиться со студентами мало владеющими специализированным программным обеспечением, но ответственными и исполнительными, которые смогут собрать материал, а затем автоматизировать рабочее место классного руководителя, заведующего отделением и так далее.

Для преподавателей будет целесообразно привлечь студентов хорошо разбирающихся в предмете и ребят увлекающихся Web-программированием для создания электронных пособий по предметам, тестирующих программ.

Возможны более серьезные работы, объединяющие в себе несколько проектов, например создание электронной библиотеки из ранее созданных электронных пособий.

Размещение этой библиотеки на сервисе доступном каждому студенту удаленно или непосредственно в библиотеке колледжа.

Создание сайта колледжа так же может быть одним из проектов, а уж на нем можно разместить множество ранее созданных проектов. Это и интерактивная библиотека электронных пособий по предметам с возможным тестированием, это и видеотеки, фотогаллереи, интерактивное расписание и так далее.

Исходя из того, что профессиональная направленность обучения информационным технологиям должна обеспечить формирование положительного отношения студентов к будущей профессии, пройдя этапы накопления умений и навыков, необходимых для овладения специальными дисциплинами, очевидно, процесс будет тем успешней, чем в большей степени он будет опираться на имеющийся у студентов опыт. Добиться этого нетрудно используя личностно-ориентированный подход. Проблема актуальна, так как на сегодняшний момент нет большого опыта в этом направлении, только с внедрением стандартов третьего поколения появилась возможность профессионально–ориентированного содержания специальных дисциплин.

Таким образом применение метода проектов дает положительный результат в профессионально–направленном обучении информационным технологиям студентов.

Литература:

  1. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода// Иностранные языки в школе, 2005. - №8.
  2. Митрофанова Г. Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении / Г. Г. Митрофанова // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т.2. — С. 148-151
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005
  4. МЕТОД ПРОЕКТОВ д.п.н., проф. ПОЛАТ Е.С., ИОСО РАО http://distant.ioso.ru/
  5. Курс дистанционного обучения для учителей Автор проф. Е. С. Полат Обучение в сотрудничестве Метод проектов http://scholar.urc.ac.ru:8002/courses/Technology/index.html
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.