РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности

Особенности воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств.

На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентируют выступления и публикации ведущих специалистов в этой области педагогики: Шалва А. А.,.В. А. Караковский, А. М. Кондаков, Л. И. Новикова, Н. Л. Селифанова, Александр Ярославович Данилюк, В. В. Зеньковский и др.

В современное время актуальной проблемой общества является духовно-нравственное развитие и воспитание. Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в образовательных учреждениях стояла перед педагогами всегда. Материальные ценности стали доминирующими над нравственными. Поэтому у современных детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, великодушии.

Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня говорится о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием детей. Одним из приоритетных направлений является духовно-нравственное развитие и воспитание детей. Задача учителя донести до сознания своих обучающихся, что они являются носителями русской народной культуры, хранителями православных традиций.

Работа по духовно-нравственному воспитанию строится на основе приобщения, как взрослых, так и детей к первоначальным понятиям о необходимости следовать лучшим традициям, своего народа. Нравственное совершенствование осуществляется через нравственное воспитание, включающее в себя нравственное образование, направленное как на рост общественного сознания в целом, так и на нравственный рост отдельной личности. Под нравственным развитием и воспитанием, в первую очередь, понимается принятие общественных норм морали отдельно взятым субъектом и формирование индивидуальной нравственности. Этот процесс длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены по времени.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится что, воспитание – составная часть образовательного процесса, а целью образовательного процесса является – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Современная российская школа должна быть важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. В российской школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок, который обучается на ступени начального общего образования наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом перед общеобразовательной школой поставлена задача подготовки высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Каждый должен принимать судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укрепленный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В.А. Сухомлинский считал, что «…незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей, которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Нравственное воспитание школьников одна из важных задач нашего общества. Именно в младшем школьном возрасте оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому. В школьные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Вместе с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития и воспитания младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не сформированы достаточно полноценно, вырабатывать собственные нравственные убеждения. Усваивая то или иное моральное требование, младший школьник все ещё полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников.

ФГОС НОО ставит воспитательную цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный «портрет» выпускника начальной школы: любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского поведения. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя. Для решения общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта и СМИ. В пространстве духовно-нравственного развития и воспитания оно приобретает полноту своей реализации.

Педагогическая поддержка таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Внеурочная деятельность обучающихся – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий экскурсий, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и так далее.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий и т.д. Развитие и воспитание в образовательном учреждении должно проходить только совместно: взрослые и дети; дети друг с другом. И воспитание не должно быть направлено на какой-то один вид образовательной деятельности. Воспитание должно охватывать как учебную, так и внеучебную деятельность. Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления самосознания гражданина России.

Список источников:

  1. Бондаревская Е. В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике. — М., 2012.
  2. Власова С.В. Духовно-нравственная культура младшего школьника: анализ состояния: методические рекомендации для педагогов \ С.В.Власова- Самара: изд. СГПУ, - 2009
  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Издание 5-е. Просвещение, 2001.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России(2009г). - М.: Просвещение, 2010.
Дьякова Наталья Александровна27.11.2015 11170 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar