РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Преподавание ИЗО в школе в условиях ФГОС третьего поколения

Давыдова Елена Егоровна

В современном образовательном пространстве изобразительное искусство (ИЗО) приобретает всё большее значение как средство эстетического, культурного и личностного развития учащихся. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения акцентируют внимание на формировании универсальных учебных действий, компетентностном подходе и индивидуализации обучения. Эти изменения напрямую затрагивают подходы к преподаванию ИЗО в школе.

Особенности ФГОС третьего поколения

ФГОС 3 поколения ориентированы на развитие личности школьника, его самостоятельности, творческих способностей и критического мышления. Среди ключевых положений стандарта выделяются:

  • Компетентностный подход: знания и умения формируются через практическую деятельность;
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты;
  • Интеграция учебной и внеурочной деятельности;
  • Акцент на индивидуальные образовательные траектории.

Эти положения требуют от учителя ИЗО гибкости, креативности и владения современными педагогическими технологиями.

Цели и задачи преподавания ИЗО в новых условиях

Основная цель — формирование художественно-эстетической культуры школьников, развитие их способностей к восприятию, анализу и созданию художественных образов.

Задачи включают:

  • развитие образного мышления и творческого воображения;
  • формирование эстетического вкуса;
  • знакомство с мировой и отечественной художественной культурой;
  • освоение различных изобразительных техник и средств выразительности.

Методические подходы и технологии

В условиях ФГОС 3 поколения акцент смещается с репродуктивного на деятельностный и личностно-ориентированный подход. Эффективными становятся следующие методы:

  • Проектная деятельность: ученики создают собственные художественные проекты, исследуют явления искусства;
  • Интеграция с другими предметами: например, изучение истории искусства через призму истории или литературы;
  • Цифровые технологии: использование интерактивных досок, цифровых планшетов, графических редакторов, виртуальных музеев;
  • Мастер-классы и приглашённые художники: расширяют кругозор и вдохновляют на творчество.

Роль учителя в новых условиях

Современный учитель ИЗО — это не только источник знаний, но и наставник, модератор, консультант. Он должен:

  • учитывать индивидуальные особенности учащихся;
  • создавать условия для проявления творческой инициативы;
  • развивать критическое мышление через анализ произведений искусства;
  • формировать у детей навыки презентации и самооценки своей работы.

Внеурочная деятельность и ИЗО

ФГОС подчёркивает важность внеурочной деятельности. В рамках ИЗО это могут быть:

  • художественные кружки;
  • участие в конкурсах и выставках;
  • посещение музеев, галерей;
  • оформление школьной среды.

Такая деятельность способствует более глубокому погружению в искусство и формированию устойчивой мотивации к творчеству.

Ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности стало проблемное обучение. В основе этого типа обучения лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем.

Стержневым понятием проблемного обучения (П.О.) является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся. В рамках введения ФГОС я стараюсь систематически использовать методы проблемного обучения на своих уроках.

Существуют определенные способы создания различных проблемных ситуаций на уроке.

Первый способ – побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
Этот способ особенно хорош при объяснении ученикам понятий в живописи. Например, при объяснении понятия "рефлекс" перед учениками ставятся вопросы: "Какие оттенки желтого цвета приобретёт лимон, если я положу его на фоне синей ткани? А на красной? Как вы думаете, какие оттенки он будет приобретать в другой среде?"

Второй способ – использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или в др. ситуациях. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке ученика достигнуть поставленной перед ним практической цели.
При графическом построении куба учащиеся не имеют права пользоваться линейкой. Однако рисунок должен быть выполнен по всем правилам построения с соблюдением всех прямых и параллельных линий. Поэтому для проверки прямолинейности и параллельности линий они придумывают способы самопроверки.

Третий способ – постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.
Задание изображение животного с натуры. Проблема: как изобразить животное, например кошку, которая не спит?

Учащиеся ищут пути решения:

  • Фотография;
  • Набросок поз;
  • Дожидаться пока кошка примет тоже положение и т.д.

Четвертый способ – выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

Гипотеза: в разной цветовой среде предмет ведет себя по-разному. Учащиеся делают выводы. Пробуют помещать предмет на разные драпировки, проверяя свои выводы.

Пятый способ – организация межпредметных связей.

Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного и т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющие связь с учебным материалом.

Связь ИЗО с цветофизикой, с геометрией, литературой, биологией и т.д. Для построения рисунка помидора ученик должен знать, каким образом плодоножка крепится к плоду?

Шестой способ – варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Для отработки светотеневых представлений учащимся предлагают решить графическое изображение предметов не с помощью карандашей, а с помощью красок – черной и белой.
Несомненно, как высшую ступень творческой деятельности учащихся, следует рассматривать исследовательский метод.

На уроках Искусства я использую скорее элементы данного метода. Вопросы исследовательского характера возникают сами собой: как получить тот или иной цвет? Например: как получить оранжевый цвет для изображения апельсина, лисицы или тигра? Или, как получить зеленый цвет для изображения листвы деревьев, травы, если использовать только три основных цвета: красный, желтый и синий? А как получить коричневый, если его нет в коробочке с красками? А как получить цвет тела человека, сколько красок для этого необходимо смешать и какие цвета надо взять? Кто-то из ребят уже раньше до школы учился смешивать краски, тогда детям приходится вспоминать свой прошлый опыт, кто-то впервые работает с гуашью или акварелью. Учащиеся экспериментируют, смешивают краски на палитре, получают новые цвета, совершают маленькие открытия.

На уроках уже в среднем звене учащимся предлагается более усложненное задание – исследовать, как изменение освещения меняет восприятие формы предмета. Для этого необходимо сделать карандашом зарисовки того, как распределяется светотень на простых геометрических телах при боковом их освещении. Для этого надо поставить свои сконструированные бумажные геометрические постройки на белый лист бумаги так, чтобы свет на них падал сбоку, нарисовать их в положении по свету и против света, когда виден только силуэт. Учащиеся выполняют зарисовки предметов, используя знания о светотени, и в конце занятия анализируют полученные рисунки, сравнивая с работами одноклассников.

Используя основные принципы проблемного обучения, требует внедрения в свою практику проведения урока модели формирования у учащихся критического мышления.

В основе технологии РКМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия». Она в принципе лежит в основе структуры урока по ФГОС.

I. Стадия вызова. Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации.

II. Стадия осмысления. Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации школьника на активное получение новой информации; соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно; последующая систематизация информации

III. Стадия рефлексии. Организация работы школьников на третьем этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; анализ всего процесса изучения материала.

Практическое применение системно-деятельностного и проблемного подходов требует постоянного поиска эффективных педагогических решений. Ниже представлены конкретные примеры заданий и ситуаций, реализованных на уроках ИЗО в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС.

На каждом из этапов используются свои методические приёмы, которые я стараюсь применять. Их достаточно много: «Составление кластера», «Пометки на полях», «Совместный поиск», «Взаимоопрос», «Перекрёстная дискуссия», «Зигзаг», «Написание синквейна», «Учебный мозговой штурм», «Написание эссе», «Лекция с остановками», и др.

Пример: проблемная ситуация на тему «Свет и цвет»

Тема урока: Изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды.
Проблема: «Почему белый мяч на зелёной траве кажется слегка зеленоватым, а на фоне оранжевой ткани – розоватым?»
Реализация: Ученики получают задание — нарисовать белый предмет (например, гипсовый шар) на разных цветных фонах. Так формируется понимание понятия рефлекса.

2. Пример: проект «Город будущего»

Форма работы: групповая работа с элементами исследовательской и проектной деятельности.
Цель: создание коллективной панорамы «Город будущего» с использованием принципов архитектурной композиции и фантазийных элементов.
Результат: учащиеся создают коллаж из индивидуальных элементов, осмысленно используют приёмы композиции, приобретают опыт публичного выступления и совместной работы.

