РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Минобрнауки просят ввести «ЕГЭ для учителей»

Источник: «Известия»

ЕГЭ

Общество защиты прав потребителей образовательных услуг просит Минобрнауки усложнить правила аттестации школьных учителей, которую те проходят раз в 5 лет. Формальную процедуру предполагается превратить в «ЕГЭ для учителей» с вопросами по профильному предмету. По словам экспертов, когда учителя добровольно проверяют свои знания, например, пишут «тотальный диктант», не все из них оказываются отличниками. 

В обращении (есть у «Известий»), которое было направлено председателем организации Виктором Паниным, говорится о «необходимости пересмотра процедур, порядка, форм и методов аттестации педагогических кадров». «К сожалению, уже давно аттестация и переаттестация педагогов в стране превратились в формальную процедуру, не позволяющую объективно оценить их профессиональные знания и умения, — сказано в обращении. — Следствием этого является явное несоответствие качества знаний выпускников российских школ по большинству предметов тому количеству часов, которое затрачивается на их изучение, и расходам бюджета».

Виктор Панин напоминает, что вице-премьер Ольга Голодец 4 сентября в ходе заседания Совета по русскому языку при правительстве РФ во Владивостоке «высказала аналогичную мысль». «Сейчас 44% всего школьного времени приходится на преподавание трех предметов — русского языка, литературы и математики. 1,5 тыс. часов отводится на изучение русского языка в школе. А язык всё равно не знают. Грош нам цена, если за 1,5 тыс. часов не смогли научить русскому языку!» — сказала Ольга Голодец. Тогда же она предложила ввести тесты на знание русского языка среди учителей и провести тестирование.

Виктор Панин предлагает ввести «ЕГЭ для учителей» не только по русскому языку, но и по другим предметам. По его словам, это «может стать тем инструментом, который поможет решить самую главную задачу, стоящую сегодня перед всеми нами, — повышение качества отечественного образования».

Информацию об оценках учителей предлагается размещать в открытом доступе. «Эти же сведения могут стать одним из критериев при составлении рейтингов образовательных организаций», — сказано в обращении. 

Как рассказал сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов, как таковых экзаменов для учителей сейчас нет.

— Есть подтверждение квалификации — раз в пять лет, — сказал он. — Есть три квалификационные категории. И если на нижней «ступеньке» при аттестации есть вопросы по предмету, то на двух других оценивается методика преподавания. Причем это делается не в очном режиме — рассматривается характеристика учителя, присланная с места работы.

Андрей Демидов отметил, что лично он готов «сдать ЕГЭ по незнакомому варианту, чтобы подтвердить свою компетенцию как преподавателя истории и обществознания». Однако как представитель профсоюза он не считает нужным поддерживать инициативу по проведению экзаменов для педагогов.

— У учителя есть возможность подготовиться к уроку, то есть теоретически ему необязательно держать всю информацию в памяти. Я не готов сказать, что надо всех проверить, — сказал он.

Первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов считает, что «ЕГЭ для учителей» не нужен и что качество образования нужно повышать другими способами.

— Во-первых, нужно повысить качество образования, которое получают сами учителя, — сказал депутат. — Корень зла в том, что на протяжении последних нескольких лет Министерство образования системно уничтожало педагогические вузы. Это серьезно ударило по качеству подготовки специалистов.

Как уточнил Владимир Бурматов, десятки вузов были реорганизованы и объединены друг с другом. Также, по его мнению, необходимо пересмотреть ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты) для школ.

— В новых ФГОСах для средних классов есть требование, чтобы обязательно преподавался второй иностранный язык, — сказал он. — Но многие школы просто не имеют возможности это сделать. Там и первый-то иностранный язык с трудом преподают. К тому же зачем нам второй иностранный язык, если у нас с родным такие проблемы?

По словам депутата, необходимо также пересмотреть подход к школьным учебникам. 

— У меня маленький сын. Он приносит мне учебник или рабочую тетрадь и говорит: «Пап, тут же ошибка». Качество учебников, которые есть в школах, из рук вон плохое. Даже в учебниках по русскому языку число орфографических ошибок огромное. То есть вслед за единым учебником по истории нужна единая линейка учебников по русскому, литературе, обществознанию и математике — основным дисциплинам. 

Директор фонда «Тотальный диктант» (ежегодная образовательная акция, добровольный бесплатный диктант для всех желающих) Ольга Ребковец рассказала, что учителя русского языка, принимающие участие в акции, не всегда оказываются отличниками.

— Возможно, это связано с тем, что правила русского языка в школьной программе даются не полностью, — сказала она. — В учебниках дана какая-то часть правила, а другая — не дана. И учителя русского языка, которые привыкли к школьной программе, упускают часть правил, которые актуальны для «Тотального диктанта».

Член Общественной палаты, и.о. председателя комиссии по развитию науки и образования Любовь Духанина отметила, что, оценивая качество образования в российских школах, нельзя забывать о том, что сейчас там учится много мигрантов.

— Для таких детей русский язык не является родным, им значительно сложнее учиться, — сказала она. — А когда приходят проверки, оценивается знание сразу всех детей. Поэтому так важно предлагать детям-мигрантам дополнительные программы по изучению русского языка и культуры, чтобы им легче было интегрироваться.

Будем рады, если Вы поделитесь ссылкой на этот материал с друзьями!

Новости образования 18.09.2015 4091 103.0 / 4


Фото: Сайт primechaniya.ru
Всего комментариев: 10
avatar
5
1

\\
avatar
3
2

Соответствует ли качество работы чиновников расходуемым на них средствам из бюджета?
avatar
2
3

Если чиновников-бюрократов не остановить, они всё загубят!!! Проверить их нужно, может быть тогда многие проблемы и решаться??? Умники!
avatar
0
4

Пока не поменять в корне методики преподавания предметов, ничего кардинально не изменится, поверьте. Традиционные методики- это бич образования, до того усложнили простые вещи. Существующие методики- это корень зла. Если докажем, что есть  принципиально новые методики, которые  делают математику, физику, химию, ... доступными в понимании  для всех, то соответственно должны быть в корне пересмотрены многие аспекты образования. К сведению стоит сказать, что по физике есть такая методика, по которой просто и легко можно преподнести знания; по математике по курсу "Алгебра" (7-11 кл.) почти разработана подобная методика. С намерением обнародовать эти методики обратился в минобр РФ и администрацию президента, там и там посоветовали обратиться в РАО или РАН, не указали конкретно в какой отдел, кому. Не знаю, что делать дальше .
avatar
0
5

Я думаю, что не только учителей нужно проверять, но и представителей других профессий. Почему всегда учи еля крайние? ЕГЭ нужно и можно организовать , но на это нужны средства. Зачем вести пустые разговоры сейчас об этом? Чтобы специалист был хорошим, нужно постоянно над собой работать, а на это способны единицы.
avatar
0
6

Сначала нужно провести ЕГЭ со всеми чиновниками МИНОБАЗОВАНИЯ. А ещё--дать им учебники, по которым учатся дети . Уверена, что НИ ОДИН чиновник не поймёт в них НИЧЕГО! Это надо же, ЧТО сотворили с образованием!!! В них напрочь отсутствует принцип доступности. К чему такое количество учебников?  Один хуже другого! И никому до этого нет дела.
avatar
0
7

Вообще-то, мы и так сдаём экзамены. Первым этапом аттестации является компьютерное тестирование - 50 вопросов. Из них 30 по преподаваемому предмету, остальные - по педагогике, психологии, гос. политике в области образования и новым стандартам. А зарплата учителя первой категории, с 34-летнм стажем, имеющего награду "Отличник народного просвещения" с 25% надбавкой за работу в сельской школе, с нагрузкой на треть больше ставки около 20 000 р.Мужчин в школах практически не осталось, при постоянно растущих ценах семью на такую зарплату не покормишь. А у молодых учителей зарплаты около 10 тысяч. Ну ужесточите условия аттестации - совсем в школу никто не пойдёт. Я провинцию имею ввиду, в Москве, говорят, зарплаты не сравнить с нашими.
avatar

Да порой и еще ниже зарплата при всех регалиях...но фраза-формальная процедура меня убила....кто пережил аттестацию за последние десять- пятнадцать лет не согласятся с такой формулировкой....
avatar
1
8

Боже-боже, кто же в деревеньку-то поедет??? Панин с Голодец!????
avatar
1
9

А как Вы,дорогие коллеги относитесь к тому, что нам сокращают заработную плату? Нашли на ком экономить.Пускай чиновники свои деньги сперва подсчитают.
avatar