РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Шаг за шагом: проектные технологии в работе по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

Автор:
Никиташина Наталья Васильевна
учитель биологии и экологии
МАОУ СОШ № 25, г. Балаково

Алгоритм разработки и реализации социального проекта

Формулировка актуальной проблемы

Проблема (от греч. problema – задача, задание) – осознание субъектом невозможности разрешать трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами имеющихся знаний и ранее полученного опыта (Психологический словарь).

Для решения проблемы она должна быть превращена в творческую задачу, позволяющую использовать различные модели ее решения.

Проблема – это противоречие между тем, что есть в данный момент, и тем, что желательно иметь в социальной сфере. Если работа проекта не будет иметь социального эффекта, то вызовет разочарование членов вашей команды.

Для более глубокого понимания сути социальных проблем, в том числе и конкретного сообщества, населенного пункта, следует просмотреть местные газеты, различные справочники, собрать информацию в медицинских учреждениях и учреждениях мед, профилактики, проанализировать дополнительную литературу, фильмы и телепередачи и т.п.

Это поможет группе проектировщиков составить более полное представление о том, какие вообще социальные проблемы, связанные со здоровьем есть в мире, в стране, в регионе и, наконец, в конкретном городе и какие из них выходят на первый план, на сегодняшний день.

Целесообразно организовать всестороннее обсуждение тех вариантов проблем, которые могут стать объектом проекта. В ходе обсуждения необходимо выслушать всех желающих поделиться своим представлением о современных социальных проблемах разного уровня, начиная от глобальных и общегосударственных до местных, то есть присущих городу, поселку, селу.

Далее важно проанализировать социальные проблемы по ряду критериев:

а) важность данной проблемы для региона (города, поселка, села), с точки зрения жителей, т.е. по результатам социологического опроса;
б) масштабность данной проблемы, т.е. ответ на вопрос "Какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы?";
в) возможность практического решения проблемы силами проектной группы или всего образовательного учреждения.

И после этого нужно отобрать 1-2 наиболее актуальных проблемы, в решение которых данная проектная группа может внести свою весомую лепту.

Изучение общественного мнения

Изучение общественного мнения сложный процесс и включает в себя несколько основных этапов:

  1. Подготовка исследования. Составление программы исследования, включающей его цели, задачи, гипотезы, а также текста анкеты. Если исследование будет проводиться в каком-либо коллективе, то устанавливаются контакты с его руководителем. Если планируется масштабное исследование с охватом большого количества опрашиваемых, например, нескольких сотен жителей города, то формируется рабочая группа, которая будет этим заниматься. На этом же этапе решаются другие организационные вопросы.
  2. Сбор первичной социологической информации. Сбор материалов о той проблеме, которая является предметом социологического исследования. Первичная информация может быть представлена в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, интернет-опрос, записи исследователя в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и др.).
  3. Обработка материала.
  4. Анализ данных и оформление выводов. После обработки материала, полученные результаты оформляются в виде документов, отчетов, таблиц и т.д. Затем они анализируются и делаются соответствующие выводы, которые могут быть оформлены в виде статьи в периодическую печать, научного отчета и т. д.

Изучение возможностей проектной группы

Важно изучить вопрос о том, чем конкретно группе проектировщиков может или способно помочь образовательное учреждение, на что можно рассчитывать? На консультации опытных специалистов, которые профессионально разбираются в той проблеме, которую определили для себя члены команды в качестве основной? Или они могут рассчитывать на определенную финансовую поддержку своей школы, так как серьезный проект может потребовать определенных денежных средств?

Возможно ли с помощью администрации школы получить доступ к средствам массовой информации и с их помощью подготовить общественное мнение к реализации планируемого проекта? Ответы на эти и другие подобные вопросы помогут группе проекта сориентироваться при составлении плана работы и его бюджета.

Следующий практический аспект – изучение возможностей самой команды, которая непосредственно берется за реализацию проекта. Очень важно ответить на целый ряд принципиальных вопросов:

  • Кто конкретно готов войти в состав команды, которая будет в течение ближайшего времени заниматься подготовкой проекта, а в дальнейшем и его реализацией?
  • Есть ли у членов команды опыт реализации социальных проектов, в том числе здоровьесберегающей или здоровьеформирующей направленности, т.е. решения пусть небольших социальных проблем своего местного сообщества?
  • Есть ли в группе опытные участники, которые готовы взяться за организацию проекта?
  • Поддержат ли педагоги, администрация школы и родители предложенный командой социальный проект? Не окажется ли данная команда в изоляции, без поддержки?