3. Пример межпредметной связи: «Изучаем форму через геометрию»

Связь: ИЗО + математика (геометрия)
Ситуация: Учащиеся изображают натюрморт, включающий цилиндр, конус и шар. Они применяют знания о построении перспективы, теней, что способствует углублённому пониманию объёма.

4. Пример: эмоционально-ценностный анализ картины

Картина: Илья Репин «Не ждали»
Приём: «Свободное письмо»
Задание: Напишите, что вы почувствовали, увидев эту картину. Кто эти люди? Почему их встреча вызывает столько эмоций?
Результат: Личностная интерпретация и гуманитарный отклик учащихся.

5. Пример: использование цифровых технологий

Проект: «Мой цифровой вернисаж»
Суть: Учащиеся создают цифровые коллажи с помощью Sketchbook, Canva, Paint 3D и оформляют презентации с пояснением замысла.
Плюсы: развиваются навыки работы с графическими редакторами и художественное мышление.

Хотелось бы отметить также следующие методы.

Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов

Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия. Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Кластер «Дымковская игрушка»

Цветовой строй материал сюжет

Дымковская игрушка
орнамент
Форма
Прием : Задание с затруднением. (Задание на пробное действие)
Цель: фиксация затруднения в пробном действии на уроке по теме
Задание с затруднением « Жостовская роспись»
Нарисовать ромашку в технике жостовской росписи с использованием основных приёмов жостовского письма.
Вывод: мы не можем нарисовать в технике жостовской росписи, не знаем приёмов жостовского письма.

Прием « Свободное письмо" (сочинение в свободной форме)
Опишите любые мысли и чувства, посетившие вас по поводу данного изображения
Например: Сурбаран, Франсиско. Отрочество Богоматери.
• Эмоциональная оценка
(Что я чувствую?):
• мое первичное восприятие
- чем потрясло, удивило, поразило
- оттолкнуло
• вызвало смесь странных чувств (одновременно нескольких – пояснить каких)
• Кто же она, героиня художника?
В результате обсуждения выясняется проблема: недостаточность эмпирического восприятия для полного художественного анализа картины?

Подобные задания:

  1. Посмотрите на картину М. Караваджо "Лютнист". Скажите, какую музыку играет музыкант. По его внешнему виду, предметам на картине определите характер музыки, которая слышится с этой картины.
  2.  А.И Бенуа "Итальянская комедия". По костюмам героев определите, какую пьесу они играли. О чем она могла рассказывать?
  3. Посмотрите на картину и скажите, о чем думают дети В.Г. Перова "Тройка". Расскажите о жизни мальчика из произведения "Свидание" Маковского.

Прием "Кубик"
Данный прием используется на этапе осмысления.

Положительные стороны приема "Кубик":
– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале.

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.

На уроках я стараюсь применять прием создания на уроке ситуаций занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Л.С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя». Например, различные познавательные игры.

Заключение

Преподавание изобразительного искусства в условиях ФГОС третьего поколения — это не просто обучение технике рисования, а развитие личности через художественную деятельность. Интеграция современных технологий, индивидуальный подход и ориентир на творчество позволяют сделать уроки ИЗО живыми, актуальными и значимыми для каждого ребёнка. Учителю отводится ключевая роль в создании условий для раскрытия художественного потенциала каждого ученика.

Список использованной литературы

  • Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: «Знание», 1991. - 80 с.;
  • Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1995. - 230 с., и др.
  • Селевко К.Г. энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. МНИИИ Школьных технологий, 2006 г.
  • Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.— 80 с.— (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №4)
  • Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы. Под руководством Б.М. Неменского. 2015 г.
  • Неменский Б.М. Искусство в жизни ребёнка. — М.: Просвещение, 2020.
  • Ершова Л.В. Методика преподавания ИЗО в начальной школе. — М.: ВЛАДОС, 2019.
  • Журова Е.В. Практика интегративного художественного обучения. — СПб.: Питер, 2021.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены