РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Информационные средства обучения в самостоятельной работе учащихся по cольфеджио

Информационные средства обучения в самостоятельной работе учащихся по cольфеджио

ΧΧI век – эпоха тотальной информатизации. За относительно короткое время компьютерные технологии стали одним из важнейших факторов общественного развития, а их включение в образовательный процесс создало благоприятную почву для повышения качества обучения. Интерес к активным методам обучения с применением информационных средств обусловлен новыми задачами, которые заключаются в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда, научить работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.

Новые информационные средства находят все большее применение в преподавании различных дисциплин, в том числе в сфере музыкального образования. На сегодняшний день имеется большое количество музыкальных обучающих программ, предназначенных для глубокого и прочного усвоения музыкально-теоретического и музыкально-исторического материала. Обучающие программы обеспечивают каждому учащемуся собственную траекторию самообразования, дают возможность осваивать учебный материал той сложности и в том темпе, которые устанавливает он сам. Учащиеся могут регулировать процесс восприятия информации: вернуться назад для повторения материала, либо перейти к дальнейшему его прохождению, что способствует гибкости и естественности музыкально-образовательного процесса, создает психологически комфортную среду обучения.

Введение компьютерных технологий способно оказать существенную помощь в решении многих проблем, возникающих в процессе освоения сольфеджио. Одна из главных связана с тем, что самостоятельные (домашние) занятия учащихся по некоторым разделам курса сольфеджио невозможны или малоэффективны. Выполнимыми оказываются те виды самостоятельных заданий, которые не требуют посторонней помощи. Это упражнения по интонированию интервалов, аккордов, ладов и т.п., пение примеров из сборников сольфеджио, письменные упражнения. Развитие же навыков слухового анализа осуществлять оказывается крайне затруднительно.

В традиционной системе обучения тренировка музыкального слуха учащегося возможна только при непосредственном участии преподавателя, которым и осуществляется контроль и корректировка правильности определения на слух музыкальных элементов. В условиях традиционной методики развитию навыков слухового анализа уделяется до 30-35 минут на каждом уроке. При этом педагог выполняет функции репетитора. Передача этой функции компьютерным информационным средствам существенно сокращает затраченное время, увеличивает поток анализируемой информации. Внедрение разнотембрового материала повышает активность внутреннего слуха, развивает тембровое слышание.

В курсе сольфеджио возможно применение таких программных средств, как компьютерные учебники (уроки), программы-тренажеры (репетиторы), контролирующие (тестовые и пр.) и учебно-игровые средства.

Все образовательные программы можно классифицировать на обучающие и учебные. Первая группа - обучающие программы - включает в себя программы, которые позволяют использовать компьютер как средство обучающей деятельности, так как они берут на себя выполнение части функций педагога. Вторую группу составляют учебные программы, позволяющие использовать компьютер как средство учебной деятельности, так как они берут на себя выполнение части вспомогательных функций ученика.
Обучающие программы делятся на презентативные, тренажерные и тестовые, учебные программы - на справочные и креативные. Презентативные программы предназначены для изложения учебного материала и эффективны для разъяснения музыкально-теоретических понятий: лады, интервалы, аккорды и т.д. Презентативные программы различаются на инструктивные, гипертекстовые, сюжетные, моделирующие и демонстрационные виды.

В тренажерных программах происходит вовлечение изучаемого материала в практическую деятельность. Они используются для тренировки слуховых навыков, а также для закрепления теоретических знаний. Тренажерные программы делятся на следующие типы:
- линейные, основанные на постоянном повторении программного блока без изменения темпа и характера деятельности ученика;
- прогрессирующие, подразумевающие постепенное усложнение деятельности;
- игровые, облекающие учебную задачу в игровую ситуацию, в результате чего закрепление навыков приобретает непроизвольный характер.

Тестовые программы осуществляют контроль качества усвоения знаний и навыков. Они разветвляются на адаптивные (предназначенные для проведения полной проверки без участия педагога), блиц-опрос, контрольные, музыкальный диктант, викторину. Справочные программы можно разделить на постатейные, гипертекстовые и реферативные. К креативным программам относятся нотные и музыкальные редакторы.

Рассмотрим программы, которые наиболее эффективны в самостоятельной работе учащихся по сольфеджио.

Примером слухового тренажера может служить мультифункциональный пакет интерактивных компьютерных программ «Ирмус» (2008), разработанный преподавателями Ростовской консерватории А.В. и В.Ф. Красноскуловыми. С помощью «Ирмуса» можно интенсивно развивать различные виды музыкального слуха и памяти. Предусмотрены различные уровни сложности – от начальных классов до выпускных классов ДМШ.

Проект состоит из 4 программ.

  • Первая - «Музыкальный синтаксис. 1 часть» ставит цель научить быстрому и точному слуховому распознаванию отдельных синтаксических единиц: интервалов, главных трезвучий и септаккордов с обращениями (вне лада и в ладу). Работа с программой проходит в трех режимах: обучение (выбранные элементы прослушиваются и отображаются на виртуальной клавиатуре), тренинг (элементы определяются на слух) и тест (на слух определяется последовательность элементов).
  • Второй раздел проекта - «Музыкальная мозаика» - представляет собой музыкальный диктант в форме игры – складывания музыкальной «мозаики» из отдельных фрагментов. Упражнение спрограммировано как карточный пасьянс. Контроль ведется в виде появляющихся на экране слов «отлично», «неверно». Неправильно собранные такты перечеркиваются красной чертой, после чего их можно собрать повторно. Программа предоставляет возможность прослушать эталон и свой вариант «сборки» в конце.
  • Третий раздел проекта - «Музыкальный синтаксис. 2 часть» - воспитывает способности быстрого и точного слухового распознавания гармонических последовательностей – как инструктивных, так и взятых из музыкальной литературы в инструментальном, хоровом или оркестровом звучании.
  • Дополнением к основным программа проекта служит четвертый раздел «Звуковая дорожка».

Развитие навыков гармонизации может происходить при помощи музыкальной программы «Band-in-a-Box» (2007) - это программа для создания элементарных компьютерных аранжировок, развития навыков гармонизации. «Band-in-a-Box» можно использовать на сольфеджио только со старшеклассниками, т.к. здесь необходимы навыки работы с компьютером. Создание элементарных компьютерных аранжировок, гармонизаций развивает музыкально-творческие способности учащихся и повышает интерес к предмету.

Вокально-интонационная работа по курсу сольфеджио осуществляется с помощью программы «ClaireThePersonalMusicCoach». Программа предусматривает возможность определения вокального диапазона, анализа точности интонирования, выбор оптимального построения режима занятий и т.д.

Особенно удобно использовать для самостоятельных домашних занятий разработки с голосовыми файлами – устными объяснениями, - но в сочетании с медийными иллюстрациями: музыкой, изображением, анимацией и интерактивными фрагментами.

Качественный образец такого пособия – программа «Музыкальный класс», осуществляющая поэтапное и методически выстроенное обучение. В ней есть уроки с объяснением музыкально-теоретического материала (блок «Теория музыки»); игры «Музыкальный диктант» и «Музыкальные кубики», креативные блоки «Киберсинтезатор» и «Караоке». В конце каждой темы приводятся упражнения, проверяющие качество усвоения материала.

Следующая программа – «Earope Advanced Ear Training 1.65» (2009) предназначена для тренировки слуха.

Это одна из лучших программ, с помощью которой возможно развитие ладового, мелодического, гармонического слуха, чувства ритма.

Программа состоит из 7 модулей.

Первый модуль представляет интервалы в гармоническом и мелодическом изложениях, с фиксированным или изменяемым основным звуком. Учащийся может сам задавать количество интервалов, которые будут проигрываться, выбирая ответ из предлагаемых вариантов. Аналогичным образом второй и третий модули, посвященные соответственно ладам и аккордам (от трезвучий до альтерированных аккордов). Четвертый модуль предполагает освоение обращений на слух. Пятый модуль – «Аккордовые последовательности» - дает возможность выбора последовательностей от двух до четырех аккордов, с настройкой в тональности перед заданием. В шестом модуле – «Мелодии» - выбирается длина, тональность (лад), максимальный интервал и ключ. В последнем разделе – «Ритм» - освещаются разные длительности, ритмические рисунки, паузы, точки, лиги, триоли, размеры от 2/2 до 7/8. При правильном ответе загорается зеленый свет и ответ появляется в виде нот на нотном стане. При неправильном ответе загорается красный свет.

Для тренировки музыкального слуха, укрепления теоретических знаний, развития навыков интонирования и записи диктантов так же подойдет программа «EarMaster Pro 6», выпущенная в 2013 году. В «EarMaster» имеются два наставника – стандартный и джазовый, которые ведут учащихся, постепенно увеличивая уровень сложности. Стандартный наставник располагает 440 уроками, джазовый - 211. В программе предусмотрена аудиовизуальная обратная связь: звуки одновременно расшифровываются на виртуальном нотном стане и клавиатуре.

Подводя итог, следует признать, что применение информационных средств в самостоятельной работе учащихся по курсу сольфеджио способно качественно изменить учебную деятельность и сделать ее более привлекательной для учащихся.

Процесс усвоения материала облегчается и ускоряется вследствие следующих факторов:

  • появления возможности индивидуализировать процесс обучения;
  • более наглядного восприятия и легкого усвоения музыкально-теоретического материала;
  • обострения слухового внимания;
  • оптимизации всех видов слухового анализа;
  • преодоления зависимости от темперированного фортепиано, негативно сказывающейся на развитии слуха.

Литература:

  1. Дадиомов, А.Е. Технические средства обучения на занятиях по сольфеджио в музыкальной школе: методическая работа / А.Е. Дадиомов. - М.: Московский гос. институт им. А.Г.Шнитке, 2005 // URL:http://www.scriabin.eu/component/content/article/38-methodological-work/110-technical-means-of-training-on-employment-for-at-a-music-school.html
  2. Дядченко, М.С. Инновационные технологии в музыкальном обучении: тестирование слуховых навыков: дис. …канд. иск./ М.С. Дядченко. – Ростов: Ростовская гос. консерватория, 2006. – 220 с.
  3. Заболотская, И.В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании: дис. … канд. пед.наук/ И.В. Заболотская. – СПб., 2000. - 196 с.
  4. Тараева, Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике: В 3 кн./ Г.Р. Тараева. – М.: Классика ХХI века, 2007.
Рахматуллина Эльвира Ринатовна13.10.2015 9680 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar