РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Борьба с подростковой депрессией

Автор: Калашникова Наталия Сергеевна

Сам по себе подростковый возраст означает символическое умирание детства и переход человека на новый уровень. При этом в возрасте от 14 -15 лет должен «подключится» архитип самоидентификации, который помогает человеку оторваться от символической «пуповины», связывающей его с родителями.

Одной из важнейших причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности и самоидентификации. Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще дети. В последующие десять лет число суицидов будет быстрее всего расти у подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет.

Как правило, подростки, которые совершают попытку покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Большей частью они находятся в состоянии острого эмоционального кризиса. Акцентуации характера подобные состояния описываются как состояния между психической нормой и патологией. Пребывая в этих пределах, человек находится в состоянии неустойчивого равновесия, стоит на грани между психическим здоровьем и болезнью. Проявляется акцентуация порой несколько резко, что полностью выбивает человека из жизненной колеи.

Происходит это либо в кризисные периоды жизни, либо в стрессовой ситуации. И с подростками, понятно, чаще, чем с другими. Большинство детей переживают этот возраст бурно, но нормально. Беспокойство должны вызывать те ребята, особенно мальчики, у которых переходный возраст проходит слишком гладко, как будто его и нет, а также дети, из семей, где нарушен нормальный контакт с родителями. Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроениям ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе.

Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, тип «суицидоопасного подростка» установить невозможно. Когда мы говорим, что все подростки, находятся в группе риска по суицидальным наклонностям, мы имеем в виду то, что они крайне внушаемы. А суицид — это социальная девиантность, невероятно заразная. Наверное, можно, предположить, что при определенных обстоятельствах, каждый подросток подвержен опасности проявления, в той или ной степени, суицидального поведения. Можно выделить «группу риска».

С трудом верится, что умные, талантливые ребята могут столкнуться с проблемами, из-за которых они совершат попытку уйти из жизни. Все дело в том, что одаренные подростки стоят перед необходимостью демонстрировать свое преимущество во всех областях жизни, что, естественно, накладывает на них немалые обязательства. Многим из них начинает казаться, что любят не их, а награды, призы и почести, которых они удостаиваются, способности, которыми они наделены от природы. Поэтому стоит им получить всего одну плохую отметку, занять в спортивном соревновании не первое, а второе место или еще как-нибудь показать, что, возможно, их дарования преувеличены, — они впадают в депрессию, им начинает казаться, что они всех подвели, в том числе и самих себя. Чувство стыда и вины за постигшую «неудачу» может подтолкнуть их к мысли о суициде.

Подростки, которым учиться трудно и которые поэтому плохо успевают, часто страдают от низкой самооценки и, как следствие, впадают в депрессию. И то, и другое может привести к суициду. Их самооценка постоянно страдает от язвительных, колких замечаний одноклассников и учителей, родителей, отчего у них может возникнуть ощущение, что они глупы и никогда ничего не добьются.

Всем хочется, чтобы их любили учителя и одноклассники, родители — отсутствие такой любви может стать тяжкой обузой, избавиться от которой подросток сможет, лишь прибегнув к отчаянным мерам.

Депрессия одна из основных причин суицида как у взрослых так и детей. Депрессии в подростковом возрасте встречаются чаще, чем мы подозреваем. Депрессия и желание покончить с собой — не одно и то же.

Почти все молодые люди время от времени испытывают тоску и меланхолию. Перепады настроения свойственны молодежи, однако продолжаются эти перепады день-два, не больше. Так называемая ситуационная депрессия напрямую связана с тем, что произошло или происходит в жизни подростка: юноши и девушки живо реагируют на плохие отметки, ссоры с друзьями и подругами, семейные неурядицы, неудачи в профессиональной сфере. Подростки, которые сталкиваются не с одной, а несколькими проблемами одновременно, впадают в депрессию, утрачивают способность находить выход из создавшейся ситуации.

Опасность подростковых депрессий в том, что их трудно вовремя распознать. Депрессия маскируется под соматическое расстройство: ребенок может жаловаться, например, на систематические боли в животе, постоянный насморк и т д. Или, что весьма распространено у младших подростков, резко падает успеваемость и ребенок попадает в замкнутый круг — родители воспитывают, в школе отчитывают, и депрессия усугубляется. У старших подростков мы наблюдаем иную маску, скрывающую депрессивный синдром — девиантное поведение. В том, что ваш благополучный и управляемый ребенок слетает с катушек, раздражается, злится, хамит абсолютно всем, теряет интерес к школе, пробует алкоголь, не ночует дома — не всегда виновата депрессия, но и ее нужно иметь в виду. Замечательный петербургский психиатр Андрей Личко писал: «От истинных девиантов депрессивных подростков отличает отношение к их образу жизни. Девианты своей жизнью полукриминальной упиваются и страшно довольны, а депрессивные подростки живут по логике «чем хуже, тем лучше».

«Метафизическая интоксикация» — так называется синдром, который служит маской депрессии. Характерен для старших подростков и юношеского возраста. В той или иной мере всякий подросток переживает подобное: поиски смысла жизни, мудрствование и некоторая мистическая настроенность свойственны многим в период становления личности. Если же это сочетается с неустойчивостью настроения и внушаемостью, то создается благоприятная почва для душевного расстройства. Подросток, страдающий подобной формой депрессии, легко вовлекаем в различные сообщества. Опасность такого развития событий очевидна.

Впавшие в депрессию подростки теряют интерес к жизни, к людям, которые их окружают. Они перестают общаться с друзьями, перестают делать то, что раньше делали с интересом. Вид у них грустный, подавленный, они много спят, разговаривают обычно тихим, усталым голосом.

Если мы видим ребенка каждый день, путем наблюдения не сложно, заметить депрессивные признаки в поведении подростка. При выявлении хотя бы одного признака, необходимо проявить повышенное, педагогическое внимание к подростку, побеседовать, проводить к педагогу-психологу, связаться с родителями и уточнить, что с ребенком. Необходимо с осторожностью и деликатностью провести беседы с одноклассниками, возможно, кто-то из ребят сообщит ценную информацию. Как правило, суицидальные подростки прямо или косвенно дают своим друзьям и близким понять, что собираются уйти из жизни.

Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что, если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.

В действительности же молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени — от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то суицидальную попытку можно предотвратить. Как показывает статистика, большинство суицидальных попыток приходится на воскресенье, а основными причинами являются конфликтные взаимоотношения с родителями.

Большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем.

Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на суицидальные темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе. Следуя этой логике, некоторые родители, учителя, психологи избегают слова «суицид», потому что боятся навести своих подопечных на мысль о насильственной смерти.
На самом же деле разговор с подростком о суициде вовсе не провоцирует его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя.

Готовность поддержать эту «опасную» тему даст другому возможность выговориться, — суицидальные же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидоопасными. Первичной профилактикой суицидального поведения у подростков является беседы, о том как помочь другу в ТЖС. (без обсуждения конкретных случаев совершения суицида, для избежание осуществления механизма подражания и заражения).

Известный русский психоневролог В. К. Хорошко заметил когда-то: подросток наделен некоторыми свойствами характера, которые по самому факту своего существования предрасполагают к самоубийству. Это и крайняя изменчивость настроения, взрывчатость; и неустойчивая самооценка; это и максимализм, и импульсивность и т д; но есть одно свойство подростков, которое объединяет их всех в группу суицидального риска — отсутствие сознания ценности человеческой жизни. Считается, что по мере взросления личность в этом смысле «дозревает» — и постепенно формируется представление о ценности человеческой жизни. Подростку же собственная жизнь не представляется слишком большой платой за то, чтобы отомстить обидчику, доказать свою правоту, добиться справедливости, продемонстрировать смелость и геройство, получить удовольствие от рискованной игры или увлечения, опасного для здоровья.

Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно:

Формировать «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ» окружающего мира.

Принципиальный подход к позитивному мышлению заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка.

Переключать энергию подростка с деструктивного на конструктивное направление.

Найдите зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направьте туда его внимание, время и энергию.

Формировать антисуицидальные факторы личности подростка.

Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие, осуществлению суицидальных намерений.

Антисуицидальные факторы личности:

  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким,
  • выраженное чувство долга, обязательность,
  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба,
  • -убеждения о неиспользованных жизненных возможностях,
  • наличие жизненных, творческих, семейных и других планов и замыслов,
  • психологическая гибкость, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности,
  • наличие актуальных жизненных ценностей и целей,
  • планирование ближайшего и перспективного будущего.

Ощущение ценности жизни невозможно без осознания двух очень важных вещей:

  • нам нужно, чтобы нас любили;
  • нам нужно хорошо к себе относиться.

Если руководствоваться этими очень важными соображениями и ясно представлять себе их реальный, практический смысл, то можно чуть лучше разобраться, почему некоторые подростки хотят уйти из жизни. Можно убедиться также, как забота и внимание обнадеживают, помогают подростку гнать от себя мысли о самоубийстве.

Мы не можем, конечно, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто и никогда не оскорблял и не унижал. Это — утопия. Но вполне в наших силах обеспечить ребенку тыл — сделать так, чтобы он всегда знал: он всегда необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитать чувство ценности жизни — а это самое мощное лекарство против попыток самоубийства.

Универсального средства, способного помочь избежать или предотвратить кризисные ситуации с детьми, нет. У подростков «то, что вчера по пояс — вдруг до звезд!». Всё, что угодно, может спровоцировать суицид, даже обычная ссора с родителями или с учителем. Но если есть эмоциональный контакт хотя бы с одним значимым взрослым дома — все переживется, подростковый кризис только закалит в итоге личность. Когда конфликт уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать — далее если вы тысячу раз правы. Испугайтесь! В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен. Та агрессия, которую он проявлял по отношению к вам, моментально обернется против него самого. И не кричите, не распускайтесь, выговаривая подростку, а точнее, выкрикивая ему свои упреки, мы произносим порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Забываем при этом или не думаем вовсе, что безобразным своим криком буквально толкаем его на опасный для жизни поступок. Ведь ребенок действительно может подумать, что вы его ненавидите. Он будет в отчаянии, а вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите.

Литература

  1. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: учеб. пособие/ Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 1999. — 240 с.
  2. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. К.А. Абульхановой и др. – М.: Совершенство, 1998. – 320 с.
  3. Синягина Н.Ю. Психологическая характеристика детского суицида и его профилактика// Социальная педагогика. - №3. – 2013. - С. 117 – 125
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.