РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Значение уголка живой природы в экологическом образовании младших школьников

Пучкова Елена Сергеевна

Современное общество стоит перед выбором: экологическая катастрофа или приемлемое взаимодействие с окружающей природой, что влечет за собой неминуемые изменения в образовании – акцент на экологическое воспитание. Американские биологи провели оценку состояния основных природных систем Земли по 100-балльной шкале качества, в которой отправная точка – 100-баллов – катастрофическое положение. В результате были получены следующие данные: по почвам – 80-баллов, воде – 40 –баллов, воздуху городов – 35 и т.д.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе.

Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди пьют плохую воду, питаются недоброкачественными продуктами.

В наше время человечество постоянно сталкивается с тяжёлыми последствиями неразумного отношения к природе. Долгое время основной причиной возникновения экологических проблем считалось применение несовременных промышленных и сельско-хозяйственных технологий. Более глубокий анализ происходящего показал, что решение данных проблем невозможно без расширения экологического образования общества, наиболее продуктивное заложение, которого приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.

Начальная школа – важный этап в экологическом образовании младших школьников: их особая чувствительность и эмоциональность создают предпосылки для формирования ответственного отношения к универсальным ценностям. Именно поэтому одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе.

Природа не только храм здорового и эстетического наслаждения. Природа – это могучий древний источник познания и воспитания человечества, неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.

Мы обязаны ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитывать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней, но прежде мы сами должны научиться любить ее.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М.М.Пришвин.
И мы согласны с М.М. Пришвиным, потому что красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, заботу о братьях наших меньших. И сейчас особенно важно воспитать у ребенка гуманное отношение к живому, а это возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать за природой, видеть ее красоту, и неоценимую роль во всем этом должен сыграть уголок живой природы, организованный в школе.

Именно работа в уголке живой природы младших школьников будет способствовать их экологическому образованию и воспитанию, поэтому тему нашей выпускной квалификационной работы мы считаем актуальной.

Петросова Р.А. считает, что в основе любой цивилизации лежит образование – передача следующим поколениям приобретенного опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей. В нынешних условиях жесткого экологического кризиса, только преодоление, которого может обеспечить сохранение человечества на планете, основой нравственного воспитания и образования человека становится, прежде всего, разработка принципов взаимоотношений человека и природы. В этой связи экологическое образование и воспитание школьников приобретают важное значение. (25, 29)

По мнению Петросовой Р.А., «экологическим образованием называют Непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде».(25, 23)

Рапацевич Е.С. дает следующее определение данному понятию «: экологическое образование» - это система знаний об окружающей природной реальности как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности общества на природную среду, а также знания, умения и навыки природосохранительной деятельности. (24, 623)

На основе выше изложенных определений можно сделать следующий вывод: экологическое образование – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками.

«Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой» - уверяет Петросова Р.А. (25, 24)

Экологическое образование имеет несколько аспектов:

  • знание экологических проблем и способов их разрешения;
  • развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
  • воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
  • стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Развитие в интеллектуальной сфере предполагает совершенствование способности к анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем. В эмоциональной сфере – восприятие прекрасного, оценка поведения людей по отношению к природной, социокультурной среде, здоровью.

Симонова пишет: «Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный, грамотный наставник, способный развить в нем начала экологической культуры. (28, 14)

По мнению ученых, природосохранное образование в нашей стране включено как обязательный элемент во все ступени общего образования. Оно направленно на то, чтобы дать основы экологических знаний, превратить их в практические навыки природопользования, заложить творческий интерес к познанию природы, сформировать нравственное и эстетическое к ней отношение. Начинается оно в курсе природоведения, а затем продолжается при изучении целого комплекса учебных предметов, таких как биология, химия, география, экология и т. д.

Экологическое образование тесно связано с социально-гуманитарным образованием.

По мнению Коробкина В.И., «вместе с социально-гуманитарным образованием экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении новых ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития». (15, 545)

Таким образом, экологическое образование и воспитание становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Козина Е.Ф. считает, что целью современного экологического образования в начальной школе является становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного и практически- действенного отношения к окружающей среде и своему здоровью на основе чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. (14, 284)

Педагоги-ученые (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный и др.) полагают, что целью современного экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. (10,11)

Цели и задачи экологического образования тесно взаимосвязаны между собой.

Симонова Л.П. выделяет следующие задачи экологического образования:

  • обучение – формирование знаний о системной организации в природе Земли, границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
  • воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
  • развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценке состояния окружающей среды; волевой сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.

Все эти задачи для всех возрастных этапов школьного обучения с обязательным учетом возрастных особенностей.(14, 285)

По мнению Козиной Е.Ф. задачами эстетического образования являются:

  1. усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие на нее, сообразно с ее же законами;
  2. понимание много сторонней ценности природы как источника материальных, духовных сил общества и каждого человека;
  3. овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценивать состояние окружающей среды, принимать правильное решение по ее улучшению, предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах общественно – трудовой деятельности;
  4. сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение ей вреда или ущерба, загрязнение или разрушение окружающей среды;
  5. развитие потребности общения с природой, полного восприятия ее облагораживающего воздействия, а также стремления к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями;
  6. активизация деятельности по улучшению природной и преобразовательной среды, нетерпимое отношение к людям, причиняющим ей зло, горячее желание пресечь его, участие в пропаганде идей охраны природы. (14, 285)

При достижении целей задач экологического образования следует учитывать принципы выдвинутые Симоновой. Которые будут рассмотрены в следующем параграфе.

По мнению Л.П.Симоновой, современные подходы к экологическому образованию должны исходить из следующих принципов экологического образования:

  1. Принцип гуманизации;
  2. Принцип единства;
  3. Принцип междисциплинарности;
  4. Принцип интеграции;
  5. Принцип комплиментарности;
  6. Принцип природоспособности;
  7. Принцип прогностичности. (28, 24)

Принцип гуманизации исходит из права каждого гражданина, жителя планеты Земля, прежде всего ребенка, на благоприятную окружающую среду (Конвенция о правах ребенка, принятая 1990г.), из особенностей психического развития младшего школьника. Социальное назначения детства – адаптация ребенка к природе и обществу, способность брать ответственность за свое поведение, поступки, оценивать их с точки зрения добра и зла. А для этого он сам должен быть добрым ко всему живому. Только при этом условии он становится воспитуемым. Именно поэтому начальная школа должна стать школой доброты, радости, формирования гуманных ценностей и отношений.

Школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые благоприятные условия для формирования гуманного человека – гражданина нового типа, подлинного хозяина своего общего дома – планеты Земля.

Принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действия позволяет обеспечить становления многогранных отношений младшего школьника к окружающей среде и к своему здоровью.

Принцип междисциплинарности предполагает согласования различных аспектов взаимоотношений с окружающей средой, причем надо помнить не как механическое включение разносторонних знаний и отношений в содержание школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания основной цели экологического образования.

Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивать взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности младших школьников. Иными словами, интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и деятельности содействуют целостному восприятию окружающего мира, сознанию роли и места человека в системе мировоззрения их характера его деятельности в социоприродной среде. А конкретней можно сказать, что вышеназванный принцип содействует формированию научно-познавательных отношений, установлению целостно-нормативных ориентаций к окружающей среде, развитию практических умений по защите и улучшению природной среды, созданию правил поведения в ней, а так же способствует здоровому образу жизни. Естественно, что станет возможным при умелой интеграции различных компонентов содержания, призванного обеспечить становление экологически грамотной позиции младшего школьника.

Педагогическая эффективность данных подходов к содержанию экологического образования будет успешной только при строгом соответствии экологического образования к психическому процессу, законам развития организма человека, т.е. при опоре на принцип природосообразности. Он предполагает воспитании ребенка в единстве и согласии с природой и заботу об экологически благоприятной для него среде жизни.

Принцип комплементарности позволяет точно охарактеризовать становление и развитие у школьников ответственного отношения к природе в условиях предметной структуры современного школьного обучения.

В современной системе школьного образования, как известно, каждый учебный предмет выполняет свою специфическую функцию в раскрытии идеальных аспектов сложного и неоднозначного взаимодействия в системе «человек-общество-природа».

Принцип природоспособности предполагает воспитание ребенка в единстве и согласии с природой и заботу об экологически благоприятной для него среде жизни.

Принцип прогностичности ставит перед теоретической и практической практикой задачу раскрытия в содержании школьного экологического образования двух взаимосвязанных тенденции – природопользование и природовосстановление, представляющих собой две стороны единого процесса взаимодействия человека и общества с природной средой.
Принцип прогностичности ориентирует педагога на ознакомление учащихся с возможными видами будущего состояния природной среды, с экологически целесообразными нормами отношения человека и общества к природе, со взглядами и мнениями людей, которые своей практической деятельностью изменяют окружающую природную среду. Для того чтобы усилить доказанность экологических прогнозов или возможности тех или иных изменений в окружающей природной среде, необходимо не только теоретически знакомить учащихся с выводами науки, но и целенаправленно вовлекать их в доступные для них способы научного исследования.

