РАЗРАБОТКИ
|
Преподавание ИЗО в школе в условиях ФГОС третьего поколенияДавыдова Елена Егоровна В современном образовательном пространстве изобразительное искусство (ИЗО) приобретает всё большее значение как средство эстетического, культурного и личностного развития учащихся. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения акцентируют внимание на формировании универсальных учебных действий, компетентностном подходе и индивидуализации обучения. Эти изменения напрямую затрагивают подходы к преподаванию ИЗО в школе. Особенности ФГОС третьего поколения ФГОС 3 поколения ориентированы на развитие личности школьника, его самостоятельности, творческих способностей и критического мышления. Среди ключевых положений стандарта выделяются:
Эти положения требуют от учителя ИЗО гибкости, креативности и владения современными педагогическими технологиями. Цели и задачи преподавания ИЗО в новых условиях Основная цель — формирование художественно-эстетической культуры школьников, развитие их способностей к восприятию, анализу и созданию художественных образов. Задачи включают:
Методические подходы и технологии В условиях ФГОС 3 поколения акцент смещается с репродуктивного на деятельностный и личностно-ориентированный подход. Эффективными становятся следующие методы:
Роль учителя в новых условиях Современный учитель ИЗО — это не только источник знаний, но и наставник, модератор, консультант. Он должен:
Внеурочная деятельность и ИЗО ФГОС подчёркивает важность внеурочной деятельности. В рамках ИЗО это могут быть:
Такая деятельность способствует более глубокому погружению в искусство и формированию устойчивой мотивации к творчеству. Ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности стало проблемное обучение. В основе этого типа обучения лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. Стержневым понятием проблемного обучения (П.О.) является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся. В рамках введения ФГОС я стараюсь систематически использовать методы проблемного обучения на своих уроках. Существуют определенные способы создания различных проблемных ситуаций на уроке. Первый способ – побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Второй способ – использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или в др. ситуациях. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке ученика достигнуть поставленной перед ним практической цели. Третий способ – постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Учащиеся ищут пути решения:
Четвертый способ – выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка. Гипотеза: в разной цветовой среде предмет ведет себя по-разному. Учащиеся делают выводы. Пробуют помещать предмет на разные драпировки, проверяя свои выводы. Пятый способ – организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного и т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющие связь с учебным материалом. Связь ИЗО с цветофизикой, с геометрией, литературой, биологией и т.д. Для построения рисунка помидора ученик должен знать, каким образом плодоножка крепится к плоду? Шестой способ – варьирование задачи, переформулировка вопроса. На уроках Искусства я использую скорее элементы данного метода. Вопросы исследовательского характера возникают сами собой: как получить тот или иной цвет? Например: как получить оранжевый цвет для изображения апельсина, лисицы или тигра? Или, как получить зеленый цвет для изображения листвы деревьев, травы, если использовать только три основных цвета: красный, желтый и синий? А как получить коричневый, если его нет в коробочке с красками? А как получить цвет тела человека, сколько красок для этого необходимо смешать и какие цвета надо взять? Кто-то из ребят уже раньше до школы учился смешивать краски, тогда детям приходится вспоминать свой прошлый опыт, кто-то впервые работает с гуашью или акварелью. Учащиеся экспериментируют, смешивают краски на палитре, получают новые цвета, совершают маленькие открытия. На уроках уже в среднем звене учащимся предлагается более усложненное задание – исследовать, как изменение освещения меняет восприятие формы предмета. Для этого необходимо сделать карандашом зарисовки того, как распределяется светотень на простых геометрических телах при боковом их освещении. Для этого надо поставить свои сконструированные бумажные геометрические постройки на белый лист бумаги так, чтобы свет на них падал сбоку, нарисовать их в положении по свету и против света, когда виден только силуэт. Учащиеся выполняют зарисовки предметов, используя знания о светотени, и в конце занятия анализируют полученные рисунки, сравнивая с работами одноклассников. Используя основные принципы проблемного обучения, требует внедрения в свою практику проведения урока модели формирования у учащихся критического мышления. В основе технологии РКМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия». Она в принципе лежит в основе структуры урока по ФГОС. I. Стадия вызова. Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. II. Стадия осмысления. Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации школьника на активное получение новой информации; соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно; последующая систематизация информации III. Стадия рефлексии. Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; анализ всего процесса изучения материала. Практическое применение системно-деятельностного и проблемного подходов требует постоянного поиска эффективных педагогических решений. Ниже представлены конкретные примеры заданий и ситуаций, реализованных на уроках ИЗО в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС. На каждом из этапов используются свои методические приёмы, которые я стараюсь применять. Их достаточно много: «Составление кластера», «Пометки на полях», «Совместный поиск», «Взаимоопрос», «Перекрёстная дискуссия», «Зигзаг», «Написание синквейна», «Учебный мозговой штурм», «Написание эссе», «Лекция с остановками», и др. Пример: проблемная ситуация на тему «Свет и цвет» Тема урока: Изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды. 2. Пример: проект «Город будущего» Форма работы: групповая работа с элементами исследовательской и проектной деятельности. Связь: ИЗО + математика (геометрия) Картина: Илья Репин «Не ждали» Проект: «Мой цифровой вернисаж» Хотелось бы отметить также следующие методы. Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия. Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Цветовой строй материал сюжет Дымковская игрушка Прием « Свободное письмо" (сочинение в свободной форме) Подобные задания:
Прием "Кубик" Положительные стороны приема "Кубик": Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики) Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п. На уроках я стараюсь применять прием создания на уроке ситуаций занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Л.С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя». Например, различные познавательные игры. Заключение Преподавание изобразительного искусства в условиях ФГОС третьего поколения — это не просто обучение технике рисования, а развитие личности через художественную деятельность. Интеграция современных технологий, индивидуальный подход и ориентир на творчество позволяют сделать уроки ИЗО живыми, актуальными и значимыми для каждого ребёнка. Учителю отводится ключевая роль в создании условий для раскрытия художественного потенциала каждого ученика. Список использованной литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Преподавание ИЗО в школе в условиях ФГОС третьего поколения Новые подходы к мотивации младших школьников Проблема низкой успеваемости и опыт в её решений через проблемный метод Анкета для родителей "Благополучны или неблагополучны ваши отношения с детьми" Четверть века в школе: размышления об администрации и коллективе Последние новости образования
Министерство просвещения выделило 19 основных проблем российской системы образования Вячеслав Володин: в сельских школах не хватает 30% учителей Перевод баллов ОГЭ-2025 в оценку Сергей Кравцов выступил с инициативой о проведении проверки по бюрократической нагрузке учителей ![]() В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
![]() Диплом и справка о публикации каждому участнику! ![]() Лучшие статьи
Анкета для родителей "Благополучны или неблагополучны ваши отношения с детьми" Четверть века в школе: размышления об администрации и коллективе Использование игровых форматов в воспитательном аспекте педагога Проблема низкой успеваемости и опыт в её решений через проблемный метод |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены