РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся на уроках Искусства

Давыдова Елена Егоровна

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие познавательной активности учащихся.

Возросшие требования к учебно-воспитательной работе, выдвигаемые перед школой, с одной стороны, сдвиги в общем развитии детей (физическом и умственном), с другой, заставляют искать новые формы работы с детьми в области "Искусство".

Предметы эстетического цикла обладают широкими возможностями: они способно облагородить личность, повысить ее творческий потенциал, но лишь в том случае, если правильно построить процесс обучения.

Учителя изобразительного искусства и МХК могут применять методы работы с учащимися в рамках уроков Искусства в работе с одаренными детьми, а также при подготовке к олимпиадам, выставкам, конкурсам

Создание и восприятие ребенком художественного образа является целью преподавания предметов образовательной области «Искусство".

Интересен вопрос анализа и интерпретации произведений изобразительного искусства, который тесно связан с проблемами восприятия как особого вида творческого познания, являющегося важным этапом процесса понимания.

Умение не только воспринимать произведение, но и выражать свое отношение к нему - одна из сложнейших проблем восприятия искусства в начальных классах. Младшие школьники способны эмоционально откликаться на произведение искусства, но не всегда еще умеют развернуто рассказать о своих переживаниях, особенно учащиеся 1-3 классов.

Об этом свидетельствуют скупые, мало развернутые по своему художественному содержанию рассказы детей и их оценки. Однако отсутствие у младших школьников готовности к развернутому рассказу о своих переживаниях вовсе не означает отсутствия самих переживаний. Дети просто не готовы словесно оценивать и рассказывать о произведениях искусства. Это результат не столько особенностей возраста, сколько неправильного обучения, которое осуществляется без опоры на восприятие искусства.

Подростковый период идеальный возраст для приобщения формирующей личности к художественным ценностям. Как отмечает Е.П.Крупник: «Через острое восприятие возвышенного лежит путь дальнейшего развития эстетического сознания подростка» Романтика свойственная подростку, обостряет его интерес к искусству, но в тоже время, в силу особенностей возраста падает интерес у большинства подростков к изобразительной деятельности. Происходит переключение интереса подростков с изобразительной деятельности на другие формы познания внутреннего и внешнего многообразия окружающего мира.

Как результат - низкая познавательная активность на уроках Искусства, чрезвычайная трудность создания психологической установки на восприятие подростком произведения изобразительного искусства. В ходе урока процесс восприятия произведения подменяется процессом знакомства ученика с сюжетом, отдельными страницами истории изобразительного искусства или творческой биографией художника. А ведь, как пишет Д.А. Леонтьев, «произведение существует лишь в восприятии». В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, тогда как в 5-6 классах – лишь 48-50 % учеников.

Своеобразие предмета Искусство (МХК) требует специальной педагогической организации художественно-творческого процесса преподавания с опорой на современные знания психологии детского художественного творчества и восприятия. Назрела необходимость поиска оптимальных методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся.

В педагогике и психологии показано, что на формирование личности и ее психическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, основанные на познавательном интересе. Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность обучающихся и эффективность процесса обучения. Также познавательная мотивация является основой развития склонностей человека. Познавательная мотивация способствует перенастройке психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности, которая вызвала интерес. Однако система образования ориентирована преимущественно на стимуляцию именно мотивации достижения: получить хорошую отметку, успешно сдать экзамены и т.п. Когда главной задачей учащегося является успеваемость, направление его усилий смещается с «производства знаний» на «производство отметки». Но, несмотря на это, в обучении нельзя отказаться от мотивации достижения. Ее следует поставить на службу познавательной мотивации, имея в виду главное – всестороннее развитие личности ученика. При этом достижение – это этап и уровень обученности, которые выступают необходимым условием дальнейшего движения в содержании усваиваемого.

Рассмотрим принципы активизации познавательной деятельности учащихся:

1. Принцип проблемности.

В качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления.

2.Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

3. Принцип взаимообучения.

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

4. Принцип исследования изучаемых проблем.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно¬-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.
5.Принцип индивидуализации.

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации — это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. Существует очень много психофизических особенностей:
· состав класса,
· адаптация к учебному процессу,
· способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. Реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

6.Принцип самообучения.

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. Реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

7.Принцип мотивации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно¬-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, чтобы активизировать деятельность учащихся.

8. Интерес является главным мотивом активизации учащихся.

Данный фактор учителю необходимо учитывать уже при формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности, не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

9.Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию.

Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

10. Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся.

Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

11. Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Предметная область "Искусство» (МХК и Изобразительное искусство) объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-творческое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Одной из основных задач учителя на уроке искусства сделать так, чтобы «встреча" с произведением искусства действительно состоялась.

И прежде всего в этом направлении — активации познавательной деятельности учащихся в процессе их общения с искусством — шли мои поиски.

В процессе восприятия произведения искусства человек участвует как целостность — всеми сферами своего сознания и неосознаваемого психического, ибо восприятие — это процесс глубокой и важной сотворческой деятельности, внутренний, субъективный, неповторимый.

Истинное, полноценное восприятие произведения есть процесс сотворчества, в результате которого у каждого человека возникает свой неповторимый художественный образ.

Наиболее методически выверенная модель такой работы включает следующие этапы: настраивающая и информативная прелюдия — безмолвное созерцание (слушание) — саморефлексия (словесное выражение полученного впечатления) — рассматривание и описание материального носителя художественного образа-холста, доски, камня и пр.— анализ — переключение, настраивающее на вторичное целостное восприятие — возвращение к целостному восприятию во вторичном безмолвном восприятии.
Художественное восприятие, сопереживание - сложнейшая психическая деятельность, в которой участвуют все ее сферы: как сознание, так и «неосознаваемое психическое» с его интуицией, эмоциями, воображением. Но для того, чтобы пережить потрясение, нужно быть к нему внутренне готовым, потому и оказывается необходимой помощь посредника (учителя).
1.Подготовка к восприятию заключается в создании условий для внутренней готовности учеников к общению с искусством - установки на восприятие. Она формируется всем предшествующим восприятию ходом урока с помощью определенных художественно-педагогических средств. Наши ученики должны захотеть увидеть, услышать или прочитать то или иное произведение, ожидать его «высказывания» на уроке.

Перечислю методы и приемы организации «высказывания» искусства, которые я использую на уроке.

1. Выбор художественных произведений (или фрагментов из них), которые будут «высказываться» на уроке. Важно отобрать произведения, наиболее ярко характеризующие автора и эпоху, в которую они созданы, и в то же время интересные и близкие нашим ученикам. Необходимо также, учитывая психологические аспекты восприятия, определить количество «высказываний» и их продолжительность. Большое количество произведений приводит к недопустимой «толкотне». Учащиеся видят не картины, а ряд картин, лишенные индивидуальности.

2. Организуя сопереживание учеников на уроке, нужно включить в работу все названные «механизмы психической деятельности», причем не только включить, но и настроить их на нужную волну - на одну волну с художественным произведением, которое рассматривается в классе. Пафос художественного произведения должен царить на уроке, определяя его интонацию, его темп, его ритм, проникать во все его элементы. И среди средств выразительности урока МХК, определяющих его пафос и доносящих его до учеников - литературные и музыкальные эпиграфы. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ. Но здесь нужно быть чрезвычайно осторожным, ибо если учитель сразу расскажет ученику, что думают искусствоведы по поводу той или иной картины, или прочитает рассуждения самого художника, или даже просто даст название картины, то, минуя чувство и волю, учитель будет обращаться только к голове человека — и мысль ученика по поводу, увиденного вообще, не родится. Ведь все за него будет решено — готовые чужие идеи и мысли вложены.
Примеры эпиграфов:
-"Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия - живопись, которую слышат. " Леонардо да Винчи
- " Думаете те, люди, которые пишут о картинах, разбираются в них больше? Скажу вам по секрету: о картинах нельзя писать — как вообще об искусстве. Все, что пишут об этом, служит одной цели — просвещению невежд. Писать об искусстве нельзя. Его можно только чувствовать".
Ремарк Э. М.
-" Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью. " Поль Валери

3. Во-вторых, на создании условий для замирания физических действий учеников, плавного погружения в тему использую метод широких ассоциаций (т.е. Воздействие на разные каналы восприятия у детей) Условия, обеспечивающие возможность сердечного резонанса, многообразны: музыка, художественное слово, театрализация и др. Их может создать уже фактом присутствия и сопереживания сам учитель-наставник.
Приведу примеры: песнопение; иногда это — колокольный звон, на фоне которого на экране возникают картины русской природы, тех городов, где была обретена или — согласно преданию — создана икона, храмов, в которых к ней некогда обращались глаза молящихся при рассмотрении иконы «Троица" Андрея Рублева; звуки морского прибоя при встрече с картинами Айвазовского и т.д.

2. Впечатление. Самый важный момент целостного восприятия — это впечатление, второе рождение художественного образа в безмолвном и таинственном контакте, которому постороннее вмешательство, даже самое деликатное, может только помешать. Восприятие художественного произведения, его воздействие на человека — тайна, до конца не разгаданная: далеко не все чувства и переживания могут быть точно и полно переданы словом, хотя слово — весьма тонкий инструмент.
На чем нужно заострить внимание при организации этого важного этапа?
Во-первых, на постановке перед учениками задачи предстоящего литературного чтения, прослушивания музыкального произведения или просмотра картины.
Во-вторых, на создании условий для замирания физических действий учеников.
В-третьих, на предоставлении достаточного (не меньше, но и не больше) количества времени для первоначального восприятия, в которое должна войти обязательная пауза после прослушивания или просмотра произведения искусства.
Необходимое условие — это достаточно высокий качественный уровень демонстрируемого «заместителя оригинала» — слайда, музыкальной записи, видеофрагмента. Размытое, маленькое, с сильным цветовым искажением изображение способны вызвать в лучшем случае скуку, а в худшем раздражение.
Создание обстановки, близкой к обстановке концертного зала или театра, (грязные полы и окна класса или аудитории такой работе противопоказаны).

3. Вербализация непосредственного впечатления.

Пережив первое впечатление, мы, так или иначе, во внутреннем монологе или в общении с другими пытаемся выразить — зафиксировать, закрепить его в слове. Переход к следующему этапу восприятия - осмысление увиденного или услышанного - следует осуществлять очень мягко, осторожно, боясь разрушить то эмоциональное состояние, в котором еще находятся ученики.

Поэтому, после проживания «немого контакта» следуют вопрос:
-Какие чувства вы испытали? Поищите самые точные слова для их выражения.
Важно отметить, что это не описание картины, не пересказ пьесы, не анализ музыкального произведения.
Очень часто я предлагаю записать детям свои впечатления в нескольких предложениях, потому что слова, которые родились в свете непосредственного восприятия тонкая, легко исчезающая, материя. Можно сделать, скажем, словесную зарисовку (не ошибемся, назвав ее импрессионистической) себя, своей души после восприятия какого-то произведения. Это может быть и мини-сочинение в жанре дневника или эссе: главное в нем – впечатление автора, "остановленное мгновенье. "Такие наброски-впечатления по желанию школьники могут сделать и с помощью средств изобразительного искусства — карандашами, акварелью, фломастерами, а может быть, и с помощью пластического движения.

4. Описание и анализ произведения. Существует множество подходов, приемов, способов анализа, но все они укладываются в несколько сложных действий: 1) раскодирование информации, заключенной в ткани самого произведения,2) аналитическое исследование процесса и обстоятельств создания произведения искусства, помогающее углубить и обогатить его понимание, 3) изучение исторической динамики художественного образа произведения в индивидуальном и коллективном восприятии.
Следует сразу отметить, что в учебной, работе эти три аспекта, как правило, взаимосвязаны, не отделены друг от друга жесткими гранями.
На этом этапе у учеников должно начаться прояснение первого впечатления, его корректировка, проникновение вглубь произведения - т. Е. Должно начаться его осознание. При этом анализ не должен разрушать целостности восприятия. Рассмотрение отдельных частей, фрагментов, деталей произведения, т. Е. «выборочный ход восприятия», осуществляется в тесной связи с «целостным охватом произведения».

5. Вторичное целостное восприятие — возвращение к целостному восприятию во вторичном безмолвном восприятии
В самом конце не только полезно, но просто необходимо еще раз возвратиться к целостному эмоциональному впечатлению. Только теперь эмоция подкреплена знанием смысла.

Приемов возвращения множество. Можно достичь нужного эффекта, использовав в качестве «переключателя» эмоционально мощный сигнал: интонацию, музыкальный фрагмент, поэтический текст — своеобразный мостик, аналогичный тому, который использовался в прелюдии к восприятию произведения. Но есть и прямолинейный метод, который работает в классе: просто предложить прислушаться к тому, что будет снова происходить в сердце.

Делая выводы, касающиеся образа, смысла произведения мы поднимаемся на новый уровень осмысления картины. Здесь отдельные аспекты анализа должны соединиться для нас в единый мир данного конкретного произведения. Здесь вновь мы должны говорить о целостности. И постигается эта целостность чаще не логически, а эмоционально... На этом этапе картина становится «своей».

В результате использования данной модели значительно повышается познавательная активность на уроках, происходит истинная встреча с искусством.

Список литературы

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.: ИНТОР , 1996 - 544с.
  2. Предтеченская Л.М. Метод художественно-педагогической драматургии в преподавании курса «Мировая художественная культура» // Музыка в школе, 1984, № 4.
  3. Л. М. Предтеченская .Методы преподавания мировой художественной культуры в 9 классе : Пособие для учителя , НИИ шк. - М. : НИИШ, 1985
  4. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002–96с. (Б-ка учителя мировой художественной культуры).
  5. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М., «Искусство», 1985.
  6. Выготский Л.С.Педагогическая психология – Москва : АСТ : Астрель : Люкс, 2005.- 671 с.
  7. Волков Н.Н. Восприятие картины. -М Просвещение 1976г. 32с.
  8. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность. - М.: Изд-во «Институт психологии», 1999. - 240 с.
  9. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия //
  10. Художественное творчество и психология. – М.: Наука, 1991. – 192 с.
  11. Цветкова Н. Л. Анализ произведений изобразительного искусства: методические рекомендации. – Анжеро – Судженск: ГОУ СПО Анжеро – Судженский педагогический колледж, 2009г.
  12. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., Просвещение, 1982.
  13. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
  14. Шамова Т.А. Активизация учения школьников. -М.Знание.1989.-154с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены