РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Внедрение в работе здоровьесберегающих технологий

Внедрение в работе здоровьесберегающих технологий.

Анализ результатов тестирования в начале и в конце учебного года.

В федеральном законе «Об образовании», устанавливающем социальные гарантии реализации прав граждан на образование отмечается «ОУ создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». В связи с этим мы все понимаем, что педагогическая система должна формировать у школьников мотивацию к «Здоровому образу жизни», культуры здоровья и соответствующих мировоззренческих установок. Формирование культуры здоровья у школьников должно быть приоритетным на всех этапах обучения, интегрироваться во весь образовательный процесс. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в начальной школе, т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.                                                 

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос:  как учить?,  то логичным окажется ответ:  так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Тогда и другие отличительные  особенности технологии от методики - воспроизводимость, устойчивость результатов, отсутствие многих «если» (если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа и т.п.) отражают приоритет принципа «Не навреди!». Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды я  рассматриваю в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Научить ребёнка, молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья, безусловно, - задача образовательных учреждений. А уже за консультациями по частным вопросам, за корректировкой оздоровительной программы с учётом индивидуальных особенностей, с целью восстановления пошатнувшегося здоровья человек может обратиться к медику (физиологу, психологу), специалисту по вопросам здоровья.

Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог.

Требования к здоровьесберегающему уроку:

  • необходимо целесообразно использовать время урока, обеспечив высокую моторную плотность, динамичность, эмоциональность, образовательную и оздоровительную направленность занятий. Паузы отдыха должны носить активный характер анализа ошибок, мысленное проектирование действий;
  • при проведении уроков нужно использовать разнообразные методы организаций занятий, особое внимание следует уделять методам, побуждающим к творческой активности на занятии;
  • влияние каждого урока должно быть разносторонним, усилия необходимо варьировать, обеспечивая оптимальный уровень работоспособности;
  • необходимо обеспечить связь изучаемого материала с нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием в зависимости от условий урока;
  • необходимо обеспечить индивидуальный подход с учетом их здоровья, физического развития, пола и двигательной подготовленности;
  • обязательным условием каждого урока является обучение двигательным действиям и развитие двигательных качеств;
  • если на уроке используются упражнения и команды, необходимо правильно и четко их отдавать и добиваться четкого и правильного выполнения, уделяя особое внимание осанке, подтянутости и выправке. Если таких команд нет, урок можно провести без них;
  • для формирования навыков, умений самостоятельных занятий необходимо систематически давать и проверять домашние задания;
  • уроки физической культуры должны правильно сочетаться с уроками по другим предметам в течение учебного дня и в течение учебной недели;
  • при проведении занятий необходимо строго соблюдать требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.

В младшем школьном возрасте у детей продолжается формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается.

Активная двигательная деятельность способствует росту и развитию костной и мышечной ткани, внутренних органов и органов чувств. Она стимулирует обменные процессы в организме ребёнка, способствует повышению его защитных свойств.

При обучении и воспитании младших школьников  наряду с морфофункциональными важно учитывать и психологические особенности.

Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости организма, ведет к повышенной заболеваемости.  Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление здоровья и закаливание учащихся этого возраста, приобретают особое значение.

Исследованиями  гигиенистов установлено, что построение учебного и продленного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года. Это в свою очередь, вызывает рост заболеваний опорно-двигательного и сердечно-сосудистого аппаратов, снижение иммунитета и как следствие рост простудных и инфекционных заболеваний.  Возникает потребность использовать  в работе  здоровьесберегающие технологии.

Факторы, влияющие на здоровье человека.

Среди прочих нарушений здоровья учащихся наиболее значительно растут: заболевания опорно-двигательной системы (в 3,2 раза); увеличивается патология зрения (в 3,6 раза); растут заболевания желудочно-кишечного тракта (в 4 раза); нервно-психические заболевания (1,6 раза).

Причины, приводящие к росту этих заболеваний у обучаемых многообразны и были определены как «школьные факторы риска для здоровья учащихся» -

  • стрессовая педагогическая тактика;
  • интенсификация учебного процесса;
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям школьников;
  • несоблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • недостаточная осведомлённость педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья детей;
  • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • недостаточные использования средств физического воспитания  и спортивно-оздоровительной работы.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

  1. гигиенические факторы.
  2. оздоровительные силы природы;
  3. средства двигательной направленности.

Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима.   В мои обязанности  входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков.

Второе использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов,  повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Самым важным условием   является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.

Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься  физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий  мотивации к занятиям физической культурой использую:

  • валеологическое просвещение  учащихся;
  • нетрадиционные уроки;
  • современные средства физической культуры;
  • комбинирование  методов, приемов физического воспитания.
  • внеклассные формы физического воспитания

Хочу перейти к  разделу  программы «Лёгкая атлетика».  Бег, прыжки, метание, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребёнка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. В результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков и в длину и в высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность.

Бег, прыжки и метание отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие,  прежде всего координационных способностей.

Одновременно велико их значение в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости).  Легкоатлетические упражнения проводятся преимущественно в игровой и соревновательной форме, что доставляет детям радость и удовольствие, а также позволит овладеть простейшими формами соревнований и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов.

Всё это  содействует формированию морально-волевых качеств ребёнка и так как легкоатлетические занятия проводятся преимущественно на открытом воздухе -  это является мощным оздоровительным средством, которое позволяет избежать многих болезней, продлить и сохранить высокую работоспособность на долгие годы, оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Помогает уменьшить зависимость человека от метеоусловий, способствует гармоническому единению с природой.

 

Методы здоровьесберегающих технологий.

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения (от греч. Metodos – буквально путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов:

Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Ни одним из методов не стоит ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Один из методов, используемых мною на своих уроках – это ведение  дневника психологического состояния ребёнка, в который  ученик самостоятельно записывает результаты самонаблюдения за своим настроением в начале и в конце урока. Этот метод я выбрала для контроля самочувствия, эмоционального состояния детей и желания заниматься, а также для понимания отношения ребёнка к предмету. В процессе такого наблюдения выявляются дети, которые не соблюдают режим дня, имеют вредные привычки, имеют неприятные ощущения после нагрузки. Зная эти моменты, можно построить урок так, чтобы дети получали удовольствие, а не отрицательные эмоции.  В процессе обучения необходимо сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и поэтому я включаю в свои уроки краткие беседы о правильном питании, о пользе занятий физической культурой, о режиме дня, о гигиене.  Во время урока, вместо игр на внимание, включаю игру «Чья команда больше знает?». Вопросы на тему «Здоровый образ жизни». Соревновательный метод тоже несёт положительный момент – дети получают положительные эмоции и проявляют старание и упорство на уроках. Выполнение ОРУ под музыкальное сопровождение – поднимает настроение.

В процессе всех уроков прививаю гигиенические навыки ребенка. Основными видами нетрадиционных уроков являются уроки здоровья. На уроках здоровья детей делю на группы, в группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки.  Использую  физические упражнения,  которые направлены не только на физическое развитие детей,  но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Например, ходьба по лестнице для стоп,  шишкам,  канату  укрепляет и развивает мышцы стопы  и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Регулярно применяю специальные комплексы формирующие изящность, грациозность, пластичность. Обязательно включаю в каждый урок упражнения на релаксацию.   Включаю в уроки  сюжетные игры и игровые задания. Удачно комбинирую  игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или  иной метод, учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.

 С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Убеждена, что методы убеждения и поощрения оказывают на  детей особое воздействие.

Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного тела и составлять комплексы упражнений. Ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения  закрепляют результаты достигнутые в процессе занятий. Это вызывает   интерес к занятиям, к активности  и желание работать над собой самостоятельно.

 

Методы исследования функциональных резервов детей и подростков.

Исследование функциональных резервов детей, которые воспитываются и обучаются в организованных коллективах, необходимо при проведении периодических медицинских осмотров: от 5 до 7 лет – 1 раз в 6 месяцев, от 7 до 18 лет – 1 раз в год.

Функциональные резервы детей и подростков представляют совокупность характеристик физиологических функций, определяющих уровень активности функциональных систем организма, особенности жизнедеятельности и состояние работоспособности. Если функциональные резервы рассматривать преимущественно с позиций взаимосвязи с работоспособностью, то их можно определить как совокупность характеристик тех функций и качеств организма, которые несут наибольшую нагрузку в обеспечении жизнедеятельности человека.

Кардио-респираторная система рассматривается как система ответственная за адаптацию организма к большому числу разнообразных факторов окружающей среды, и поэтому служит индикатором адаптационных реакций целостного организма. Представление о функциональных резервах не может быть создано на основании изучения одного или нескольких показателей, а требует интегральной оценки.

1. Требования к проведению исследований функциональных резервов организма детей и подростков.

1.1. Проведения функциональных проб предусматривает соблюдение единых требований с учётом возраста, пола состояния здоровья:

1.2. Проведения функциональных проб осуществляют медицинские работники, при необходимости – преподаватели физической культуры после предварительной инструкции;

  • используют единые условия проведения функциональных проб: исследование проводят в тёплом помещении, в первую половину дня, при естественном освещении, форма одежды спортивная;
  • применяют стандартный выверенный инструментарий;
  • нагрузка по своему содержанию должна быть привычна, естественна, физиологична;
  • нагрузка стандартизирована в количественном и качественном отношениях для каждого ребёнка, измеряема и достаточно выражена, чтобы выявить пограничные состояния, не выявляемые в условиях физиологического покоя;
  • одновременное применение различных функциональных тестов (динамических и статических) позволяет выявить диапазон функциональных отклонений в различных системах;
  • перед началом комплексного исследования ФР необходимо оценить гемодинамические показатели для определения допуска к проведению функциональных проб. Измерение ЧСС, систолического и диастолического артериального давления проводят после 10 минутного отдыха;
  • информация заносится в индивидуальную карту;
  • для оценки показателей функциональных резервов необходимо определить календарный возраст обследуемого.

 

 Методики проведения функциональных проб.

Проба Мартине-Кушелевского (МК) - у обследуемого перед началом пробы определяют исходный уровень АД и ЧСС в положении сидя. Для этого накладывают манжету тонометра на левое плечо и через 1-1,5 мин (время, необходимые для исчезновения тактильного рефлекса, который возникает при наложении манжеты) измеряют АД и ЧСС. Частоту пульса подсчитывают за десятисекундные интервалы времени до тех пор, пока не будут получены три одинаковых цифры (например, 12-12-12 или 12-11-12-10-12). Результаты исходных данных записывают во врачебно-контрольную карту (ф. 061/в). Затем, не снимая манжеты, исследуемому предлагают выполнить 20 приседаний за 30 с (во время приседания руки должны быть вытянуты вперед, а при выпрямлении опускаются вниз). После нагрузки исследуемый садится. На 1-ой минуте восстановительного периода у него в течение первых 10 с регистрируют частоту пульса. На протяжении следующих 40 с первой минуты измеряют АД. В последние 10 с первой минуты и на протяжении второй и третьей минуты восстанавливаемого периода по десятисекундными интервалам времени опять подсчитывают частоту пульса до тех пор, пока он не вернется к исходному показателю, причем данная величина должна повториться 3 раза подряд.  Рекомендуется подсчитывать частоту пульса не менее 2,5-3 минут, поскольку существует возможность возникновения «отрицательной фазы пульса» (то есть уменьшение его величины ниже от исходного уровня на 2-4 удара), что может быть результатом избыточного повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы или следствием вегетативной дисфункции. Если пульс не вернулся к исходному уровню на протяжении 3-х минут (то есть за период, который считается достаточным) восстановительный процесс следует считать неудовлетворительным и подсчитывать пульс в дальше обычно нет смысла. После истечения 3 мин еще раз измеряют АД. Однако для сопоставления (изучения) в динамике изменений характера реакции на дозированную нагрузку и в том числе продолжительности периода восстановления необходимо определять фактическое время периода восстановления.

Степ-тест - этот метод был разработан в 1942 г. в лаборатории утомления Гарвардского университета. С помощью гарвардского степ-теста количественно оцениваются восстановительные процессы после дозированной мышечной работы. От ранее известных функциональных проб степ-тест отличается как характером выполняемой испытуемым нагрузки, так и формой учета результатов тестирования. Методика проведения теста. Физическая нагрузка задается в виде восхождений на ступеньку. Высота ступеньки и время выполнения теста зависят от пола, возраста и физического развития испытуемого. Испытуемому предлагается на протяжении 5 мин совершать восхождение на ступеньку с частотой 30 раз в 1 мин. Каждое восхождение и спуск складываются из четырех двигательных компонентов: 1 испытуемый встает на ступеньку одной ногой; 2  испытуемый встает на ступеньку двумя ногами, принимая строго вертикальное положение; 3  испытуемый ставит назад на пол ногу, с которой начал восхождение; 4  испытуемый опускает на пол другую ногу.

При подъеме и спуске руки выполняют обычные для ходьбы движения. Во время выполнения теста можно несколько раз сменить ногу, с которой начинается подъем. Для строгого дозирования частоты восхождений па ступеньку и спуска с нее используется метроном, частоту которого устанавливают равной 120 уд/мин. В этом случае каждое движение будет соответствовать одному удару метронома. Перед проведением гарвардского степ-теста необходимо вначале продемонстрировать испытуемому тест, а затем дать ему возможность опробовать его. Если испытуемый не в состоянии совершать восхождение на ступеньку в течение 5 мин, то фиксируется то время, в течение которого выполнялась мышечная работа. Для этого при проведении пробы необходимо иметь секундомер. Тест может быть прекращен, если испытуемый в результате утомления начинает отставать от заданного ритма восхождений в течение 20 с. Ошибки, которые обычно допускаются при выполнении гарвардского степ-теста: несоблюдение правильного ритма; неполное выпрямление коленных составов на ступеньке; неполное выпрямление тела на ступеньке; постановка нога на пол на носок. О возможных ошибках при выполнении этого упражнения обследуемый должен быть заранее информирован. В гарвардском степ-тесте сделана попытка строго дозировать физическую нагрузку. Вместе с тем эта дозировка является в определенной степени условной, так как мощность выполнения физической нагрузки нельзя определить точно. Определенным достоинством гарвардского степ-теста является то, что, хотя время его выполнения фиксировано, но если испытуемый прекращает работу раньше указанного времени, то его работоспособность, несмотря на это, можно оценить. Таким образом, уменьшается влияние субъективного отношения испытуемого к процедуре тестирования. После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхает сидя. Начиная со 2-й минуты у него 3 раза по 30-секундным отрезкам времени подсчитывается ЧСС: с 60-й до 90-й, со 120-й до 150-й и со 180-й до 210-й секунды восстановительного периода. Значения этих трех подсчетов суммируются и умножаются на 2 (перевод из уд/ЗОс в уд/мин). Результаты тестирования выражаются в условных единицах в виде индекса гарвардского степ-теста (ИГСТ), величина которого рассчитывается из уравнения: ИГСТ = T(100/(f2 +f3+f4) • 2, где T — фактическое время выполнения физической нагрузки в секундах; f2, f3, f4 — сумма ЧСС за первые 30 с каждой (начиная со 2-й) минуты восстановительного периода. Величина 100 необходима для выражения ИГСТ в целых числах, а цифра 2 —для перевода суммы ЧСС за 30-секундные промежутки времени в число сердцебиений за минуту. При определении ИГСТ не учитывается ЧСС за 1-ю минуту восстановительного периода. Это имеет свои положительную и отрицательную стороны. Положительная сторона заключается в том, что в раннем восстановительном периоде ЧСС зависит от большого числа факторов, некоторые из которых не связаны с мышечной работой (например, переход из вертикального положения во время восхождения на ступеньку в положение сидя). Отрицательная сторона заключается в том, что при этом не учитывается в достаточной степени индивидуальная реактивность сердечно — сосудистой системы человека в 1-ю минуту восстановления. Оценка результатов тестирования. Величина ИГСТ характеризует скорость восстановительных процессов после напряженной физической нагрузки и оценивается по шкале. Чем быстрее восстанавливается ЧСС после степ-теста, тем меньше величина f2+f3+f4 и, следовательно, выше ИГСТ. При проведении массовых обследований, когда необходимо экономить время, для расчета ИГСТ можно использовать другую формулу, в которую вводится значение ЧСС, подсчитанное за время первой половины 2-й минуты восстановительного периода (f2): ИГСТ = Т*100/ f2* 5,5. Гарвардский степ-тест — довольно существенная нагрузочная проба. По средним данным, ЧСС на 5-й минуте восхождения на ступеньку достигает 175 уд/мин. При этом полное восстановление ЧСС наступает не ранее чем через 20 мин восстановительного периода. Потребление кислорода во время проведения теста в среднем составляет 3,5 л, легочная вентиляция достигает 75 л/мин. Все это указывает на то, что использовать гарвардский степ-тест можно только для лиц, имеющих достаточную физическую подготовку. Применять этот тест для нетренированных людей нецелесообразно. Помимо рассмотренной методики существуют степ-тесты, в которых учитываются (для стандартизации) анатомические особенности испытуемого: длина голени, масса тела, темп восхождений и другие параметры. Это позволяет точнее подобрать нагрузку для испытуемого до уровня ее субмаксимальных величин. Основным недостатком гарвардского степ-теста является низкая точность при дозировании нагрузки и преимущественно качественный анализ показателей, зарегистрированных до и после окончания физической нагрузки — в восстановительном периоде. Все это приводит к тому, что при повторном обследовании или при сопоставлении полученных результатов наблюдаются значительные погрешности в количественной оценке.

 

Высота ступеньки и длительность нагрузки у детей разного возраста и пола.

возраст

До 8 лет

8-12 лет

12-18 лет

Более 18 лет

пол

м

д

м

д

м

д

м

д

Высота ступеньки (см)

35

35

35

35

40

40

50

43

Продолжительность подъёма (мин)

2

2

3

3

4

4

5

5

 

Ортостатическая проба - это изменение положения тела в пространстве для исследования функционального состояния организма.

При ортостатической пробе переход из горизонтального положения в вертикальное выполняется испытуемым активно путем вставания. Реакция на вставание изучается на основании регистрации ЧСС и АД. Эти показатели многократно изменяются в горизонтальном положении тела, а затем в течение 10 мин в вертикальном положении. Оценка ортостатической пробы оценивается на основании реальной ЧСС в вертикальном положении тела. Если на протяжении 10 мин исследования ЧСС не превышает 89 уд/мин, реакция считается нормальной; ЧСС, равная 90–95 уд/мин указывает на снижение ортостатической устойчивости; если ЧСС превышает 95 уд/мин, то устойчивость низкая.

В контрольной работе № 1 исследования показали, что АД у 100% учащихся соответствует норме (при данном росте, возрасте). Показатели ортостатической пробы у 32% всех учащихся в норме и у 62% - выше нормы. В данном случае эти показатели говорят о хорошем функциональном состоянии сердечнососудистой системы учеников и ее механизмов регуляции, что имеет большое значение для активной профилактики сердечнососудистых заболеваний. Несмотря на большую учебную нагрузку  обучающиеся  не успели  ухудшить свое здоровье. Нужно сделать все, чтобы этого не случилось в дальнейшем. В этом поможет агитация здорового образа жизни и умеренная ежедневная физическая нагрузка за счет самостоятельных занятий.

Проба Штанге (Ш) и Генча - проба Штанге (задержка дыхания на вдохе).  После 5-ти минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-55 секунд, для тренированных - на 60-90 с и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд. Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе).  Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем является способность задержать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30 с., для тренированных на 40-60 с и больше.

В контрольной работе № 1  проба Генча и Штанге дала нормальные результаты, девочки - гимнастки и девочки, которые не занимаются определённым видом спорта, все они посещают школьный бассейн, в зимний период занимаются лыжной подготовкой на уроках физической культуры, что даёт положительный результат для ЦНС, сердечно-сосудистой системы.

Что касается ЧСС в покое, после нагрузки и после восстановления, то здесь после нагрузки и восстановления лучше результаты у девочек – гимнасток, они быстрее восстанавливаются.

 

Двигательные тесты.

Тест 1. Бег на 30 м с высокого старта  В забеге принимают участие не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут л/линии финиша по своей дорожке. Время определяется с точностью до 0,1 с.

Тест 2. Прыжки в длину с места. На площадке проводят линию и перпендикулярно к ней протягивают сантиметровую ленту. Учащийся встает около Линии, не касаясь ее ногами, затем, отведя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись ногами, сделав резкий мах руками вперед, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется от линии до пятки ближе стоящей ноги. Даются три попытки, лучший результат идет в зачет. Упражнение требует правильной подготовки для выработки координации движений руками и ногами.

Тест 3. Челночный бег 3 х 10 м. В забеге принимают участие один или два человека. По команде «На старт!» участники выходят к линии старта. По команде «Внимание!» наклоняются вперед. По команде «Марш!» бегут. Обегают флажок, бегут к следующему флажку и обегают его, далее финишируют. Время фиксируется с точностью 0,1 с.

Тест 4. Подтягивание. Юноши из виса хватом сверху на высокой перекладине по команде «Упражнение начинай!» производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается.

Девушки — подъем туловища за 30 с. Упражнение выполняется на гимнастическом мате, ковре. Исходное положение — лежа на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90°, руки скрестить на груди, коснуться лопаток. Партнер прижимает ступни ног к полу. По команде «Марш!» энергично согнуться до касания локтями бедер; обратным движением вернуться в и. п. Засчитывается количество сгибаний за 30 с.

Тест 5. Наклоны вперед из положения сидя на полу. На полу мелом наносится линии А и Б, а от ее середины — перпендикулярная линия, которую размечают через 1 см. Ученик садится так, чтобы пятки оказались на линиях А и Б. Расстояние между пятками 20—30 см, ступни вертикальны. Партнер (или двое) фиксируют колени тестируемого. Выполняются три разминочных наклона и затем четвертый, зачетный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

Тест 6. Шестиминутный бег. Бег можно выполнять как в спортивном зале (по размеченной дорожке), так и по кругу стадиона. В забеге участвуют 6—8 человек, столько же учащихся по заданию учителя занимаются подсчетом кругов и определением общей длины дистанции. По истечении 6 минут бегуны останавливаются, их результаты определяются в метрах.

В контрольной работе № 1 было проведено данное тестирование.

Физическая подготовленность выше у девочек – гимнасток. Постоянные тренировки, общая физическая подготовка  дают лучший результат. Но девочек, не занимающиеся спортом, на фоне спортсменок выглядят не совсем плохо, некоторые нормативы выполняют на среднем уровне.

В целом, все обучающиеся имеют хорошее и среднее физическое развитие, а в некоторых случаях и высокие показатели физической и функциональной подготовленности. Наилучшие показатели практически по всем параметрам  у девочек – гимнасток.

 

Для того  чтобы проверить динамику физического развития в данной контрольной работе я провела анализ результатов тестирования в начале и в конце учебного года на базе 2 «А»  класса.

 

Диагностика проводилась в три этапа:

1 этап – констатирующий.

Цель: изучить начальный уровень развития познавательных интересов младших школьников на уроках физкультуры; определить уровень физической подготовленности (на основе раздела программы «Лёгкая атлетика»).

