РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация и обеспечение жизнедеятельности классного коллектива

Организация и обеспечение жизнедеятельности классного коллектива

Автор: Воронцова Ольга Владимировна

Эффективное воспитание невозможно вне системы определенных групповых отношений. Жизнь человека – это общественная жизнь, в которой он вступает в определенные многообразные отношения с другими людьми.

Наиболее благоприятные условия для всестороннего развития личности создаются в коллективе – объединении людей, сплоченных единой общественно значимой целью, общей деятельностью по ее достижению и заботой о благе и состоянии каждого своего члена.

Важнейшая задача учителя – целенаправленное формирование в ученическом коллективе таких отношений, такого морально-психологического климата, который был бы максимально благоприятен для развития лучших качеств каждого школьника, выявление его творческого потенциала. В атмосфере товарищества, взаимопомощи, взаимной требовательности расширяются возможности для разностороннего проявления, гармоничного развития личности.
Каков ребенок по отношению к своим сверстникам, какой он товарищ? Необходимо, чтобы отношения между детьми были школой гуманизма и коллективизма, принципиальности и честности.

С поступлением в 1 класс микромир ребенка необыкновенно расширяется: еще недавно он был только в семье, в детском саду, а теперь он стал членом большого школьного коллектива. У него появилось настоящее большое дело – учеба. У него появляются школьные друзья. Для тех ребят, которые не посещали детский сад, коллектив класса – первый коллектив сверстников. От того, как сложатся у него взаимоотношения в этом коллективе, многое зависит в его дальнейшей биографии как коллективиста, общественника.

Работа учителя по созданию дружного классного коллектива начинается с тщательного изучения каждого ученика: обратить внимание на личностные особенности учащихся (темперамент, общительность, наиболее яркие черты характера); выявить способности, интересы, любимые игры ребенка; учитывать состояние здоровья.
Начиная с 1 класса необходимо проводить диагностику классного коллектива: особенности межличностых отношений, психологический климат, отношение к школе, основные ценности и идеалы, общественная активность.

Так, для определения психологического климата в классе использую методику «Цветок настроения» (1 раз в неделю).

В волшебной школе игрушек создают цветок настроения в классе. Давайте мы «нарисуем» свой цветок. Дети выбирают лепесток любого цвета.

  • красный цвет – потребность добиваться успеха, активно действовать;
  • желтый цвет – потребность в перспективе на лучшее;
  • зеленый цвет – потребность в самоутверждении;
  • синий цвет – потребность в спокойствии.
  • Фиолетовый цвет отражает тревожность.
  • Коричневый, серый и черный цвета – отражение дискомфортного состояния.

Выбранный ребенком лепесток показывает его эмоциональное состояние, а собранный цветок – психологический климат класса.

Методика «К кому мы обратимся?»

Для определения статуса учащихся в классном коллективе можно использовать следующую несложную процедуру.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. С кем из одноклассников ты хочешь вместе готовить какой-либо классный час (внеклассное мероприятие)? Напиши три фамилии (или имени).
  2. В классе планируются спортивные мероприятия. Кого из класса ты возьмешь в свою команду? Напиши три фамилии.
  3. Если тебе потребуется помощь при выполнении уроков, кого из одноклассников ты попросишь объяснить тебе трудное задание? Напиши три фамилии.
  4. Ты хочешь, чтоб твой день рождения прошел интересно и весело, кого из одноклассников ты пригласишь? Напиши три фамилии.

Классный руководитель собирает листки с ответами, подсчитывает суммарное число «выборов» по каждому вопросу отдельно. Таким образом для каждого учащегося определяются три статуса:

  • в деловом общении;
  • в спортивной сфере;
  • в учебе;
  • в дружеских отношениях.

Проведенная недавно работа показала, что все мои ученики пользуются уважением у товарищей, нет таких, которых игнорируют.
Важной составляющей исследования детского коллектива является анкетирование, цель которого выяснить, насколько безопасно ребенок чувствует себя в школе или узнать микросреду учащегося или выявить уровень воспитанности учеников.

Анкета.

Продолжи фразу

1. Самый счастливый момент в моей жизни был, когда …

  • Пошел в школу,
  • друзья пригласили на День рождения,
  • купили собаку

2. Лучшее, что произошло со мной за последнее время

  • Получил оценку «5» за контрольную работу

3. Я похвалю себя за то, что …

  • Ухаживаю за котом,
  • хорошо учусь,
  • перевела бабушку через дорогу.

4. Человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете

  • Витей,
  • Стасом,
  • Леной,
  • родителями,
  • мамой

5. Я восхищаюсь им (или ей), потому что

  • Хорошо играет в футбол (о друге),
  • Умный и добрый (о товарище),
  • Смешная и помогает мне (о подруге),
  • Ласковые, заботливые, веселые (о родителях),
  • Красивая и добрая (о маме)

6. Больше всего меня беспокоит сейчас

  • Моя учеба, оценка за четверть

В первых классах школы идет формирование ребенка как труженика в постоянном нелегком учебном труде. Он формируется как товарищ – у него возникает чувство общности с остальными ребятами, стремление прийти им на помощь.

В нашей школе традицией стало устраивать праздник для первоклассников «Посвящение в школьники», на котором ребята путешествуют по стране Знаний. Для каждого класса выдается определенный маршрут по учебным кабинетам в школе, учителя средней школы знакомят ребят с такими науками, как химия, физика, биология, информатика (причем опыты для ребят демонстрируют сами старшеклассники). Конечная цель путешествия – станция «Спортивная», где первоклассники соревнуются между собой в быстроте, ловкости. Меткости. Заканчивается праздник в классе.

Классный руководитель знакомит своих учеников с заповедями школьника:

  • Иди в школу с хорошими помыслами, и она будет тебе в радость.
  • Чаще говори вежливые слова.
  • Уважай старших, помогай младшим.
  • Чаще делай добрые дела.
  • Не дразни, не ябедничай за спиной у товарища.
  • Не отнимай чужого.
  • Из-за отметки не плачь, будь гордым. Делай хорошо уроки.
  • Не дерись.

Этот праздник значим для детей: они гордятся тем, что стали школьниками, понимают, что рядом есть друзья, на которых можно равняться. Чувствуют единение с другими ребятами.

Нередко взрослые считают самыми невоспитанными в нравственном отношении ребят непослушных, доставляющих педагогу много хлопот и неудобств. Иногда это бывает следствием избытка бьющей через край энергии. Нет, не такие ребята должны вызывать тревогу, а те, которые стремятся уклониться от участия в общем деле, переложить на других работу потруднее.

Надо добиваться, чтобы в детском коллективе каждый ребенок был связан с остальными ребятами прочными нитями товарищества и взаимопомощи, общей ответственностью, общими интересами.

В арсенале коллектива моих учеников много общественно-ценных дел, в которых каждый ученик может раскрыть свои способности, творческие, организаторские задатки. Этими делами наполнена вся жизнь ребенка – и в школе, и вне ее: это работа в кружках (авиамоделирование, студия танцев, фольклорный ансамбль «Ивушка»), забота детей о лесе (экологические акции по сбору макулатуры), участие в благотворительных акциях («Посылка воину», «Протяни руку другу»), общественно-полезный труд (акция «Благоустроим наш школьный двор»), участие в конкурсе «Осенний букет», ежегодный выпуск стенгазеты к Дню рождения школы, забота детей о ветеранах 8-й Воздушной армии, музей которой есть в нашей школе (это ежегодное участие в общешкольном концерте для ветеранов ВОВ и изготовление для них поздравительных открыток).