Карпова Г.П. считает, что в ходе экологического образования чрезвычайно важно подвести учащихся к выводу о том, что возникновение тех или иных экологических проблем зависит от поведения и деятельности практически каждого человека в том конкретном месте, где он живет и действует. Знание в сущности экологических проблем, осознание необходимости их недопущения и важности, незамедлительного решения уже возникших проблем, являются определенными стимулами-мотивами для соблюдения целесообразных ограничений в личном поведении и деятельности, выработки грамотных способов поведения и деятельности в природной среде. (16,84).

Придерживаясь несколько другой точки зрения Г.В.Буковская считает, что реализация принципов экологического образования помогает подвести младших школьников к пониманию того, что от состояния окружающей среды зависит состояние физического и духовного здоровья человека, а потому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды – значит, заботиться о духовном и физическом здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. (2,9).

В начальной школе используются разнообразные формы организации экологического образования, которые стимулируют самостоятельную деятельность детей.

Козина Е.Ф. предлагает следующие формы работы:

1. экологические экскурсии, предполагающие обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих условиях, рельефе, экологической обстановке, наличии животных и растений;

2. уроки доброты и мышления, экологические беседы с проведением промежуточных срезов, дозированный рассказ на экологическую тематику;

3. экологические кружки и конкурсы;

4. экологические игры (моделирование экосистем, игры – путешествия, соревновательные) Кроме этого, имеют место иные виды экологических игр:
а) ролевые; б) имитационные; в) дидактические игры.
При этом, как считает Л.П.Печко, необходимо учитывать, что «игровая, творческая деятельность, основанная на опыте взаимодействия с окружающей средой» выступает «второй реальностью» в детском мировосприятии. (31, 70)

5. обсуждение и проигрывание ситуаций (в том числе нравственного выбора): «дети нарвали большой букет ландышей в лесу. Лесник на них рассердился. Почему?», «дети принесли беспомощного зайчонка. Что ты им скажешь?»;

6. количественный эксперимент;

7. экологические акции, дни (недели) экологического творчества, экологические праздники и фестивали;

8. трудовой десант и ведение « Панорамы добрых дел»;

9. клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога, составление экологических карт и троп, ведение фенологических календарей природы;

10. коллекционирование, которое может положить начало беседам о природных богатствах России, их использование на темы: «Что делают из гранита?», «Как получают стекло, железо?», «Что такое уголь?» и т.п.

11. посещение и создание экологических музеев, выставок и композиций,

12. зеленый и голубой патруль;

13. внеклассная работа, одним из видов которой является работа в уголке живой природы. (14, 312)

В начальной школе также используются разнообразные методы, которые ведут к повышению уровня экологического образования.

Николаева С.Н. считает, что реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом учителя, знанием и практическим владением методами экологического образования. (22, 18)

Автор выделяет 5 групп методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологического образования детей, развитию экологической направленности их личности. По мнению автора, совместная деятельность учителя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ – главный метод экологического восприятия детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов – результатов выращивания – позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются тогда, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью.

Наблюдение – метод чувственного познания природы. Он обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, с окружающей средой. Наблюдение – главный способ формирования у младших школьников конкретных представлений о природе, основы образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, речевой.

Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического образования: работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие изобретений искусства, создающихся профессионалами, предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы – позволяют уточнить, закрепить, расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.

Данный метод наглядно доказывает: природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное. Не только сама природа, отраженная различными способами в предметах и произведениях искусства, но и деятельность людей, становящаяся центром внимания младших школьников. Одним из вариантов метода «отражения природы» являются игровые обучающие ситуации, которые учитель включает в разные формы экологической работы с детьми.

Игра как метод экологического образования связана с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического образования является конечным результатом. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Познание природы, взаимодействие с ней требует учета специфики живого организма и потому накладывает много запретов, ограничивает практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должно строиться с учетом возрастных особенностей детей.

Черемисина Л.Д. выделяет словесно-литературный метод, в силу большой речевой деятельности. (23,6)

В экологическом образовании этот метод может выполнять 3 важные функции:

  • корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней;
  • посвящение в новую сферу знаний;
  • формирование понимания связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания и т.д.

Методы лишь условно разделены на группы; в практике работы детей с учителем, они используются в комплексе, в рамках той или иной технологии.

Вывод: Экологическое образование младших школьников – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками.

Экологическое образование и воспитание становятся стержнем современного образования и служат ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Цели и задачи экологического образования тесно взаимосвязаны между собой. Целью экологического образования является становление экологической культуры и общества. Экологическое образование решает обучающие, развивающие и воспитывающие задачи.

Учитель должен знать методы и формы организации экологического образования, которые должны соответствовать и реализовать принципы экологического образования.

Реализация принципов экологического образования помогает подвести младших школьников к пониманию того, что от состояния окружающей среды зависит состояние физического и духовного здоровья человека, а потому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды – значит, заботиться о духовном и физическом здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены