РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Рассылка портала

Рассылка для учителей

Сайт педагога как инновационный метод сетевого взаимодействия для профессионального развития педагога

Сайт педагога как инновационный метод сетевого взаимодействия для профессионального развития педагога

Автор: Гладких Лидия Сергеевна

Мы живем в информационном пространстве. Настоящая реальность такова, что информационное пространство оказывает значительное влияние на процесс обучения. О многом ученики узнают из информационного пространства гораздо раньше, чем им об этом сообщит учитель. При этом зачастую ученики воспринимают информацию искаженно, неполно, на обыденном уровне, поэтому их представления о том объекте, который будет изучаться на уроках, могут быть мифологизированными, неточными, а зачастую, и неправильными. Игнорировать влияние информационного пространства на процесс обучения становится не правомерным. Но, чтобы использовать его возможности, необходимо, прежде всего, разобраться: что представляют собой информационное пространство и информационная среда, в каком соотношении они находятся, и в чем специфика информационно - образовательного пространства и информационно - образовательной среды.

Новый государственный образовательный стандарт задаёт новую планку развития нашего образования. В нём по-новому сформулированы цели образования, по-новому раскрывается содержание образования, даётся новое целеполагание для учащихся и для учителей. В современных условиях реализация стандарта второго поколения невозможна без новых средств обучения, нужны новые технологии обучения, и всё это определяет новые требования к подготовке учителя.
Новые технологии предъявляют совершенно новые требования к образованию. Они формируют новые условия, при которых образование развивается.

Как же достичь всех этих поставленных задач?

Ответ на этот вопрос даётся в ФГОС, где записано: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».

Одним из важнейших направлений концепции модернизации российского образования является подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда. В стремительно развивающемся обществе требования к школьному учителю постоянно возрастают. Чтобы быть востребованным, современный педагог должен постоянно самосовершенствоваться, обладать высокой квалификацией и необходимой информационной культурой для того, чтобы применять информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения, то есть быть ИКТ - компетентным. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами как умение читать и писать, а новые квалификационные характеристики должностей работников образования требуют от учителя владения наравне с профессиональными и правовыми компетентностями, владение и информационными и коммуникативными компетентностями. Условий и возможностей для профессионального роста педагога сейчас много, но учитывая всё возрастающую занятость педагога, всё большую значимость приобретает сетевое взаимодействие (дистанционные курсы повышения квалификации, семинары, педагогические мастерские, конкурсы и фестивали педагогического мастерства, конференции, сетевые сообщества) и каждый может выбрать для себя наиболее приемлемые. Особенно это актуально для педагогов сельских школ. Повышать свою профессиональную компетентность можно, во-первых, без отрыва от работы и, а во-вторых, в удобное время.

Формы сетевого взаимодействия разнообразны.

Хотелось бы остановиться на одной из таких форм: персональный сайт учителя. На вопрос «Нужен ли современному учителю персональный сайт?» большинство педагогов нашей школы ответили утвердительно.

А зачем учителю персональный сайт?

У каждого своя причина:

  • во-первых, персональный сайт – это презентация собственных достижений и достижений учеников,
  • во-вторых, это площадка для публикации и обобщения собственного опыта работы,
  • в- третьих, умело организованный сайт - это возможность общения.

И немаловажный вопрос должен задать себе учитель, решивший создать сайт, а для кого этот сайт предназначен. Во-первых, для учеников. Назначение такого сайта – помочь ученикам через его странички получить дополнительные материалы при подготовке к урокам, контрольным работам, конкурсам. На сайте размещаются интересные дополнительные материалы по предмету, ссылки на цифровые и электронные образовательные ресурсы, видеоматериалы, презентации, тесты для проверки знаний. Во-вторых, для родителей, интересующихся информацией об успеваемости ребёнка, а также возможностью общения с учителем через функции сайта (гостевую книгу, чат, обратную связь).

Это особенно важно для работающих родителей, так как выбрать время для посещения учителя для таких родителей проблематично. В-третьих, для коллег, которые могут обменяться мнениями по интересующих их вопросам через функции сайта (опросы, форумы), найти для себя методические разработки и дидактические материалы, разработки с использованием ЦОР и ЭОР и другие полезные материалы. Сегодня интернет предоставляет учителю большое количество ресурсов и инструментов для создания своего сайта и использования его в образовательном процессе.

Я работаю 12 год по программе «Школа – 2100»

Образовательная система «Школа2100» это:

  1. Самостоятельное открытие детьми нового знания.
  2. Формирование единой картины мира.
  3. Разноуровневое обучение.
  4. Возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом.
  5. Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности.
  6. Современные учебники, по которым интересно и приятно заниматься , продуманная система работы по ним.

Совместная деятельность учителя и детей организована через методический аппарат учебников и подробные методические рекомендации для педагога.

Учебно-методический комплекс Образовательной системы «Школа 2100» реализует деятельностный подход и основывается на совокупности нескольких технологий:

  • проблемно-диалогической;
  • формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);
  • оценивания учебных успехов;
  • проектной технологии.

Все учебники сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющими педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с обозначенным принципом.

Сейчас очень важным компонентом информационно-образовательных средств по предметам являются сайты Интернет-поддержки отдельных УМК. Они позволяют ученику и учителю находить на этом сайте поддержки всю необходимую информацию, общаться с коллегами, с другими учениками и демонстрировать свои достижения. Такой сайт имеется у образовательной системы «Школа 2100». Я часто пользуюсь этим сайтом. Но свой сайт я создала в «Учительском портале», где выкладываю свои разработки, презентации уроков и внеклассных мероприятий. Со следующего года наша школа переходит на УМК «Школа России». Сейчас у меня 4 класс.

В нашей школе с апреля 2016 года будут созданы учительские сайты, интегрированные в сайт школы.

Хотелось бы отметить некоторые преимущества учительских сайтов, интегрированных в сайт школы:

  • в силу разных обстоятельств активность педагога на своем сайте может быть разная, но и при отсутствии обновлений его рейтинг будет стабильным, за счет рейтинга школы;
  • скорость перехода с сайта школы на сайт учителя выше, чем при переходе на ресурс другого сервера;
  • обслуживание сайта учителя ведется совместно с администратором школьного сайта;
  • активность учителя на своем сайте ведет к повышению информативности и соответственно рейтинга сайта школы;
  • размещение учителем ссылок своих материалов на других образовательных сайтах или сетевых сообществах ведет к повышению индекса цитирования сайта школы, а соответственно и его рейтинга в поисковых системах.

Таким образом, интеграция сайта учителя в школьный сайт является взаимовыгодной. Она ведет к повышению ИКТ активности педагогов, возрастанию продуктивности учебного процесса за счет опоры на потенциал информационно-образовательной среды.

Учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Образование в условиях избытка информации, направленность обучения на формирование способности самостоятельного «добывания» знаний требуют существенного пополнения и изменения традиционного методического багажа. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга, как части единой образовательной среды, а информационная структура — обеспечивать их эффективное применение.

Можно сделать вывод о том, что развитая ИОС учителя, ученика и образовательного учреждения позволяет организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне и обеспечивает условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, согласно требования нового стандарта образования.

Освоение информационно-коммуникационных технологий подталкивает педагога к профессиональной реализации себя на просторах Интернета. Создать свою методическую копилку, вести электронное портфолио, осуществлять дистанционное обучение, найти единомышленников - эти и другие возможности учитель может реализовать с помощью персонального сайта или блога.

Считаю, что наличие персонального сайта у учителя – это показатель высокого уровня развития современного педагога.

В заключение хотелось бы сказать, что какую бы форму сетевого взаимодействия не выбрал педагог, она позволяет расширить возможности для повышения профессиональной компетентности учителя.

Гладких Лидия Сергеевна21.02.2016 8010 Использование ИКТ в образовании
Всего комментариев: 0
avatar
Презентации на 23 февраля