РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая технология "Проблемное обучение"

Педагогическая технология "Проблемное обучение"

Автор: Курская Алефтина Сергеевна

В педагогической науке в 60-х годах ХХ века в США зародилось новое направление – педагогическая технология. Почему в США? Потому что там были развиты компьютерные технологии.

Технология, по С.И. Ожегову, - это совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, и, также, научное описание способов производства (Ожегов, 1975).

Перефразируем: педагогическая технология – совокупность учебных процессов в педагогике, и, также, научное описание способов обучения.

Смысл любой технологии – качественное изменение воздействия на процесс, или участника процесса с определением цели и получения конкретного результата.

Интеллектуальное развитие личности предполагает развивающее обучение. Обучаемый становится субъектом познавательной деятельности через формирование механизмов мышления, а не за счет эксплуатации памяти. Приоритетным становится дедуктивный метод, делается акцент на самостоятельность.

Американский педагог и психолог Дж. Дьюи (1859-1952) разработал теорию «обучения опытом делания». В ее основе лежит идея самостоятельного добывания ребенком опыта и знаний благодаря своей изначальной познавательной активности и любознательности. А роль педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку в этом.

Концепция проблемного обучения тесно связана с именем Дьюи, который декларировал важность проблемных и игровых методов, разработал основы исследовательского метода через обучение путем воспроизводства реальных событий из мира науки и техники. Вальсдорфская школа опирается на идеи своего основателя Р. Штайнера (1861-1925) с принципом обучения «не вширь, а вглубь» и развитием самостоятельного научного мышления также предполагает проблемный характер обучения.

В России многие ученые и практики разрабатывали и разрабатывают концепции проблемного обучения, например, М.И. Махмутов, А.В. Хуторской, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский и др.

Проблемное обучение базируется не на усвоении, а на развитии знаний при их самостоятельном достижении обучающимися.

Как педагог может создать проблемную ситуацию на уроке?

  1. Побудить учащихся на основе уже имеющихся знаний к анализу и обобщению новой информации. Учащийся убеждается, что не имеет достаточных знаний для этого.
  2. Организовать межпредметную связь, расширив диапазон возможных проблемных ситуаций.
  3. Ознакомить учащегося с фактами, приведшими к постановке проблем.
  4. Инициировать учащегося к сравнению фактов, из-за которых возникают проблемные ситуации.
  5. Побудить учащихся анализировать явления жизни, противоречащие научному объяснению.
  6. Использовать те ситуации, которые возникают на практике.
  7. Инициировать объяснение теоретически возможного явления и внешнего несоответствия с ними.

Результатами использования являются:

  1. Повышение мотивации, без которой невозможна эффективная деятельность. Главная мотивация в том, что «знания – сила», а не знания – силой.
  2. Больше возможности самореализации.
  3. Через постановку и решение проблем поддерживаются интерес и активность учащегося, происходит более качественное усвоение УУД, получение прочных результатов. В итоге развивается творческая активность и инициатива учащегося, что особенно важно для УУД: слушать и слышать, излагать мнение, отстаивать точку зрения, вести и поддерживать дискуссию, идти на компромисс, отыскивать несколько вариантов решения проблемы.
  4. Создается дружелюбный климат на уроке, устанавливаются хорошие отношения между учеником и учителем и, наконец, повышается % успеваемости.
Курская Алефтина Сергеевна22.10.2016 1310 Здоровьесберегающие технологии
Всего комментариев: 0
avatar