РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Первый год работы в школе

Первый год работы в школе

Проблемы адаптации молодого специалиста в первый год работы в школе

Добрый день, мой доклад посвящен проблеме адаптации молодых специалистов к трудовой деятельности. Тема для меня является актуальной, поскольку я сама совсем недавно устроилась работать в школу после окончания университета, и столкнулась с некоторыми трудностями.

В этой ситуации следует рассматривать в качестве основного социальный аспект адаптации, поскольку работа учителя связана с непосредственным взаимодействием различных социальных групп и общностей. Адаптироваться – значит приспособиться к условиям социальной среды, узнать нормы поведения, интересы членов данной социальной группы. Также немаловажен и психологический аспект, поскольку меняется и психологическая среда обитания молодого специалиста.

С какими проблемами может столкнуться молодой специалист, устраиваясь на должность учителя:

  1. Проблема взаимодействия с коллективом;
  2. Проблемы взаимодействия с обучающимися различного возраста;
  3. Проблема взаимодействия с родителями обучающихся;
  4. Работа со школьной документацией.

Проблема взаимодействия с коллективом является первичной, поскольку от сложившегося социального климата будет зависеть успешность работы. Для того чтобы наладить отношения с коллегами нужно побольше узнать об их методиках, достижениях, педагогическом опыте. Это важно по нескольким причинам. Во – первых, человеку всегда приятно, когда его опыт ценят, во – вторых, это полезно для молодого специалиста, у которого опыта пока немного. Для наилучшего восприятия информации полезно и побывать на уроках у коллег.

Важно понимать, что коллектив должен быть дружным – единой командой, работающей для достижения главной цели – нести свет образования в массы, поэтому следует узнать друг друга лучше, чтобы в случае каких – либо проблем прийти на помощь. Команда – это система, в которой должно быть налажено взаимодействие всех элементов. Цель молодого специалиста – войти в эту систему, улучшив свойства механизма.

Для того, чтобы наладить взаимодействие с обучающимися, во – первых обязательно знание возрастных психологических особенностей. К каждому обучающемуся нужен индивидуальный подход, для того, чтобы работа на уроке была эффективной. Поэтому, приходя в школу необходимо понаблюдать за учениками, узнать об их увлечениях, особенностях характера и темпераменте. Также необходимо проанализировать социальную обстановку в классных коллективах, оценить позицию каждого обучающегося в коллективе, выявить неформальных лидеров. Исходя уже из полученных первичных знаний, следует строить работу на уроке.

Также необходимо оценить набор знаний по предмету уже имеющийся у обучающихся. Для этого нужно провести опрос, входные тестирования, которые сразу выявят детей, обладающих интеллектуальной одаренностью по вашему предмету. Исходя из остаточных знаний, и следует выстраивать новый материал по предмету.

Из второй проблемы адаптации молодого учителя вытекает и третья – взаимодействие с родителями обучающихся. Здесь важно уметь быть деликатным, поскольку в вопросах воспитания своего ребенка родитель является всегда более авторитетной личностью. Ни в коем случае нельзя учить родителя тому, как ему воспитывать ребенка. Можно лишь дать некоторые рекомендации, продемонстрировать результат воспитательной работы.

Еще один момент – это постоянный контроль. Родители всегда должны знать об успехах или неудачах своего ребенка, поэтому учитель всегда должен выходить на связь. Процесс воспитательной работы довольно многогранен, здесь должны эффективно взаимодействовать два института – школа и семья, следовательно, абстрагироваться от проблем ребенка, от его семьи – для учителя не выход.

Также возникает проблема грамотной обработки школьной документации: ведение журналов, составление рабочих программ и календарно – тематического планирования, составление отчетности. В высших учебных заведениях с таким материалом не знакомят, в том числе и на практике, поэтому перед приходом в школу важно ознакомиться с азами ведения школьной документации. Это можно сделать при помощи интернета, где размещено множество сайтов выдающихся учителей, а также обратиться за консультацией к педагогу, уже давно работающему в школе.

Помимо основных трудностей, на которые нужно обратить внимание, есть еще несколько мелких моментов, зависящих лично от молодого педагога. Это организация своего рабочего и свободного времени, а также восприятие учебного процесса.

Важно помнить, что от того насколько серьезно он относится к разработке уроков, зависит их успешность и степень усвоения знаний обучающимися. Уроки должны быть разработаны не наспех, а заранее, с применением различных учебных технологий.

Второй момент – быть частью учебного процесса, сформировать должное отношение к педагогической деятельности. Педагог должен быть психологически устойчивым, ведь ни в коем случае нельзя выражать свои негативные эмоции в школе. Если занять правильную позицию, осознать свою социальную роль, то проблем не возникнет.

Работая в школе всего 9 месяцев, я смогла справиться со всеми трудностями, стоящими на пути молодого педагога. Любая социальная группа – это организм, состоящий из множества личностей, к каждой из которых можно найти подход. На данный момент у меня прекрасные отношения как с коллегами, так и с обучающимися разного возраста – от 13 до 17 лет. Педагогическая деятельность является продуктивной, этот вывод подтверждается множеством фактов: ученики интересуются историей, готовят работы на научно – практические конференции, занимаются проектной деятельностью, с удовольствием участвуют в проведении внеклассных исторических мероприятий.

Справиться можно с любыми трудностями, если работа действительно является любимой.

Список использованной литературы:

  1. Нечаев А.П. Психология школьного коллектива./[Текст]/М. - 1928. 105с.
  2. Ильин Е.П. Психология для педагогов/[Текст]/СПб. - 2012. 640с.
  3. Калиновская И.М. Адаптация молодого специалиста в новом коллективе/И.М. Калиновская [Электронный ресурс]//Сахалинская областная универсальная научная библиотека.
  4. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины/[Электронный ресурс]/ http://nkozlov.ru/library/psychology/psychology2/?full=1#.Vu5VQdKLSUk
  5. Черникова Е.Г. Состояние и противоречия социально – профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ./[Текст]/Екатеринбург.-2008.175с.
  6. Эльма Ю. «Непонятный зверь» или история молодого учителя в пяти конфликтах./[Электронный ресурс]/ http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/16/5?page=&print=1%3E
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.