РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Как я проводил "Праздник первоклассника" (Посвящение в первоклассники).

Фатеев Сергей Валентинович.
МУДО «Детско-юношеский центр Фрунзенского района города Саратова»
Детское творческое объединение «Детский музыкальный театр «Маленькие ангелы».
Педагог дополнительного образования.

Посвящение в первоклассники

Эта статья – один из вариантов проведения мероприятия для первоклассников «Праздник первоклассника» («Посвящение в первоклассники).

Основа мероприятия – конкурсно-игровые  моменты, придающие празднику активный характер. Мероприятие проверено временем, учтены недостатки, отработаны детали.

Ключевые слова: праздник, первоклассник, посвящение, профессор, Магус.

Более двадцати пяти лет я работаю ведущим различных школьных праздников. Среди них праздник «Посвящение в первоклассники», который имеет давнюю историю. Обычно праздник  проходит так: пятнадцать минут выступают первоклассники, читают стихи, исполняют музыкальные произведения, выступают родители, произносит приветственно слово директор школы. Затем, на сцену выходит профессор Магус и начинается неофициальная часть мероприятия.

Пятнадцать минут – оптимальный вариант. Некоторые учителя пытаются уделить выступлению учащихся как  можно больше времени, охватывая большой объём материала, но получается «сыро», много ошибок, ляпов, несостыковок. Поэтому, здесь как нельзя кстати работает принцип: лучше меньше, да лучше. Для маленьких детей публичное выступление – большая эмоциональная нагрузка, чуть ли не стресс. Поэтому, если после выступления детей проводится игровая программа, которую организуют аниматоры, то праздник получается полноценным.

Мой персонаж – профессор Магус. Для создания образа я пошил профессорскую мантию чёрного цвета, академическую шапочку, заказал в одном из театров белую бороду и белый парик. И, конечно, очки с обычными стёклами.

Мои праздники активные и состоят из игр и конкурсов. Актуальна и коротенькая дискотечка с программой, соответственной возрасту детей.

Мои принципы.

  • В играх и конкурсах должны участвовать все учащиеся класса, лучше всего не по одному разу, никто не должен остаться без внимания.
  • Дети очень не любят проигрывать, поэтому я организовал всё так, чтобы они были в выигрыше и довольны своим результатом.

В свою программу я включил пять конкурсов: «чтение», «письмо», «математика», музыка, физкультура. Все эти названия нужно озвучить в самом начале мероприятия, обозначить конкурсы. Дети должны знать, что их ожидает.

 

ЧТЕНИЕ. Я начинаю конкурсную программу  в этого вида деятельности и предлагаю пять вопросов по этому предмету.

Что же мы будем читать? Я называю это «замысловатые словечки», а попросту – ребусы.

Я изготовил шесть ребусов. На полутораметровые узкие планшеты белого цвета (покрашенные в белый цвет) я наклеил картинки, обозначающие различные предметы. Чтобы прочитать ребус, нужно сложить первые буквы названия каждого предмета. Всего шесть слов и каждое слово должно состоять из пяти букв. Это делается для того, чтобы у детей были одинаковые условия для выполнения задания. Слова такие: петух (домашняя птица), я наклеил такие картинки, как пила, ель, телевизор, улитка и хвост; белка (шустрая лесная зверушка), я наклеил такие картинки, как ботинок, ель, лист клёна, кепка, автомобиль; пчела (полезное насекомое), я наклеил такие картинки, как пила, чашка, ель, лист клёна, автомобиль; лодка (водное транспортное средство), я наклеил такие картинки, как лист клёна, очки, дом, кепка, автомобиль; пилот (героическая профессия), я наклеил такие картинки, как пила, игла швейная, лист клёна, очки, телевизор; шляпа (головной убор), я наклеил такие картинки, как шар, лист клёна, яблоко, пила, автомобиль.

Никому не сложнее, никому не легче.

Вопросов пять, а ребусов шесть. Почему?

Один ребус предназначен для того, чтобы поучиться читать ребусы. Обычно, я использую слово петух.

ПРОФЕССОР МАГУС. Дорогие ребята, чтобы прочесть это замысловатое словечко, нужно сложить первые  буквы названия каждого предмета. Можете отвечать хором, с места. Какой первый предмет изображён на планшете?

ДЕТИ. Пила!

ПРОФЕССОР МАГУС. Какая первая буква в этом слове?

ДЕТИ. П!

ПРОФЕССОР МАГУС. Запомните эту букву. У нас с вами есть буква П. Какое второе слово?

ДЕТИ. Ёлка!

ПРОФЕССОР МАГУС. Нет не ёлка! Правильно дерево называется ель. Какая первая буква в этом слове?

ДЕТИ. Е!

ПРОФЕССОР МАГУС. Запомните эту букву, как и первую. Теперь у нас две  буквы: П и Е. Следующее слово?

ДЕТИ: Телевизор!

ПРОФЕССОР МАГУС. Буква?

ДЕТИ. Т!

Некоторые дети пытаются почти сразу назвать слово. Нужно дойти до конца. Не все могут сделать это. Поэтому не надо обращать внимание на выкрики с места.

Итак, мы разобрали механизм прочтения ребусов. Теперь, можно приступать к конкурсу. Мы приглашаем команды, состоящие из четырёх человек. По-очереди. Дети соображают по-разному, а нам нужно, чтобы задание было выполнено как можно быстрее, потому что на его выполнение даётся одна минута. Для контроля за выполнением задания нам понадобится секундомер (часики с функцией секундомера). Хотя бы один из участников, но справится с заданием быстрее всех, чтобы уложиться в одну минуту. Нужно поднять руку, и я нажму на кнопку секундомера.

ПРОФЕССОР МАГУС. По моей команде нужно повернуться ко мне и начать выполнять задание.

Дети поворачиваются к планшету, я использую указку. Спрашиваю: какое слово? Дети называют. Для чего я это делаю? Дети могут назвать предмет неправильно. Вместо «шар» сказать «мяч», вместо «автомобиль» - «машина», вместо «ботинок» - «сапог». А это совсем другие буквы. Нужно, по ходу дела, поправлять их. Если дети затрудняются, нужно помочь им, пройти по буквам ещё раз, но добиться результата. Если дети не укладываются во время, нужно «придержать» секундомер, но обязательно сказать, что дети уложились в одну минуту и задание выполнено. А значит, они выиграли.

 

ПИСЬМО. Три задания для команд, состоящих из пяти человек.

Для конкурса нам понадобятся большие красочные буквы. Они могут быть выпилены из ДВП, фанеры, или нарисованы на плотной бумаге. Буквы должны составлять слова на школьную тему. Например, школа, класс, ученик. Слово ученик, правда, состоит из шести букв, но другого варианта я не нашёл. Буквы все разрознены, «перепутаны», дети должны взять их не по порядку. Задача: поменяться местами и встать так, чтобы сложилось соответствующее слово. На это задание отводится, также, одна минута. Дети должны догадаться, какое слово на школьную тему составляют буквы из отдельного комплекта. Обычно, я намекаю: слово на школьную тему, здесь есть буква Ш, слово начинается с буквы Ш и так далее. Следующие два варианта сложатся быстрее, потому что знание уже получено. Если дети теряют время, то опять же надо «попридержать» секундомер. Фраза «59 секунд» звучит лучше, чем «дети, время вышло и вы проиграли».

 

МАТЕМАТИКА. Для этого понадобятся большие красочные цифры от 1 до 9 и знаки +, -, =. Их можно нарисовать на белом планшете (наклеить), листе бумаге, вырезать из ДСП или фанеры.

Сначала, нужно поучиться выполнять задание. Я, обычно, выбираю детей, до которых не сразу дойдёт очередь. Причём, поясняю, что эти дети не участвуют в конкурсе, а помогают изучить его.  Потом, они снова выйдут на сцену в своё время.

В самом начале праздника можно задать вопросы детям: сколько будет один плюс один, два плюс два, три плюс три. Если дети умеют складывать числа, то они справятся с заданием.

ПРОФЕССОР МАГУС. Сначала, мы приглашаем на сцену команду (всего три) из пяти человек. Затем, вручаем участникам цифры и знаки. Эти цифры и знаки составляют несложной математический пример на сложение или вычитание. Цифры и знаки перепутаны и находятся не на своих местах. Нужно понять, что за пример составляют эти цифры и знаки, выстроиться так, чтобы  сидящие в зале смогли прочесть его. Напомню, что мы читаем слева направо.

Несколько советов.

  1. Нужно вычислить пример, встав кружком, и советуясь друг с другом. Все должны знать, что за пример здесь присутствует. Сначала работаем головой, и только потом работаем ногами.
  2. Среди вас найдётся лидер, который сделает нужные вычисления быстрее всех. Слушайте его.
  3. Не теряйте время. Одна минута пролетит быстро.

Примеры могут быть такие:

3 + 4 = 7

8 - 2 = 6

4 + 5 = 9

Надо вручить детям соответствующие цифры и знаки.

 

МУЗЫКА. Если мы прошли два круга, дети поиграли по два раза, и круг замкнулся,  то нам повезло: весь класс может принять участие в музыкальном испытании.  Если же кто-то остался, то пригласите на сцену оставшихся.

Задание: спеть песню вместе с профессором Магусом. Он поёт одну строчку песни, дети повторяют её за профессором. Затем вторую, третью и так далее. Не везде могут быть повторения, поэтому надо быть внимательными. Профессор делает взмах рукой и дети повторяют строчку из песен.

Можно использовать песню из фильма «Семь стариков и одна девушка» (Землю обмотали тоненькие нити). Только фонограмма должна иметь темп в два раза медленнее, и записана в стиле диско. В общем, подойдёт любая песня, строчки из которой можно повторять.

Условия: вступить вовремя, правильно спеть мелодию и не перепутать слова. Короче, начали.

Как бы дети не спели, нужно сказать: вступали вовремя, мелодию спели правильно, слова не перепутали. Испытание прошло благополучно.

 

ФИЗКУЛЬТУРА. «Чемпионат» по игре в баскетбол.

Это название я придумал двадцать один год назад. Восемь лет назад я прочёл его в одной зарубежной методичке.

В этом конкурсе должны принять участие все учащиеся класса. Дети любят подвижные спортивные игры, значит надо дать им возможность поиграть.

Для конкурса понадобится: декоративно расцвеченное пластиковое ведёрко, шесть одинаковых мячиков небольшого размера, пластиковых или резиновых.  Пластиковые мячи крупнее, чем резиновые, это лучше.

На сцене обозначается стартовая линия, её можно изготовить с помощью малярной ленты. Приклеить её кусочек к полу. После праздника её надо убрать.

На расстоянии полутора метров, на видном месте, ставится ведёрко (или корзина, или другой сосуд). Дети должны взять по одному мячу в руки и выстроиться за стартовой линией в колонну по одному. Шесть мячей – шесть участников. На выполнение задания отводится одна минута. За это время нужно все шесть мячей забросить в ведёрко. Дети начинают бросать мячи в ведёрко и не все попадают сразу. Если мяч попал в ведёрко, можно протии в зал и сесть на стул. Если мяч пролетел мимо, нужно догнать его, взять в руки, вернуться на стартовую линию и бросать до тех пор, пока все шесть мячей не будут собраны.

Этот конкурс сложен тем, что некоторые дети (очень редко) никак не могут попасть мячом в ведёрко. Бегают и бегают за мячом, но результата нет. В этом случае, нужно незаметно приблизить ведёрко к стартовой линии, пока внимание присутствующих приковано к игроку, и «держать» секундомер до победного конца. Все должны победить.

Подводим итоги. Все испытания пройдены, все условия выполнены, дети стали героями. После произнесения клятвы первоклассника, учащиеся станут настоящими первоклассниками.

 

КЛЯТВА ПЕРВОКЛАССНИКА.

  1. Я, юный первоклассник школы №… торжественно клянусь
  2. Изловчиться, исхитрится, но попытаться учиться только на четыре и пять. (Конечно, это нереально по попытаться стоит)
  3. Клянусь быть хорошим товарищем для всех своих одноклассников, со всеми дружить, и никого не обижать. (Это очень важно в наше время ненужных ссор и мелочных обид).
  4. Клянусь любить своих преподавателей и помогать им всегда и во всём. (Надо)     
  5. Клянусь не огорчать своих родителей двойками и плохим поведением. (Тоже важно)
  6. Клянусь дружить с книгой, и прочитать все сказки на свете. (Ну, хотя бы, часть)
  7. Клянусь дружить с физкультурой и спортом и вести здоровый образ жизни. (Главное, заронить зерно)

Ура! Мы – настоящие первоклассники!

 

В конце праздника я пою детям песню Юрия Верижникова «Первоклассник – это здорово звучит». Отличная песня, большое спасибо Юрию Верижникову.

Вот такой праздник.

Для саратовцев я могу провести праздник лично. Как говорится, от автора.

Вконтакте: Сергей-валентинович Фатеев.

Фатеев Сергей Валентинович09.09.2016 5960 Текстовые сценарии мероприятий
Всего комментариев: 0
avatar