РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Сайт педагога как инновационный метод сетевого взаимодействия для профессионального развития педагога

Сайт педагога как инновационный метод сетевого взаимодействия для профессионального развития педагога

Автор: Гладких Лидия Сергеевна

Мы живем в информационном пространстве. Настоящая реальность такова, что информационное пространство оказывает значительное влияние на процесс обучения. О многом ученики узнают из информационного пространства гораздо раньше, чем им об этом сообщит учитель. При этом зачастую ученики воспринимают информацию искаженно, неполно, на обыденном уровне, поэтому их представления о том объекте, который будет изучаться на уроках, могут быть мифологизированными, неточными, а зачастую, и неправильными. Игнорировать влияние информационного пространства на процесс обучения становится не правомерным. Но, чтобы использовать его возможности, необходимо, прежде всего, разобраться: что представляют собой информационное пространство и информационная среда, в каком соотношении они находятся, и в чем специфика информационно - образовательного пространства и информационно - образовательной среды.

Новый государственный образовательный стандарт задаёт новую планку развития нашего образования. В нём по-новому сформулированы цели образования, по-новому раскрывается содержание образования, даётся новое целеполагание для учащихся и для учителей. В современных условиях реализация стандарта второго поколения невозможна без новых средств обучения, нужны новые технологии обучения, и всё это определяет новые требования к подготовке учителя.
Новые технологии предъявляют совершенно новые требования к образованию. Они формируют новые условия, при которых образование развивается.

Как же достичь всех этих поставленных задач?

Ответ на этот вопрос даётся в ФГОС, где записано: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».

Одним из важнейших направлений концепции модернизации российского образования является подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда. В стремительно развивающемся обществе требования к школьному учителю постоянно возрастают. Чтобы быть востребованным, современный педагог должен постоянно самосовершенствоваться, обладать высокой квалификацией и необходимой информационной культурой для того, чтобы применять информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения, то есть быть ИКТ - компетентным. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами как умение читать и писать, а новые квалификационные характеристики должностей работников образования требуют от учителя владения наравне с профессиональными и правовыми компетентностями, владение и информационными и коммуникативными компетентностями. Условий и возможностей для профессионального роста педагога сейчас много, но учитывая всё возрастающую занятость педагога, всё большую значимость приобретает сетевое взаимодействие (дистанционные курсы повышения квалификации, семинары, педагогические мастерские, конкурсы и фестивали педагогического мастерства, конференции, сетевые сообщества) и каждый может выбрать для себя наиболее приемлемые. Особенно это актуально для педагогов сельских школ. Повышать свою профессиональную компетентность можно, во-первых, без отрыва от работы и, а во-вторых, в удобное время.

Формы сетевого взаимодействия разнообразны.

Хотелось бы остановиться на одной из таких форм: персональный сайт учителя. На вопрос «Нужен ли современному учителю персональный сайт?» большинство педагогов нашей школы ответили утвердительно.

А зачем учителю персональный сайт?

У каждого своя причина:

  • во-первых, персональный сайт – это презентация собственных достижений и достижений учеников,
  • во-вторых, это площадка для публикации и обобщения собственного опыта работы,
  • в- третьих, умело организованный сайт - это возможность общения.

И немаловажный вопрос должен задать себе учитель, решивший создать сайт, а для кого этот сайт предназначен. Во-первых, для учеников. Назначение такого сайта – помочь ученикам через его странички получить дополнительные материалы при подготовке к урокам, контрольным работам, конкурсам. На сайте размещаются интересные дополнительные материалы по предмету, ссылки на цифровые и электронные образовательные ресурсы, видеоматериалы, презентации, тесты для проверки знаний. Во-вторых, для родителей, интересующихся информацией об успеваемости ребёнка, а также возможностью общения с учителем через функции сайта (гостевую книгу, чат, обратную связь).

Это особенно важно для работающих родителей, так как выбрать время для посещения учителя для таких родителей проблематично. В-третьих, для коллег, которые могут обменяться мнениями по интересующих их вопросам через функции сайта (опросы, форумы), найти для себя методические разработки и дидактические материалы, разработки с использованием ЦОР и ЭОР и другие полезные материалы. Сегодня интернет предоставляет учителю большое количество ресурсов и инструментов для создания своего сайта и использования его в образовательном процессе.

Я работаю 12 год по программе «Школа – 2100»

Образовательная система «Школа2100» это:

  1. Самостоятельное открытие детьми нового знания.
  2. Формирование единой картины мира.
  3. Разноуровневое обучение.
  4. Возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом.
  5. Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности.
  6. Современные учебники, по которым интересно и приятно заниматься , продуманная система работы по ним.

Совместная деятельность учителя и детей организована через методический аппарат учебников и подробные методические рекомендации для педагога.

Учебно-методический комплекс Образовательной системы «Школа 2100» реализует деятельностный подход и основывается на совокупности нескольких технологий:

  • проблемно-диалогической;
  • формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);
  • оценивания учебных успехов;
  • проектной технологии.

Все учебники сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющими педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с обозначенным принципом.

Сейчас очень важным компонентом информационно-образовательных средств по предметам являются сайты Интернет-поддержки отдельных УМК. Они позволяют ученику и учителю находить на этом сайте поддержки всю необходимую информацию, общаться с коллегами, с другими учениками и демонстрировать свои достижения. Такой сайт имеется у образовательной системы «Школа 2100». Я часто пользуюсь этим сайтом. Но свой сайт я создала в «Учительском портале», где выкладываю свои разработки, презентации уроков и внеклассных мероприятий. Со следующего года наша школа переходит на УМК «Школа России». Сейчас у меня 4 класс.

В нашей школе с апреля 2016 года будут созданы учительские сайты, интегрированные в сайт школы.

Хотелось бы отметить некоторые преимущества учительских сайтов, интегрированных в сайт школы:

  • в силу разных обстоятельств активность педагога на своем сайте может быть разная, но и при отсутствии обновлений его рейтинг будет стабильным, за счет рейтинга школы;
  • скорость перехода с сайта школы на сайт учителя выше, чем при переходе на ресурс другого сервера;
  • обслуживание сайта учителя ведется совместно с администратором школьного сайта;
  • активность учителя на своем сайте ведет к повышению информативности и соответственно рейтинга сайта школы;
  • размещение учителем ссылок своих материалов на других образовательных сайтах или сетевых сообществах ведет к повышению индекса цитирования сайта школы, а соответственно и его рейтинга в поисковых системах.

Таким образом, интеграция сайта учителя в школьный сайт является взаимовыгодной. Она ведет к повышению ИКТ активности педагогов, возрастанию продуктивности учебного процесса за счет опоры на потенциал информационно-образовательной среды.

Учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Образование в условиях избытка информации, направленность обучения на формирование способности самостоятельного «добывания» знаний требуют существенного пополнения и изменения традиционного методического багажа. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга, как части единой образовательной среды, а информационная структура — обеспечивать их эффективное применение.

Можно сделать вывод о том, что развитая ИОС учителя, ученика и образовательного учреждения позволяет организовать учебный процесс на современном техническом и методическом уровне и обеспечивает условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, согласно требования нового стандарта образования.

Освоение информационно-коммуникационных технологий подталкивает педагога к профессиональной реализации себя на просторах Интернета. Создать свою методическую копилку, вести электронное портфолио, осуществлять дистанционное обучение, найти единомышленников - эти и другие возможности учитель может реализовать с помощью персонального сайта или блога.

Считаю, что наличие персонального сайта у учителя – это показатель высокого уровня развития современного педагога.

В заключение хотелось бы сказать, что какую бы форму сетевого взаимодействия не выбрал педагог, она позволяет расширить возможности для повышения профессиональной компетентности учителя.

Гладких Лидия Сергеевна21.02.2016 6950 Использование ИКТ в образовании
Всего комментариев: 0
avatar