Целесообразно подумать над включением в будущий проект наиболее активных и ответственных местных жителей, представителей других ведомств. Формы такой совместной работы могут быть самыми разнообразными: от помощи в получении необходимой для команды информации и освещения планов проектной группы в местных СМИ до непосредственного участия в акциях или спонсорской помощи на реализацию проекта.

Определение цели и задач социального проекта

Важнейшим элементом, над которым следует работать на этом этапе, является формулировка цели проекта, т.е. ответ на вопрос – что группа собирается сделать для решения социальной проблемы в рамках своего социального проекта. Напомним, что цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека.

Исходя из этих определений, постарайтесь создать мысленный образ того результата, который вы хотели бы получить по итогам своей деятельности. Что это может или должно быть? Чтобы дети соблюдали режим? Уменьшить количество употреблений ПАВ? Уменьшить количество стрессовых ситуаций? Снизить количество несчастных случаев?
Подчеркнем, что цель должна быть очень четкой и конкретной, но, одновременно, и достижимой.

Не менее важным является вопрос о формулировке конкретных задач работы над проблемой, над теми трудностями, которые вы выявили на первом этапе. Задачи помогают детализировать поставленную цель, раскрывают ее объем и указывают (перечисляют) конкретные дела, которые необходимо выполнить, чтобы получить намеченный результат. Обычно каждой задаче соответствует 1-2 крупных мероприятия плана проекта.

Составление плана работы

План реализации любого социального проекта должен обладать указанными ниже свойствами, до того, как вы начнете его осуществлять:

План должен быть сформулирован в четких и ясных выражениях, написан конкретно, с указаниями точных цифр и дат. Для каждого пункта плана должны быть указаны измеряемые показатели. План должен быть достижимым, то есть реальным для вашей команды и выполнимым по срокам. План должен быть написан, т.е. зафиксирован на бумаге (лучше в нескольких экземплярах, чтобы у каждого члена команды всегда под рукой был план работы). План должен быть составлен сообща и принят всеми людьми, которые будут нести ответственность за его осуществление. Очень важно определить персональную ответственность каждого члена команды за выполнение плана. По каждому пункту план необходимо указать все, что необходимо для его реализации (материальные, финансовые, людские ресурсы).

Примерная схема план работы

Что сделать? Когда? Кто отвечает? Что нужно?
         

и т.д.

Составление рабочего графика

Важно согласовать по времени все разделы и мероприятия плана. От четкости и согласованности действий всей команды, каждого ее члена во многом зависит успех проекта.

Очень важно таким образом распределить все планируемые мероприятия, чтобы на подготовку каждого из них было достаточно времени.

Понедельный график выполнения работ

Месяц _____________________  Год ______________

Неделя Содержание работ Выполнение
1 1-7 октября    
2 8-14 октября    
3 15-21 октября    

Такое уточненное расписание (временной график) дают возможность оптимально распределить объем работы, не перегружая отдельные дни или недели, а спокойно и равномерно двигаться к намеченной цели.

Определение обязанностей и их распределение в команде

Сначала нужно определить, какие именно обязанности требуется выполнять членам команды для реализации составленного плана. Перечень таких обязанностей (должностей) нужно зафиксировать на бумаге, а потом описать содержание каждой из них. Все обязанности нужно оформить письменно для того, чтобы потом можно было все объяснить тому человеку, который будет занят выполнением этих обязанностей. При распределении обязанностей следует учитывать желание самого человека или с учетом индивидуальных особенностей членов команды, а также имеющихся знаний и минимального опыта в той или иной социальной деятельности. Следует предусмотреть возможность обмена обязанностями по истечении определенного времени.

Определение ресурсов и источников их получения

Осуществление запланированных мероприятий, как правило, потребует определенных ресурсов, например, для изготовления листовок с призывом записаться в бесплатную спортивную секцию нужна бумага, а также средства тиражирования (компьютер, принтер, ксерокс и т.д.). В качестве источника необходимых для выполнения плана ресурсов могут быть общественные организации, реализующие проекты, спонсоры, а также к тем людям, которые готовы поддержать вас различными доступными им способами. Ресурсом могут быть не только деньги или материальные ценности, но и информация, а главное – личное участие человека в подготовке и реализации проекта.

Составление бюджета

Бюджет – это финансовый план, который отражает основные статьи доходов и расходов за определенный промежуток времени. Бюджет составляется в том случае, когда требуется учитывать поступающие денежные средства и фиксировать их расходование, то для того чтобы наиболее полно учесть все возможные расходы и доходы, и увязать их между собой. Все израсходованные суммы должны быть подтверждены документально.

Разработка системы оценки проекта

Оценка работы над проектом может осуществляться, прежде всего, самой командой во время общего сбора, когда каждый человек высказывает свою точку зрения, опираясь на сформулированные показатели и критерии. Право на отдельную оценку имеет руководитель команды, так как он несет личную ответственность за реализацию проекта. Кроме членов команды оценку вашей работы могут осуществлять эксперты, служащие государственных органов, представители тех предприятий и учреждений, с которыми у вас заключен договор о совместной деятельности по реализации проекта и т.д.

Обучение членов команды

Для повышения эффективности совместной работы команды над социальным проектом необходимо разъяснить обязанности каждому члену команды. Это может произойти на этапе определения обязанности. В некоторых случаях обязательно предварительное обучение членов команды, которые будут непосредственно заняты в проекте. Процесс обучения не должен ограничиваться только теоретическими занятиями. Максимальный эффект дают практикумы и тренинги. Например, научить ребят правилам интервьюирования.

Формирование общественного мнения

Выполнив всю подготовительную работу, можно приступать к формированию общественного мнения, как в рамках вашего образовательного учреждения, так и за их пределами в масштабах поселка, города и т.д. Благоприятное отношение общественности к вашим планам во многом может определить их успех. Одним из эффективных способов работы с населением является просвещение. Для того чтобы познакомить население вашего города с различными сторонами социальной проблемы, которая стала целью вашего социального проекта, существует несколько приемов, таких как распространение листовок; проведение встреч и бесед с жителями.

Составление предложений по проекту

На данном этапе нужно составить короткое резюме с указанием цели и основных задач, самых масштабных мероприятий, необходимых ресурсов и ожидаемых результатах. Кроме текста резюме целесообразно составить конкретные предложения о совместной деятельности, которые могут стать предметом обсуждения с вашими деловыми партнерами. При составлении перечня таких предложений следует учитывать особенности и возможности будущего партнера.

Поиск деловых партнеров

  • Уточните, какие организации есть в вашем городе и как они связаны с данной социальной проблемой?
  • Выясните, работает ли кто-то еще над той же социальной проблемой, которую вы выбрали в качестве основной для своей команды.
  • Узнайте адреса всех интересующих вас организаций и телефоны должностных лиц.
  • Определите, с кем вы будете проводить переговоры о совместной работе над социальным проектом.
  • После переговоров обязательно проверьте ясное и четкое понимание обеими сторонами достигнутой договоренности.

Оценка и контроль выполнения плана

Для этого можно воспользоваться методикой "Лист контроля", которая позволяет отслеживать состояние подготовки каждого планового мероприятия и во время вмешиваться в ситуацию, если в этом есть необходимость.

"Лист контроля"

Содержание контроля Дата
  Что нужно сделать?  
  К какому сроку?  
  Кто отвечает за выполнение?  
  Что нужно для выполнения?  

Корректировка хода реализации проекта

Корректировка плана потребуется в том случае, если какие-либо из намеченных пунктов остались не реализованными, например, из-за недостатка необходимого ресурса.

Анализ результатов работы над проектом

Любая завершенная работа нуждается в анализе ее процесса и результатов. Это нужно, в первую очередь, для того, чтобы увидеть реальный результат, по возможности объективно оценив достигнутое.

Информирование общественности о результатах работы

Для этого, прежде всего, можно и нужно использовать средства массовой информации. Можно созвать и пресс-конференцию, в ходе которой можно рассказать о том, как шла работа над проектом, с какими проблемами пришлось столкнуться, что получилось.

Завершение работ над проектом

Заключительный контроль позволяет зафиксировать завершение работы по проекту. Эта стадия предусматривает и осмысление реализации проекта. Достигнут ли планировавшийся результат? Нужен ли был этот проект для решения данной проблемы?

Литература

  1. Материалы сайта http://www.ecovospitanie.ru
  2. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности обучающихся. Теория и практика: практико-ориентированная монография. М., 2009.
  3. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. научн. тр. – Волгоград: Перемена, 1996.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.