Более подробно хочется рассказать о экологической акции по сбору макулатуры, которой в нашей школе уделяется особое внимание. Это акция по единению учащихся и родителей, родителей и учителей, жителей микрорайона. Никому не надо объяснять, что каждая собранная тонна макулатуры помогает сберечь лесные богатства. Ребята воодушевлены самим действом. Каждый проходит по подъезду. Рассказывает о пользе их участия в сборе бумаги, организовывает своих одноклассников, чтобы перевязать и принести пачки в день сбора. Школьный двор в такие дни похож на большой муравейник, где маленькие трудяги-муравьи стараются своим участием принести пользу окружающей среде. Ответственные за трудовые дела в классе взвешивают, записывают результат каждого в таблицу, а по окончании подводят на собрании итог участия класса в общешкольном мероприятии. В организации этого дела можно наблюдать первые шаги третьеклассников на пути к самоуправлению. Они сами распределяют кто, когда и куда идет, что и зачем говорит и работают не только с аудиторией сверстников, но и в социуме со взрослыми. Акция позволяет проявить организаторские, коммуникативные способности, привить трудолюбие и бережное отношение ко всему окружающему. Ребята самоутверждаются, объясняя взрослым важность порученного дела. По итогам сбора бумаги проводится подведение итогов в классе, подсчитывается количество килограммов, сданных каждой командой. Это находит отражение в классной таблице подведения итогов и в листке каждой команды, на которые разделен класс («Звезда», «Молния», «Мечта», «Роза», «Комета»).

Верным показателем того, что действительно создан коллектив, такой, каким он должен быть в нашем обществе, является отношение ребят друг к другу, притягательность коллектива для каждого школьника, его хорошее самочувствие в нем.

Воспитывать у детей доброжелательное отношение к товарищам мне помогает игра «Комплимент», которую провожу 1 раз в месяц.

- Сейчас мы с вами сыграем в простую игру. У меня в руках маленький плюшевый мишка (или другая игрушка). Я передаю его сидящему рядом со мной. При этом я называю этого ребенка по имени и говорю ему что-либо приятное (комплимент), например: «Кристина, ты хорошо рисуешь!», или «Лиза! Ты сегодня замечательно выглядишь», или «Саша, ты здорово играешь в футбол».

- Вот видите, как приятно, когда к вам обращаются по имени и говорят что-либо приятное. Нужно всегда так поступать в жизни.
Работа над минипроектом «Домик для друзей» направлена на то, чтобы побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей (доброты, взаимопонимания, чуткости), к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, развивать у детей творческие способности, способствовать развитию умения учащихся работать в микрогруппе.

I часть работы (1 урок).

1. Создание эмоционального настроя

- Расскажите о доме, в котором вы живете.

2. Организация работы.

- Постройте свой домик. Это будет домик для друзей. Предлагаю вам разделиться на группы (по три человека в каждой).

3. Постановка учебной задачи.

- Сейчас каждая группа будет работать над собственным проектом и построит свой, непохожий на другие, домик для друзей.
- Кто из вас знает, что такое проект? (Проект – это задуманный план, который вы хотите осуществить).

Работать предлагаю так:

  • Обсудите в группе, какой домик вы хотите построить (нарисовать).
  • Распределите, кто какую работу будет выполнять.
  • Определитесь, кто из вас представит свой проект и расскажет о проделанной работе.

4. Работа в группе (20-25 минут).

5. Презентация проектов.

Дети рассказывают о том, как строили (рисовали) домик, кто что делал, как работали.

6. Подведение итогов.

- понравилось ли вам работать вместе? Почему?

II часть работы (2 урока)

1. Создание эмоционального настроя

- Кого-то не хватает на ваших рисунках. Кто это может быть? Дети говорят о друзьях.

2. Организация работы.

- Предлагаю разделиться на группы и заселить домики.

3. Постановка учебной задачи.

Какие сказочные персонажи вам близки. Обсудите это в группе. Нарисуйте друзей героев и объясните, почему вы выбрали именно их.

4. Работа в группах.

5. Презентация проектов.

6. Итог.

Очень важно по-доброму относиться к своим товарищам, уметь дружить.

- Давайте подумаем, какие правила нужно соблюдать, чтобы у тебя всегда было много друзей.

Дети называют правила, происходит обсуждение.
Затем раздаю каждому ребенку памятку «Чтобы у тебя было много друзей» (см. приложение 1).
Зачитываю каждый пункт, даю детям возможность еще раз обсудить каждый пункт этой памятки.

Актуально в работе с детьми использование проблемно-ситуационного метода (постановка нравственных задач, задание для самостоятельного продолжения). Привожу примеры ситуаций, которые разыгрываю с детьми:

  • Дети смеются над ребенком, носящим одежду, которая ему мала. Говорят обидные слова. Придумайте, как ободрить этого человека.
  • Ребенка исключили из спортивной команды. Другие члены команды говорят ему «так тебе и надо, ты вечно проигрываешь, без тебя будет гораздо лучше». Как поддержать человека в этой ситуации?
  • Ученик получил двойку за ответ у доски. Другие дети смеются и дразнят его. Что нужно сделать, чтобы человек почувствовал себя лучше?

Эта работа проходит под рубрикой «Что посоветует мудрая сова?» В дальнейшем дети сами придумывают подобные сюжеты, направленные на воспитание умения понимать свои чувства и чувства окружающих; развитие умение сочувствовать товарищам в трудной ситуации; проявлять дружеские чувства.

Способствовать самоуважению детей, уважению к своим товарищам помогает методический прием «Дерево достижений», когда с детьми обсуждаются качества, достойные уважения (можно на примере литературных героев); затем ученики называют качества, которые им нравятся в самих себе; рисуют личные «Деревья достижений»; делают выводы о том, что человек, достигший цели, достоин уважения окружающих, а сам испытывает положительные чувства; намечают новые цели и обсуждают пути их достижения.

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и защищенность. В коллективе у школьника есть свое поручение, свои обязанности, за выполнение которых он несет ответственность перед товарищами. Здесь школьник учится дисциплинированности. Важно, чтобы поручения систематически менялись, чтобы каждый успел пройти школу как руководителя, так и исполнителя. Так, принимая участие в викторине «Хочу все знать», ребята самостоятельно распределились на группы, выбрали капитана команды, придумали свою эмблему, девиз, распределили поручения (один участник команды готовил вопросы по литературному чтению, другой – по окружающему миру, третий – по ИЗО, четвертый придумывал конкурсы). Данная работа сплачивала детей, развивала их творческий потенциал.
Коллектив развивается, если живет высокой духовной жизнью. Литература, искусство, кино, театр – союзники учителя в формировании нравственности школьников.

Восприимчивость детей младшего школьного возраста настолько велика, что происходящее на экране они воспринимают как часть собственной жизни. эпизоды, особенно взволновавшие их, остаются в памяти как явления из их собственного жизненного опыта. Вот почему так важно, чтобы частицей жизненного опыта ребенка становилось подлинно гуманистическое искусство. Отбор кинофильмов, спектаклей для просмотра с детьми младшего школьного возраста особенно важен.

Самое пристальное внимание надо уделять читательским интересам детей, руководить их чтением. Пусть главными для них станут книги, которые будят благородство.
В классе стала традиционной читательская конференция «Книги, прочитанные летом», на которой ребята рассказывают о том, какие из прочитанных произведений вызывают у них наиболее эмоциональный отклик, устраивается выставка читательских рисунков.

Повышение роли коллектива в гармоничном развитии школьников зависит от личности учителя, от его моральных качеств, а также от его умения строить отношения с детьми на основе принципа уважения и требовательности.

Организация жизни детского коллектива, озаренной яркой, духовно насыщенной дружбой, единомыслием, стремлением к большим возвышенным целям, наполненной большими, содержательными делами, - вот чему содействует каждый педагог, искренне жаждущий воспитать своих учеников гармоничными людьми.

Приложение 1.

Чтобы у тебя было много друзей.

  • Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.
  • Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.
  • Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.
  • Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!
  • Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
  • Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).
  • Умей хранить чужие секреты.
  • Доверяй другу, радуйся вместе с ним его успехам.

Приложение 2.

Секреты общения.

  • Называй другого человека по имени, и он будет обращаться к тебе так же.
  • Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.
  • Умей слушать и слышать другого человека, и ты узнаешь много нового.
  • Умей поставить себя на место другого человека, и ты сможешь понять его.
  • Будь вежливым, и у тебя будет много друзей.
  • Помогай людям, и люди будут помогать тебе.
  • Приноси радость людям, и ты будешь счастлив сам.
  • Умей видеть в другом человеке хорошее, и ты станешь лучше.
  • Защити слабого, и ты станешь сильнее.
  • Поступай с другими людьми так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
Воронцова Ольга Владимировна15.09.2015 9680 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar