РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие личности педагога в процессе непрерывного самообразования

Тесленко Антонина Георгиевна

Тесленко Антонина Георгиевна,
высшая квалификационная категория,
учитель-дефектолог,
руководитель методического объединения сурдопедагогов
ГКС(К)ОУ школы-интерната № 27 города Пятигорска Ставропольского края

 

С. И. Ожегов дает такое
определение самообразованию:
«Приобретение знаний путем
самостоятельных занятий без
помощи преподавателя».

Недавно в одной из вечерних телепередач, одна известная киноактриса , давала интервью. Меня лично затронул один её ответ. Когда её спросили, чего же в Вашем творчестве больше, того, что Вы получили когда-то, учась во ВГИКЕ или больше от опыта. Она ответила, что того, что она получила во ВГИКЕ в её творчестве нет, потому что там она практически не получила ничего, хотя училась в классе известного актера. В её творчестве больше собственного опыта, полученного путем самообразования и работы над собой .

И это действительно так. Диплом института или университета- это только отправная точка или стартовая площадка длительного путешествия под названием жизнь и, в частности, трудовая деятельность, которая без совершенства, без совершенствования обречена на гибель и даже на провал А совершенству и совершенствованию человека над собой нет предела. Главное, чтобы человек понимал суть своего развития и видел перед собой цель, куда ему стремиться. Также и учитель, без совершенствования своих навыков и умений педагог в настоящее время не способен решать современные задачи и требования, предъявляемые к процессу обучения.

А теперь зададим себе вопрос, для чего нужно самообразование?

- Самообразование - процесс творческий. Прежде всего , это развитие личности в различных направлениях профессиональной и индивидуальной деятельности. Человек не может стоять на месте, он должен стремиться к совершенству и через совершенство улучшать качественные показатели своей деятельности.
Опираясь на полученные знания , педагог постоянно работает над своей квалификацией, повышая свой профессиональный уровень.

Какова цель самообразования?

- Достижение определенных результатов деятельности, открытие новых параметров дальнейшего развития себя ,как личности.

Какой может быть цель самообразования?

Цель может быть:

  • комплексной, охватывающей решение многих задач и сведение их к определенному результату.
  • поэтапной, ступенчатой, направленной на постепенное повышение профессионального уровня в основном теоретического плана.
  • исследовательской, направленной на углубленное изучение определенной темы с целью определения конкретных результатов и выводов по результатам исследований.
  • текущей, направленной на изучение нового теоретического материла текущего характера.
  • на дальние перспективы, направленной на достижение целей самообразования на ближайшее будущее ( у каждого свой график)

Что представляет собой процесс самообразования?

Прежде всего, человек должен быть недоволен сам собой в том плане, что может сделать что-то (в данном случае имеется ввиду его профессиональная деятельность) еще лучше. Процесс этот непрерывный. Человек, не имеющий цели , стремления к чему –либо положительному в плане своего развития( особенно, когда есть для этого возможности), как личности, обречен на неизбежное отставание от достижений общества в плане освоения теоретических и практических технологий развития. ( речь идет не о развитии личности в целом,- развитие личности это очень глубокая тема - а о профессиональных качествах)

Каковы элементы самообразования?

  • Эксперимент.
  • Освоение новых передовых технологий.
  • Овладение теоретическим материалом.
  • Ознакомление с передовым опытом коллег .
  • Систематизация полученных результатов.
  • Проектирование задач на перспективу.
  • Научные разработки, печатные труды.
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства.
  • Интерес к достижению целей самообразования.

От чего зависит процесс самообразования ?

  • от личности;
  • от желания;
  • от целеустремленности;
  • от умения видеть перспективу ;
  • от профессионального мастерства.

Как правильно построить процесс самообразования?

  • наметить цели;
  • создать внутренний положительный настрой;
  • составить план деятельности по самообразованию;
  • активное участие в различных сферах профессиональной деятельности.

Что мешает самообразованию?

  • неумение видеть перспективу;
  • отсутствие системы;
  • лень;
  • успокоенность достигнутыми прежде результатами;
  • боязнь трудностей;
  • несоответствие целей возможностям личности;
  • внутреннее сопротивление самому процессу самообразования (по принципу А зачем оно мне ? Мне уже ничего не надо и т . д )
  • пассивность;
  • отсутствие позитивного мышления.

Правильно построенная работа над собой - это:

  • достижение цели;
  • результативность;
  • выявление системы в той или иной области;
  • расширение профессиональной компетенции;
  • расширение горизонтов к намеченной цели;
  • бесконечность выдвигаемых идей.

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. Этот аспект и раскрывает данная статья.

Статья составлена на основании собственного опыта самообразования.

Тесленко Антонина Георгиевна31.07.2016 3731 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Статья показалась очень полезной. Спасибо
avatar