Содержание констатирующей диагностики: определение уровня теоретических знаний по физкультуре и спорту посредством проведения анкеты и определения уровня физических качеств  (скоростные качества – бег 30 м, скоростно-силовые – метание на дальность и прыжки в длину с места).

Содержание анкеты:

1. Среди учебных предметов, которые я перечислю, поставите ли вы физкультуру на первое место?

(русский, чтение, труд, рисование, физкультура)

2. Нравится ли вам работать самостоятельно на уроках физкультуры?

3. Часто ли вы поднимаете руку на уроке, чтобы ответить на теоретические   вопросы на уроке физкультуры?

4. Нравится ли вам выполнять трудные упражнения?

5. Умеете ли вы сами придумывать упражнения, игры по физкультуре?

6. Нравятся ли вам интересные задания, игры на уроке физкультуры?

7. Нравится ли вам выполнять  домашние задания по физкультуре?

8. Домашние задания по физкультуре вы обычно выполняете самостоятельно?

9. Выполняете ли вы спортивные задания дома, кроме тех, что задают в школе?

10. Посещаете или посещали ли вы школьные спортивные секции?

За каждый ответ «да» ставлю 5 баллов, за ответ «нет» - 0 баллов. Результаты анкеты констатирующей диагностики помещаю в таблице (см. примечания)

Выводы об уровне развития познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры:

  • высокий уровень - 40-50 баллов
  • средний уровень - 30-35 баллов
  • низкий уровень - 25-0 баллов

Из 26 человек:

  • высокий уровень  - 8 человек  - 30,77 %
  • средний уровень - 13 человек -  50 %
  • низкий уровень  -  5 человек - 19,23 %

 В результате анализа анкеты,  выявляю  недостаточное развитие познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры.

Тестирование учащихся на начало учебного года по бегу на дистанцию 30м, прыжкам в длину с места и метание на дальность (см. примечания):

  • средний показатель по бегу на 30 м – 6,1 сек
  • средний показатель по метанию на дальность – 18 м
  • средний показатель по прыжкам в длину с места – 141 см

 2 этап – формирующий (уроки).

Цель: развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости и формирование интереса к уроку физической культуры.

Содержание формирующего этапа:  использовала  упражнения, игры, которые развивают физические качества, соревновательные моменты, беседы на тему здорового образа жизни, занятия на свежем воздухе.

 

Распределение учебного времени на различные виды программного материала:

№п/п

 

                Вид программного материала

 

Количество часов (уроков)

 

Класс

 

1

2

3

4

1.

Базовая часть

99

102

102

70

1.1

Основы знаний.

В процессе урока

1.2

Подвижные игры

18

18

18

12

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

18

18

18

12

1.4

Легкоатлетические упражнения

21

21

21

14

1.5

Лыжная подготовка

18

21

21

14

1.6

Плавание

18

18

18

12

2.

Вариативная часть

6

6

6

6

         

Программный материал по лёгкой атлетике для второго класса.

Основная направленность

 

На освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей.

Обычная на носках на пятках в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, средним, длинным шагом.

Сочетание различных видов ходьбы: с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением двух-трёх препятствий по разметкам.

На освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей.

Обычный бег с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним, длинным шагом; в чередовании с ходьбой до 150 м; с преодолением препятствий; по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3Х5 и 3Х10 м; эстафеты с бегом на скорость.

На совершенствование навыков бега и развитие выносливости

Равномерный медленный бег до 4 минут. Кросс до 1 км.

На совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей.

Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5 - 15 м).  Бег с ускорением от 10 до 20 м. Соревнования (до 60 м)

На освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей.

На одной или двух ногах на месте, с поворотом на 180 градусов, по разметкам; в длину с места; в длину с разбега, с зоны отталкивания 60-70 см; с высоты до 40 см; в высоту с 4-5 шагов с разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов; через длинную вращающуюся и короткую скакалку многоразовые (до 8 прыжков)

На закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей.

Прыжки через стволы деревьев, земляные возвышения и т.п., в парах. Преодоление естественных препятсвий.

                                 

Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направление метания на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2Х2 м) с расстояния 4-5 м; на дальность отскока от пола и от стены.

Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя грудью в направлении метания; снизу вперёд-вверх из того же и.п. на дальность.

На знания о физической культуре.

Понятия:  короткая дистанции, бег на скорость,  бег на выносливость;  названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту.

                                                                                                                                   

Равномерный бег 6 минут, прыжки со скакалкой, броски лёгких предметов на дальность и цель, прыжки на одной или двух ногах, прыжки через небольшие естественные препятствия (вертикальные и горизонтальные),  разучить комплекс упражнений на снятие усталости.

                     

3 этап – контрольная диагностика.

Цель: проверить сформированность  познавательных  интересов  учащихся на уроке  физкультутры.

Содержание контрольной диагностики: определение уровня развития познавательных интересов учащихся посредством проведения анкеты и определения уровня физического развития  посредством проведения тестирования учащихся (см. приложение)

Выводы об уровне развития познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры:

Всего -26 человек:

  • высокий уровень - 22   человека – 84,6%
  • средний уровень – 4 человека – 15,4 %
  • низкий уровень – 0 человек – 0 %

Анализ анкеты  показал, что в результате проведения формирующей диагностики уровень развития познавательных интересов учащихся значительно повысился.

Тестирование учащихся на конец  учебного года по бегу на дистанцию 30м, прыжкам в длину с места и метание на дальность (см. примечания):

  • средний показатель по бегу на 30 м – 5,9 сек
  • средний показатель по метанию на дальность – 20 м
  • средний показатель по прыжкам в длину с места – 145 см

 

Показатели уровня физической подготовленности выросли:

В процессе наблюдения за учащимися 2-а  класса на уроках физкультуры я пришла к выводу, что именно постоянные занятия физическими упражнениями, небольшие соревнования  и игры активизируют деятельность учащихся на уроке; в процессе игры и ОРУ у детей вырабатывается физические навыки и качества, развивается организм и появляется стремление к знаниям и желанию систематически заниматься спортом.

Увлекшись,  дети не замечали, что учатся, познают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний и представлений, развиваются физически. Даже самые пассивные дети активно включались в  игры и занимательные задания с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Во время проведения игр и занимательных упражнений, соревнований дети были внимательны,  сосредоточены и дисциплинированы.

Включение игр и дополнительных теоретических заданий в уроки физкультуры, сделало процесс обучения более интересным, создало у детей бодрое рабочее настроение, способствовало преодолению трудностей. Уровень физического развития и состояние здоровья оказывают огромное влияние на развитие умственной работоспособности школьника.

Занятия на свежем воздухе поднимают настроение детей их работоспособность, в школе понижается уровень заболеваемости.

Я считаю, что применяя здоровьесберегающие технологии в своей деятельности, мы  даём шанс  ребёнку сохранить свое здоровье и научиться правильно  использовать свое свободное время в период обучения.

Рассмотрев, здровьесбережение я пришла к выводу, что эти технологии можно использовать как средство сохраняющее здоровье школьников, повышение их  работоспособности. На уроках физической культуры в большей мере можно реализовать эти технологии и принести огромную пользу детскому здоровью.

Используемая литература:

  1. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье, Санкт-Петербург, 2000
  2. Ермакова М.В.,  Менделян  Е.В.  Организация здоровьесберегающего пространства в современной школе, Владивосток, 2005.
  3. Равич Р. Копилка семейного здоровья, Москва, 1998.
  4. Сидоркина Е.А. Развиваемся и здоровеем каждый день. Иркутск, 2003.
  5. Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников, Москва, 2004.
  6. Б.Х. Ханга  Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся, Москва, 2008.
  7. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков, методические указания, Нижний Новгород ,2009.
Кожехова Ирина Владимировна05.09.2016 2920 Здоровьесберегающие технологии
Всего комментариев: 0
avatar